Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменов восприятия




Все феномены восприятия могут быть сгруппированы в шесть боль­ших классов. Классы эти и их иллюстрации могут показаться довольно элементарными читателю, уже знакомому с ними. Тем не менее, их обзор существенен для получения четкого представления о задачах, стоящих пе­ред различными теориями восприятия.

Представим себе, что мы смотрим на различные диски, круги и дру­гие простые объекты в меняющихся условиях. Хотя для удобства наши примеры будут взяты из области зрения, все рассмотренные ниже фено­мены могут быть легко проиллюстрированы и в других сенсорных мо­дальностях.

1. Небольшой бумажный диск показывается на белом фоне. Мы констатируем, что он видится красным. Нам предъявляется второй диск, и он выглядит синим. Представленные в непосредственном опыте опреде­ленные «качества» — в зрении мы называем их тонами или цветами — являются одним из наиболее очевидных аспектов того, как выглядят ве­щи. Музыкальный тон, запах розы, вкус, боль, переживания давления, те­пла или холода составляют другие хорошо знакомые примеры. Далее мы замечаем, что качества характеризуются различными «количествами» или измерениями. В зрении, например, качества имеют пространственную протяженность: каждое из них как бы охватывает определенную область пространства. По отношению к качеству мы имеем также переживания «интенсивности» или «силы». Один серый диск выглядит ярче или тем­нее другого, один красный цвет кажется более насыщенным, нежели дру­гой; один из тонов может быть громче или тише другого и т.д. Пережи­вание качества, кроме того, длится во времени. Сенсорные качества и их количественные измерения составляют, следовательно, один общий аспект

36 Зак. 2652


562 Тема 7. Человек как субъект познания

того, какими мы видим вещи1. Конечно, эти качества и измерения часто модифицируются условиями среды, в которой они наблюдаются, например фоном или освещенностью. Кроме того, они могут различным образом взаимодействовать друг с другом, но сущность качества никогда не объяс­няется полностью этими взаимодействиями. Хотя наши образы воспри­ятия более сложны, чем эти простые качества или сенсорные модально­сти, последние всегда в них присутствуют.

В классификации и терминологии, относящихся к этой области, су­ществуют определенные трудности. Подходя к этому вопросу с точки зре­ния чистого сознания, Титченер рассматривал ощущения как элементы сознания, а качества — интенсивность, протяженность, длительность и яс­ность — как атрибуты (или измерения) ощущений. Такая схема неудов­летворительна, поскольку кроме этих пяти атрибутов не существует ни­чего другого, придающего смысл слову «ощущение». Отделенное от них ощущение превращается в чистую абстракцию. Практика рассмотрения таких фиктивных «ощущений» в качестве элементов или строительных блоков сознания представляет мозаичную теорию непосредственного опы­та, против которой так энергично выступали гештальтпсихологи. Пра­вильней, быть может, считать не ощущения, а непосредственное пережи­вание качества основным фактом нашего осознания мира. Качество, как мы видим, уникально. Оно отличимо от сенсорных измерений, с которы­ми, тем не менее, всегда тесно связано. Оно входит в такие измерения, как длительность, интенсивность, протяженность и т.п., но никогда не может быть сведено целиком ни к этим, ни к каким-либо другим измерениям. Конечно, качество исчезнет, если интенсивность, протяженность или дли­тельность свести к нулю. Но то же самое Произойдет со всякими объек­тами, даже с теми, которые относятся к миру, регистрируемому физически­ми методами.

Но существует ли измерение в самом качестве? Упорядочены ли са­ми качества в непрерывный континуум едва различимых ступенек?

Некоторым психологам казалось, что &то именно так. Например, гра­дации цвета описываются в виде непрерывного ряда, расположенного во­круг основания цветового конуса. Звуковые тоны музыкальной шкалы рас­полагаются в последовательную серию чрезвычайно малых различий. Эти соображения, вероятно, и привели ранних Н[нтроспекционистов к объявле­нию качеств атрибутами или измерениями абстрактных конструкций — ощущений. По-видимому, здесь имеется некоторая путаница. Основные цвета в действительности не образуют континуума. Каждый уникален и расположен на расстоянии от всех других подобно углам цветового тре­угольника. То, что лежит между основными цветами, может быть названо

1 Хелсон насчитал не менее восемнадцати возможных направлений вариаций непо­средственного восприятия цвета (см. Helson H. Perception. Ch. 8 // Helson H. (ed.). Theoretical foundations of psychology. N. Y., 1951).


Оллпорт Ф. Феномены восприятия 563

континуумом промежуточных качеств (сине-зеленые, оранжевые, пурпур­ные и т.д.). Каждое из этих качеств в различной степени похоже на основ­ные компоненты, но каждое может быть также определено как первичное качество. Существует множество промежуточных серий, переходов, смесей качеств в различных количествах или пропорциях. Каждая из этих смесей, правда, обычно воспринимается как неразложимое «целое», однако часто удается выделить первичные компоненты, составляющие их. В них присут­ствуют как целостность, так и составленность, хотя в восприятии не может быть представлено и то и другое одновременно и с одинаковой ясностью. Игнорировать или пренебрегать элементарными или первичными качества­ми, ради какой-то частной теории или метода интроспекции — значит за­крывать глаза на факты, имеющие место в повседневном опыте.

2. Наш второй класс феноменов восприятия резко отличается от пер­вого. Хотя, подобно феноменам первого класса, они представляют собой не­посредственный опыт, возникающий от действия объектов среды, феномены этого класса кажутся еще в меньшей степени детерминированными стиму­ляцией и в большей степени — процессами организма. Они ярко демонст­рируют влияние одного перцептивного явления на другое, которое часто приводит к оптическим или каким-либо другим иллюзиям. Они связаны в основном с конфигурационными качествами воспринимаемых вещей — их формой, контуром, группировкой и т.п. Глядя на окружность, начерчен­ную чернилами на белом картоне, мы замечаем, что ее кажущиеся размеры меняются при помещении ее между двумя параллельными линиями или линиями, образующими угол. Она может показаться трансформированной в часть спирали, если ее контур заштриховать отрезками прямой с перемен­ным наклоном, или вследствие специфических свойств фона. Квадрат, по­ставленный на один из своих углов, кажется вовсе не похожим (ромбовид­ным) на такой же квадрат, верхняя и нижняя стороны которого находятся в горизонтальном положении. Взглянув снова на окружность, но без пере­секающих ее линий или других окружностей, мы заметим, что она заклю­чает область, которая «отделена» от фона, и что линия окружности или ее контур кажется принадлежащим кругу, но не круглому отверстию в фоне. Мы видим, что круг кажется определенной «фигурой», отчетливо выступаю­щей из фона, и что остальная часть картона кажется простирающейся за ним как менее ясный фон.

Фигура и фон — непременные аспекты восприятия. В каждой сен­сорной модальности мир предоставляется нам состоящим из фигур, распо­ложенных на некотором фоне. Существует большое числа правил, опреде­ляющих, какая часть будет фигурой и какая фоном. Если некоторая часть изображения может быть, как фигурой, так и фоном, то наблюдается смена выступающих и отступающих полей при каждом переходе от восприятия одного сочетания фигуры и фона к другому, противоположному.

Элементы фигур, точки и т.п. кажутся «идущими вместе» или раз­деляются на группы в зависимости от условий. Если две фигуры соеди-


564 ■ Тема 7. Человек как субъект познания

нены, то они могут казаться образующими единую большую фигуру или распадаться на две фигуры в соответствии с особенностями их организа­ции. Фигура, которая сама по себе проста и отчетлива, часто трудно вос­принимается, если она составляет часть большого, прочно связанного це­лого. Части, будучи соединены друг с другом, образуют совершенно особые целые. Часть, включенная в целое, кажется другой, чем при отдельном восприятии. Подобные эффекты организации и образования целого име­ют место и в слуховой модальности. Если мы слышим серию регулярных ударов равной интенсивности, то на них накладывается субъективный ритм, содержащий более сильные и более слабые удары.

Две световые точки, поочередно зажигаемые на небольшом расстоя­нии друг от друга и с определенным временным интервалом, будут казать­ся непрерывно движущейся одной точкой. Если окружность, на которую мы смотрим, разорвана или образована последовательностью точек, она, тем не менее, будет воспринята как замкнутая фигура. Можно показать, что ме­жду частями единого «целого» существуют отношения, которые выходят за пределы этих отдельных частей. Так что, если части меняются с соблюде­нием некоторых пропорций, то их отношения (целостность) все еще оста­ются узнаваемыми. Этот факт демонстрируется транспозицией мелодии — переносом ее из одной тональности в другую (качество формы). То же име­ет место в экспериментах, где с помощью пищевого подкрепления обучали цыплят реагировать достаточно четко на более темный из двух серых цве­тов. Затем, когда серый, на который была выработана реакция, объединял­ся в пару с новым, еще более темным цветом, цыплята начинали охотно вы­бирать этот последний вместо того, на который они ранее были обучены реагировать.

