Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологической информации




Лекция 2. Опрос как основной метод сбора

Виды социологических опросов и их особенности. Доля информации, получаемой в социологии, с помощью опросов. Критика массовых опросов учёными-постмодернистами. Различные варианты классификации опросов. В зависимости от периодичности: перекрёстные (разовые) и лонгитюдные (трендовые, когортные, панельные). В зависимости от «канала» передачи (метода сбора) информации: личное интервью, индивидуальное анкетирование, групповое анкетирование, телефонные, почтовые, прессовые, телевизионные и интернет опросы. В зависимости от глубины анализа предмета: разведывательные, описательные, аналитические. Другие варианты классификации – в зависимости от: цели, задач, объекта, сроков проведения, места опроса, масштабов и др. Специфика экзит-поллов и экспресс-опросов (зондажных исследований). Особенности опросов типа «омнибус». Типы информации, получаемой исследователем в результате опроса. Первичный и вторичный анализ (данных) опросов.

История проведения массовых опросов. Переписи населения и другие «сплошные» исследования с древнейших времён и до наших дней. Эмпирические исследования Дж. Граунта и У. Петти в середине ХVII в. Эмпирические исследования в XVIII – начале ХХ вв. «Соломенные опросы» (Дж. Селден) и их особенности. Прогнозы «Литературного дайджеста» и службы Джорджа Гэллапа на президентских выборах в США в 1936 г. Институционализация западной прикладной социологии. Современные тенденции в проведении прикладных социологических исследований. История развития российской и украинской прикладной социологии.

 

Вопросы семинарского занятия:

1. Виды социологических опросов и их особенности.

2. История проведения массовых опросов.

3. История эмпирических социологических исследований в России и Украине.

 


Вопросы для обсуждения:

· Является ли массовый опрос базовым методом прикладной социологии в нынешнее время? И если нет, то что этому мешает?

· Насколько достоверна информация получаемая в результате опросов?

· Можно ли считать переписи населения массовыми опросами?

· Какие современные тенденции проведения опросов являются наиболее перспективными?

· Специфика проведения опросов на постсоветском пространстве и в Украине в частности.

 

Возможные темы рефератов и заданий для самостоятельной работы:

· Массовый опрос как базовый метод прикладной социологии.

· Суть критики массовых опросов учёными-постмодернистами.

· Варианты классификации социологических опросов.

· Подробное описание одного из видов опроса.

· Общая история проведения массовых опросов.

· История проведения массовых опросов в одной из стран Запада.

· Институционализация западной прикладной социологии.

· Служба Гэллапа: история и современные особенности работы.

· История развития российской и украинской прикладной социологии.

· Особенности проведения опросов на постсоветском пространстве.

 

Учебная литература:

  1. Зборовский Г.Е. Виды социологических исследований / Г.Е. Зборовский // Прикладная социология: Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – Гл. 3. – § 2. – С. 52-65.
  2. Зборовский Г.Е. История становления прикладной социологии / Г.Е. Зборовский // Прикладная социология: Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – Гл. 2. – С. 32-48.
  3. Зборовский Г.Е. Опрос / Г.Е. Зборовский // Прикладная социология: Учеб. пособие для гуманит. (несоциол.) специальностей / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. – М.: Гардарики, 2004. – Гл. 6. – § 4. – С. 62-64.
  4. Мангейм Д.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования: Пер с англ. – М.: Весь мир, 1997. – С. 183-223. // socioline.ru/node/780
  5. Паніна Н.В. Проект дослідження // Технологія соціологічного дослідження. Курс лекцій. Навч. посібник. – К.: Наукова думка, 1996. – С. 14-21.
  6. Бабосов Е.М. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Прикладная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – С. 361-384.
  7. Сикевич З.В. Этапы исследования. Основные виды опроса // Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. – СПб.: Питер, 2005. – С. 32-45, 85-114.
  8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 2003. – С. 228-233.
  9. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – 2-е изд. – М.: Наука, 1987. – С. 130-132.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.