Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 4. Программа социологического исследования




Понятие программы социологического исследования, её функции и структура. Варианты определения понятия «программа социологического исследования» (Г. Зборовский, Е. Бабосов и др.). Программа, как аналог первых этапов исследования. Три основные функции программы (методологическая, методическая, организационная). Различные взгляды на структуру программы (разделы: теоретический, методический и организационный или методологический и методический). 14 практических советов к подготовке программы В. Ядова.

Выбор темы, постановка цели и задач исследования. Два варианта выбора темы («научный» и «под заказ»). Выбор темы исследования: актуальность и социальная значимость изучаемой проблемы, нацеленность на нужды практики, рассмотрение изучаемого объекта под углом зрения социологической науки. Принципы правильной формулировки проблемы исследования. Особенности перевода круга проблем, интересующих заказчика, в исследовательские проблемы и задачи. Предварительное знакомство с объектом исследования. Рекомендации относительно обзора литературы (не игнорировать его, но и не очень сильно в него углубляться). Зависимость цели от желаемых результатов исследования. Задачи, как ступени к достижению цели.

Определение понятий и формулировка гипотез. Определение понятий, как не допускающих разночтения. Разница между теоретическими и операциональными понятиями. Два требования к операциональным понятиям. Формулировка гипотезы как постановка вопроса о том, как соотносятся между собой выработанные понятия (переменные). Описательные и объяснительные гипотезы. Зависимые, независимые и отклоняющие переменные. Методологические положения, на которые стоит опираться при выдвижении гипотез. Соответствие гипотез ряду практических требований. Оценка возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором (вопросом анкеты). Внесение в схему гипотетических факторов. Группирование гипотетических факторов по типам. Подготовка плана анализа.

Методический раздел программы исследования. Стратегический план исследования и его составляющие. Методический и рабочие планы исследования. Финансовые и временные вопросы, график проведения мероприятий.

 

Вопросы семинарского занятия:

1. Понятие программы социологического исследования, её функции и структура.

2. Выбор темы, постановка цели и задач исследования.

3. Определение понятий и формулировка гипотез.

4. Методический раздел программы исследования.

 

Задание к семинарскому занятию

Составьте программу локального социологического исследования (массового опроса) по актуальной политической или социальной тематике (анкета опроса может отсутствовать или носить характер «наброска»).

 

Вопросы для обсуждения:

· Что может пониматься под «программой социологического исследования»?

· Всегда ли необходима программа социологического исследования?

· Проблемы выбора удачной темы исследования.

· Всегда ли необходима формулировка гипотез(-ы) исследования?

· Проблема возможности измерения каждого из показателей конкретным индикатором (вопросом анкеты).

· Что должен включать в себя методический раздел программы исследования.

 

Возможные темы рефератов и заданий для самостоятельной работы:

· Различные взгляды на программу социологического исследования.

· Особенности выбора темы социологического исследования.

· Роль гипотез в социологических и политологических исследованиях.

· Методический раздел программы исследования.

· Написание программы прикладного социологического исследования по актуальной политической или социальной тематике.

 


Учебная литература:

  1. Паніна Н.В. Технологія соціологічного дослідження. Курс лекцій. Навч. посібн. – К.: Наукова думка, 1996. – С. 23 – 31.
  2. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. – М.: Весь мир, 1997. – С. 118 – 152 с. // socioline.ru/node/780
  3. Ядов В.А. Общие требования к программе // Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е изд. – М.: Добросвет, 2003. – С. 122 – 130.
  4. Бабосов Е.М. Программа социологического исследования // Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 293 – 306.
  5. Зборовский Г.Е. Программа социологического исследования: методологический раздел / Г.Е. Зборовский // Прикладная социология: Учеб. пособие для caгуманит. (несоциол.) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – Гл. 4. – С. 66 – 88.
  6. Зборовский Г.Е. Программа социологического исследования: методический раздел / Г.Е. Зборовский // Прикладная социология: Учеб. пособие для caгуманит. (несоциол.) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – Гл. 5. – С. 89 – 105.
  7. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – С. 28 – 45.
  8. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 67 – 71.

 

Рекомендованная дополнительная литература:

· Темницкий А.Л. Учебное исследование – форма практических занятий // СоцИс. – 2001. – № 3. – С. 117-122. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18773714.html

· Юрлова А.Ю. Методическая культура современных социологических исследований // СоцИс. – 2008. – № 2. – С. 135-140. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/19144141.html

· Медведев В.А. Проблема понятийных оснований социологического исследования // СоцИс. – 2004. – № 6. – С. 143-146. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/18909493.html

· Балабанова Е.С. О комплексном характере социологических исследований // СоцИс. – 2002. – № 10. – С. 11-17. http://www.ecsocman.edu.ru/socis/msg/16896952.html

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.