Приведенные факты показывают, что в восприятии имеет место взаимодействие внутри целостностей: каждая часть оказывает некоторое влияние на другие. Ничто никогда не изолировано. «Целостный» харак­тер формируется ансамблем, он не может быть обнаружен в частях при их раздельном восприятии.

Итак, это наш второй большой класс аспектов восприятия. Как мы увидим, они представляют некоторую абстракцию, так как для их выде­ления приходится игнорировать многое из более очевидного содержания наших чувственных данных о вещах. Они скорее относятся к форме пер­цептивного опыта, нежели к его содержанию. Феномены этого класса ши­роко известны как фигурационные или конфигурационные аспекты вос­приятия.

3. Предположим теперь, что нам предъявляется круглый диск сна­чала во фронтальной плоскости, где он, конечно, кажется круглым, а за­тем в наклонной плоскости, так что его проекция на сетчатке приобрета­ет эллиптическую форму. Все же мы склонны и при этих условиях видеть диск круглым, а не эллиптическим. Правда, мы видим его не абсолютно круглым, а воспринимаем скорее некий компромиссный вариант формы,


ОллпортФ, Феномены восприятия 565

более близкий к кругу, нежели к эллипсу. Это феномен константности восприятия. Он обеспечивает нам постоянство свойств всего видимого и, таким образом, позволяет узнавать и идентифицировать объекты, когда они воспринимаются под различными углами или в различных положе­ниях. Этот же феномен обнаруживается при восприятии величины на раз­личных расстояниях, а также цвета и яркости при различных условиях освещения. Признаки, поступающие от объектов и их окружения, нераз­рывно связаны с эффектом константности восприятия. Эти признаки, по-видимому, «используются» в соответствии с прошлым опытом, и по боль­шей части они обеспечивают нам весьма правильное восприятие.

4. Четвертый класс феноменов появляется в условиях задачи абсо­
лютной оценки отдельных стимулов упорядоченного ряда. Эта ситуация
отличается от оценки, например, яркости или громкости стимула относи­
тельно объективного стандарта. Факты, с которыми мы в данном случае
сталкиваемся, касаются скорее вопроса о том, что мы называем «ярким»
или «тусклым», «легким» или «тяжелым», «громким» или «тихим» и т.п.

Предположим, например, что нам показывается несколько круглых дисков равной величины, один за другим. Они предъявляются в форме световых пятен, проецируемых на экран, и существенно различаются ме­жду собой по яркости. Мы должны решить в отношении каждого диска, считаем ли мы его «ярким», «тусклым» или «средним».

Хотя у нас нет эталона для оценки, после предъявления серии стиму­лов, вероятно, определится степень яркости, которая выглядит для наблюда­теля нейтральной: выше нее диски кажутся яркими, ниже — тусклыми. Другими словами, человек сам строит субъективные шкалы оценок. Мы бу­дем называть этот феномен системой отсчета в восприятии свойств.

5. Перейдем теперь к универсальному аспекту восприятия, который
кажется слишком очевидным, чтобы на нем специально останавливать­
ся. Он совершенно отличен от любого другого, уже описанного нами, но
связан с каждым из них. Хотя это и не обязательно, давайте подойдем к
вопросу с рассмотрения условий подпороговых воздействий.

Предположим, мы смотрим на некоторый объект с целью опознать его в условиях очень короткой экспозиции или при освещенности, недос­таточной для его узнавания. Будем от пробы к пробе постепенно удли­нять время экспозиции или увеличивать освещенность. Сначала мы уви­дим какое-то красное пятно округлой формы, но опознать объект еще не сможем. Экспозиция или освещенность увеличится, и мы вновь сделаем попытку опознать объект. Может последовать целая серия безуспешных попыток или ошибочных восприятий — вдруг мы узнаем объект сразу: это — яблоко. Это — не красный диск, не свекла, не круглый красный мяч, а яблоко. Мы не ошибаемся, так как объект имеет много характерных признаков. Мы не можем сказать, что это только цветовые впечатления; это также не одна только конфигурация. Хотя объект обладает опреде­ленной фактурой, организацией частей, непрерывностью контура и воспри-


566 Тема 7. Человек как субъект познания

нимается как фигура на фоне, он представляется как нечто большее, не­жели каждое из этих свойств. Он подчиняется закону константности ве­личины и цвета, и легко может быть создана система отсчета для «яблок», устанавливающая, кажется ли предъявленный объект большим или ма­леньким яблоком. Однако совершенно очевидно, что ни одно из перечис­ленных свойств не описывает его полностью.

