КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Полевая стадия проведения опроса
Яушева А.А. Формирование выборки: поиск новых возможностей // СоцИс. – 2007. – № 8. – С. 90-96. · Литвинов С. Использование понятия относительной погрешности оценивания для расчета выборки из генеральной совокупности с малой долей признака // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – № 2. – С. 141-150. http://www.ecsocman.edu.ru/text/26844271
Особенности работы интервьюеров. Основные требования к личности интервьюера. Специфика работы интервьюеров, обеспечение их безопасности и оценка качества работы. Базовые правила проведения интервью и распространённые ошибки при его проведении. «Эффект интервьюера» и как его избежать. Материалы необходимые интервьюерам для проведения исследования. Особенности создания и функционирования сети интервьюеров. Инструктаж, пилотаж и контроль хода проведения опроса. Основные правила проведения инструктажа перед социологическим исследованием. Базовые правила проведения "пилотного исследования" и учёт его результатов. Контроль ходом проведения опроса: валидация в ходе опроса, работа социолога в качестве интервьюера, прослушивание интервью при телефонных опросах и др. Дополнительные возможности по контролю за ходом проведения опроса, создаваемые благодаря новым технологиям (аудиозапись хода проведения интервью, использование услуг мобильных операторов и др.). Контрольная проверка (валидация). Основные правила валидации: её наличие, проверка 10-20% анкет у каждого из интервьюеров, при нахождения несоответствий – проверка всех анкет интервьюера, в случае подтасовки – прекращение сотрудничества с интервьюером. Вопросы, задаваемые при контрольной проверке, позволяющие установить факт проведения интервью и оценить его качество. Механизмы экономического поощрения и стимуляции качества работы интервьюеров и валидаторов.
Вопросы семинарского занятия: 1. Особенности работы интервьюеров. 2. Инструктаж, пилотаж и контроль хода проведения опроса. 3. Контрольная проверка (валидация) результатов социологического опроса.
Задание к семинарскому занятию По составленной ранее вами анкете проведите пилотажный опрос нескольких человек и определите сильные и слабые стороны вашей анкеты. Внесите и обоснуйте необходимые изменения в формулировку вопросов и дизайн анкеты.
Вопросы для обсуждения: · Главные правила работы интервьюеров. · Основные правила проведения инструктажа интервьюерам. · Повышение качества контроля за проведением опроса связанное с использованием новых технологий. · Какие вопросы стоит задавать при валидации? · Стоит ли в дальнейшем сотрудничать с интервьюерами, однажды проведшими фальсификацию данных?
Возможные темы рефератов и индивидуальных творческих заданий: · Создание и поддержание в функциональном состоянии сети интервьюеров. · Основные правила работы интервьюеров. · Пути повышения качества работы интервьюеров в современной Украине. · Механизмы экономического поощрения и стимуляции качества работы интервьюеров и валидаторов. · Проведение пилотного исследования и учёт его результатов. · Повышение качества контроля за работой интервьюеров. · Дополнительные возможности по контролю за ходом проведения опроса, создаваемые новыми технологиям.
Учебная литература: 1. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. – М.: Весь мир, 1997. – С 190 – 204; 227 – 233. // socioline.ru/node/780 2. Паніна Н.В. Технологія соціологічного дослідження. Курс лекцій. Навч. посібн. – К.: Наукова думка, 1996. – С. 32 – 60. 3. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. – М.: Тривола, 1999. – С. 117 – 125. 4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2003. – С. 233 – 295. 5. Бабосов Е.М. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 361 – 384. 6. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 132 – 166. 7. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – С. 115 – 189.
Рекомендованная дополнительная литература: · Брик Т. О чем молчат социологи. Какие данные массовых опросов мы анализируем? // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2009. – № 3. – С. 207-212. http://www.ecsocman.edu.ru/text/33476636 · Субъективная надежность: теория и метод измерения (ИСН) / Е. Головаха, А. Горбачик, Т. Любивая и др. // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2008. – № 1. – С. 166-188. http://www.ecsocman.edu.ru/text/26429019 · Стукало С. Качество работы опросной сети: к постановке проблемы // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 4. – С. 172-178. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18837667 · Мищенко М. Исследование влияния интервьюера на ответы респондента: результаты методического эксперимента // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2004. – № 1. – С. 129-134. http://www.ecsocman.edu.ru/text/18925249 · Мягков А.Ю. Объяснительные модели эффекта интервьюера. Опыт экспериментального тестирования / А.Ю.Мягков, И.В.Журавлева // СоцИс. – 2006. – № 3. – С. 85-97. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19012418.html · Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью // СоцИс. – 2006. – № 3. – С. 104-112. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19012404.html · Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // СоцИс. – 2000. – № 8. – С. 98-109. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18468216.html
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |