Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Черкашин Кирилл Валерьевич




Черкашин Кирилл Валерьевич

Прикладная социология

К.В. Черкашин

 

 

Учебно-методическое пособие

 

Донецк 2011


 

Прикладная социология: учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Донецк: ДонНУ, 2011. – 46 с.

 

Рекомендовано к печати кафедрой политологии Донецкого национального университета.

Протокол № 7 от 25 января 2011 г.

 

Рецензенты:

 

Примуш Н.В., доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Донецкого национального университета;

 

Анастасов А.И., кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Донецкого национального университета.

 
 


Содержание

 

 

Введение........................................................................................................... 4

Структура курса.............................................................................................. 6

Пояснения относительно литературы............................................................ 7

Содержание занятий (тезисы лекций, вопросы семинаров, задания к семинарским занятиям, дискуссионные вопросы, возможные темы рефератов и заданий для самостоятельной работы, списки рекомендованной литературы по темам)............................................................................................................... 8

Список рекомендованной литературы......................................................... 43

Образцы типичных заданий......................................................................... 44

Ведущих социологические структуры Запада, России, Украины и Донецкой области........................................................................................................... 45

 

 


 

Курс «Прикладная социология» может играть очень важную роль в обучении студентов-политологов. Фактически, в их профессиональной специализации существует несколько основных направлений. Условно эти направления можно обозначить следующим образом. 1. Государственное управление, подразумевающее дальнейшую работу во властных государственных структурах. 2. «Партийное строительство» – сотрудничество с политическими партиями, участие в политической борьбе. 3. Прикладная исследовательская, в первую очередь, социологическая работа. Именно в рамках этого третьего направления и существует данный учебный курс «Прикладная социология».

Каждое из этих трёх направлений имеет свою специфику. Например, первый путь самый «широкий», в наше время выпускник специальности «Политология», хорошо проявивший себя в ходе обучения, при желании без особых проблем может устроиться работать государственным служащим. Один из вопросов, правда, может заключаться том, насколько интересной ему покажется такая работа. «Партийное строительство», безусловно, интересный путь для тех, кто разделяет определённую идеологию, однако, много ли в нашем обществе таких людей? И не дискредитировали ли себя практически все распространённые в нашем социуме идеологии? Кроме того, сфера профессиональной «партийной борьбы» слишком зыбка и ненадёжна, имеет слишком «малый спрос» в регионах, чтобы полагаться только на неё.

Занятие же прикладными социологическими проблемами, с одной стороны, является очень интересной, можно сказать, даже захватывающей, сферой деятельности, позволяющей получать новые знания, а не повторять давно известное. А с другой, что далеко немаловажно – эта сфера деятельности имеет определённую степень спроса, позволяющую некоторым людям существовать за её счёт. Хотя, конечно, в нынешнее время предложение на «социологическом рынке» региона гораздо превышает спрос, тем более спрос подкреплённый реальными финансовыми ресурсами. Но это не значит, что такая ситуация будет сохраняться долго. Потребность знания мнения людей – насущная необходимость и политической, и «маркетинговой» сфер деятельности, независимо от того, осознаётся это «руководством» или нет.

Название курса «Прикладная социология» в некотором отношении является противоречивым. На Западе, например, нет такого учебного предмета. Есть «Методы сбора и анализа социологических данных», а название «Прикладная социология» является не очень точным – социологические знания могут применяться в самых разных сферах и ограничивать этот круг проблем в пределах одной дисциплины нецелесообразно.

Данный курс направлен в первую очередь на предоставление знаний и развитие навыков у студентов относительно проведения массовых социологических опросов. Именно опросы являются базовым способ сбора социологической информации для социологии (по некоторым данным с их помощью собирается около 80% анализируемой информации), а во многом и для политологии. Опросы – это базовый, самый распространённый метод сбора информации, во многом именно на нем основываются и другие методы «Прикладной социологии». Подробная проработка «иных» методов «Прикладной социологии» (фокус-групп, анализа текстов и др.) студентами политологами предусмотрена в рамках других, более поздних учебных курсов. И курс «Прикладная социология» может и должна стать тем фундаментом, на основе которого будет проводиться углублённое изучение «иных» методов сбора и анализа политологической и социологической информации.

В рамках курса «Прикладная социология» особое внимание будет уделено изучению следующих проблем и тем:

· Определению места и роли прикладной социологии в системе наук, установлению перечня и специфики применяемых ею методов исследований.

· Особенности опроса, как основного вида сбора социологической информации, рассмотрена проблема классификации опросов, кратко освещён вопрос истории становления этого метода.

· Основные этапы проведения массовых опросов и освещены вопросы подготовки к проведению опроса (написание программы, формулировка цели, задач, гипотез и т.п.).

· Подробно будут рассмотрены проблемы формулировки вопросов анкеты, её дизайна, а также выборочного метода в социологических исследованиях (построения выборки).

· Подробное рассмотрение полевой стадии проведения опроса.

· Кодирование социологической информации и программы обработки опросов (ОСА, SPSS, XL).

· Применение математических и других специальных методик при проведении и анализе итогов опросов, правила представления результатов опросов.

· Ведущие социологические структуры Запада, России, Украины и Донецкой области, этические проблемы при проведении социологических исследований.

· Специфика организации разных видов поросов, а также других видов исследований (фокус-групп, глубинных интервью, социологического наблюдения и т.п.).

В общей сложности курс состоит из: 34 академических часов лекций (17 пар), 34 часов семинарских занятий (17 пар), двух модульных контролей, 76 часов выделено на самостоятельную работу студентов, оканчивается курс экзаменом. Обычный режим проведения занятий в группе – одна пара лекций и одна пара семинаров в неделю.


СТРУКТУРА КУРСА «ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ»

Зачётные модули Содержание модуля Лекции Семинары СРС
Зачётный модуль І. Структура прикладной социологии, подготовитель­ная и полевая стадия проведения опросов 1. Прикладная социология как отрасль научного знания      
2. Опрос как основной метод сбора социологической информации      
3. Этапы проведения социологического опроса      
4. Программа социологического исследования      
5. Формулировка вопросов и создание анкеты      
6. Выборочный метод в социологических исследованиях      
7. Создание репрезентативной выборки      
8. Полевая стадия проведения опроса      
Зачётный модуль ІІ. анализ и презентация данных исследований, «редкие» методы прикладной социологии 9. Кодирование социологической информации и основы работы с компьютерной программой SPSS      
10. Специальные возможности программы SPSS и общие сведения о программе ОСА      
11. Особенности работы с программой «Обработка социологических анкет» (ОСА)      
12. Математические методы анализа результатов опросов      
13. Специальные методики проведения интервью и представление итогов опросов      
14. Ведущие социологические структуры и этические проблемы      
15. Особенности организации разных видов массовых опросов      
16. Фокус-группа и глубинное интервью как методы социологического исследования      
17. Наблюдение, эксперимент и анализ текстов      
  Всего      



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.