Эта характеристика восприятия столь универсальна и характерна, что трудно найти в описании видения вещей что-либо более значимое. Ве­щи и события предстают перед нами не просто как качества, свойства или формы, но именно как вещи и события. Реальный предметный характер восприятия (назовем его так, подразумевая слово «предмет» в очень ши­роком смысле) — фундаментальное его свойство. Быть может, примеча­тельней всего, что в этом свойстве представлено «значение». Значение — это не только то, что связано с конфигурацией или целостностью объекта или с его величиной, яркостью и т.п. Это также и опыт в отношении дан­ного объекта. Поскольку события также включены в наше широкое оп­ределение «предмета», то мы можем распространить эту характеристику на значения конкретных ситуаций и действий.

6. В первых трех категориях — в сенсорных качествах и измерениях, в свойствах конфигурации и константности — мы описывали свойства вос­приятия, общие всем людям. В четвертой и пятой категориях также были отмечены черты, вероятно присущие всем людям, имеющим нормальный опыт. Мы переходим теперь к свойству восприятия, которое связано с ин­дивидуальными различиями, а также с различными состояниями одного ин­дивида.

Давно уже известно, что специфические установки наблюдателя или отношения, существующие длительно или только что возникшие, влияют на выбор объектов, которые воспринимаются, а также на степень готовности к их восприятию. Феноменально это выражается в большей ясности или жи­вости восприятия данных объектов. Описываемое свойство восприятия тес­но связано с конкретным, предметным характером стимулов; именно в тех случаях, когда мы принимаем во внимание конкретный характер или зна­чение объекта, мы часто обнаруживаем связь между ним и состоянием, в котором находится испытуемый. Этот феномен более отчетливо проявля­ется по отношению к объектам, которые мы ищем, или к неопределенным ситуациям, которые мы готовы осмыслить в определенном плане.

Если, например, мы смотрим не на бессмысленные окружности или цветные диски, а ищем потерянную нами дорогую брошь, наше пере­живание потери, соединяясь с установкой найти именно данный предмет (которая включает представление того, «как он выглядит»), сильно спо­собствует поиску и может сократить его время. Перцептивные установ­ки или состояния готовности, вызванные потребностями, одновременно и типичны и важны. Эмоциональные состояния также могут определять перцептивную готовность или способ восприятия определенных объектов.


Оллпорт Ф. Феномены восприятия 567

Как часто надгробная плита ночью на кладбище принималась за при­зрак. Способ восприятия неопределенных или двусмысленных ситуаций может до некоторой степени определяться индивидуальными особенно­стями наблюдателя — факт, используемый £ тестах Роршаха для диагно­стики личности.

Итак, для полноты нашего списка мы должны добавить шестое свой­ство восприятия, которое будем называть эффектом доминирующей уста­новки или состояния. Не следует упускать #з вида, что установка неред­ко может быть следствием не сильной мотивации, эмоциональной или личностной установки, а гораздо менее драматичных факторов, таких, как частота или привычность появления объекта в опыте наблюдателя. Описанные эффекты обычно относятся к избирательности восприятия, поскольку в них речь идет о том, какие объекты из окружения будут вос­приняты, а какие нет.

Приведенное описание основных феноменов восприятия, хотя оно в высшей степени сжато и оставляет без внимания физиологический аспект, является достаточно полным для нашей цели.

Итак, вопрос: «Какими мы видим вещи?» — позволяет выделить шесть аспектов восприятия: сенсорные качества и измерения, конфигура­цию, константность, систему отсчета, предметный характер и эффект до­минирующей установки или состояния. Все эти аспекты восприятия со­ставляют факты, которые должна включить в свой состав каждая теория восприятия, претендующая на полноту.


Р.Грегори

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ФИГУРЫ. РИСОВАНИЕ НА ПЛОСКОСТИ1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.