Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная автономия 2 страница




1 См.: Canning L. et al. Permenence of vocational interests of high school boys // Journal of Educational Psychology. 1941. Vol. 32. P. 481-494; Strong E. Permanence of interest test scores over twenty years //Journal of Applied Psychology. 1951. Vol. 51. P. 89-91.



Тема 12. Психология мотивации


Дело не в том, назовем ли мы эти собственные мотивы интересами, чувствами, ценностями или как-то еще. Как бы мы их ни назвали, они являются приобретенными и исключительными. Поскольку порождаемое ими напряжение — иное, чем напряжение исконных мотивов, они, по на­шему определению, функционально автономны.

2. Приобретенные интересы и ценности обладают избирательной
силой.
[Далее] мы покажем, что то, что человек воспринимает, запомина­
ет и думает, в значительной мере определяется его проприативными об­
разованиями. По мере возрастания интереса он создает стойкое напря­
женное состояние, ведущее к соответствующему поведению, а также дей­
ствует как молчаливый агент, отбирающий и направляющий все то, что
к нему относится. Так, люди с сильным эстетическим интересом быст­
рее реагируют на слова, связанные с этим интересом, чем на слова, отно­
сящиеся к отсутствующему у них интересу1. Просматривая газету, они
читают больше статей, относящихся к искусству, чем люди без выражен­
ного эстетического интереса2. Такая же избирательная тенденция обна­
руживается во всех изученных видах интересов.

3. Образ Я и стиль жизниорганизующие факторы. Было бы
ошибкой думать об интересах как об одной-единственной побудительной
силе. Вместе они формируют сложный образ Я (или жизненный стиль),
который также функционально автономен. Он развивается постепенно в
течение жизни и день за днем направляет и объединяет все (или, по край­
ней мере, многие) усилия личности.

Я здесь говорю о высших уровнях организации личности. Многие теории личности (особенно те, что постулируют «неизменные энергии») не замечают мотивационной силы образований высокого уровня. Моя пози­ция такова: низкоуровневые самоподдерживающиеся (персеверативные) системы существуют, но более важный случай функциональной автоно­мии обнаруживается в сложной организации проприума, детерминирую­щей «общую позицию» зрелой системы.

Важнейший компонент этого главного динамизма — чувство ответ­ственности, которое человек принимает за свою жизнь. То, как человек определяет свою роль и обязанности в жизни, в значительной мере детер­минирует его повседневное поведение. (Мак-Дугалл называет этот уровень организации «чувством по отношению к себе», другие называют его «эго-идеалом».)

1 См.: Cantril H. General and specific attitudes // Psychological Monographs. 1932.
№ 192; Jenkin N. Affective processes in perception // Psychological Bulletin. 1957. Vol. 54.
P. 100-127.

2 См.: Cantril H., Allport G. W. Recent applications of the Study of Values // Journal of
Abnormal and Social Psychology. 1933. Vol. 28. P. 259-273; Engstrom W. C, Power M. E. A
revision of the Study of Values for use in magazine readership research // Journal of Applied
Psychology. 1959. Vol. 43. P. 74-78.


Олпорт Г, Трансформация мотивов 59

Какие процессы не являются функционально автономными?

Я утверждал, что личностная структура большей частью постинстин­ктивна: в норме она не детерминируется полностью ни врожденными влечениями, ни ранними юношескими комплексами. В отличие от Фрей­да и Адлера, я не считаю, что основы личности обычно закладываются к трем или пяти годам.

Однако не все мотивы функционально автономны. Несколько их видов не могут быть названы таковыми.

1. Влечения. С рождения до смерти человек подчиняется биологи­
ческим влечениям. Человек должен есть, дышать, спать и выделять, а его
тело должно осуществлять бесчисленные гомеостатические приспособле­
ния для поддержания тонкого жизненного равновесия. Конечно, выше
указывалось, что у большинства влечений развиваются канализирующие
их стили выражения; они ищут удовлетворения определенным предпоч­
тительным способом. Но канализация — это не подлинная функциональ­
ная автономия. В качестве нашего первого обобщения скажем: если мо­
тив можно проследить до напряжения первоначального влечения, он не
служит примером функциональной автономии.

2. Рефлекторные действия. Моргание, коленный рефлекс, процесс пи­
щеварения — ни одно из этих действий не должно считаться функциональ­
но автономным, хотя все они также проявляют индивидуальные особенно­
сти функционирования. Это автоматические реакции, поддающиеся толь­
ко легкой модификации и приспособленные к специфической стимуляции.
Сомнительно, что их вообще можно классифицировать как мотивы.

3. Конституциональная оснастка. Некоторые способности и образо­
вания лучше рассматривать как фиксированные и неизменные в течение
жизни. Мы прежде всего имеем в виду такое «сырье*, как телосложение,
интеллект, темперамент.
Можно добавить индивидуальные ограничения
телесной силы и здоровья. Сюда же относятся заданные законы развития
(такие, как созревание способностей с возрастом, наступление половой зре­
лости и т.д.)- Ничто из этого прямо не является «мотивом», но разумно
учитывать их ограничительное влияние на трансформацию мотивов.

4. Привычки. Хотя утверждалось, что «привычки, стремящиеся
вверх», хорошо соответствуют нашей концепции персеверативной функци­
ональной автономии, неблагоразумно считать привычки в целом примером
функционально автономной мотивации. На самом деле, большинство при­
вычек вообще не являются мотивами. Это инструментальные системы, на­
ходящиеся на службе у мотивов.

5. Первичное подкрепление. Все паттерны поведения, требующие пер­
вичного подкрепления, находятся за пределами концепции функциональ­
ной автономии.



Тема 12. Психология мотивации


Маленький соседский ребенок подходит к нашей двери и получает печенье. Он возвращается снова и снова. Приобрел ли он новый (функционально авто­номный) мотив? Чтобы получить ответ, мы должны отменить печенье. Если ребенок перестанет приходить, это покажет, что его мотивация полностью была связана с его любовью к сладостям. У него не сформировался новый интерес к нам.

Если рабочий делает что-то хорошо только под влиянием похвалы, мы не можем сказать, что мастерство приобрело для него силу мотива. Аналогично, если он получает наследство и совсем прекращает работать, мы смело можем сказать, что для него его профессия была всего лишь внешней привычкой, слу­жащей его потребности зарабатывать на жизнь, а не внутренним функцио­нально автономным мотивом.

Я надеюсь, что теперь ясна моя позиция по «подкреплению». Всякий раз, когда, как в вышеприведенных примерах, форма поведения «затухает» при неудовлетворении первоначального влечения, мы вообще не можем говорить о трансформации мотивов. Функциональной автономии здесь нет. Что касается «вторичного подкрепления», то это объяснение трансформа­ции мотивов смутно и еще слишком привязано к «неизменным энергиям», чтобы дать удовлетворительную теорию роста зрелых интересов.

6. Инфантилизм и фиксация. Всякий раз, когда взрослый человек демонстрирует детский или юношеский конфликт, мы не можем говорить о функциональной автономии. Этот человек следует желанию, в основном не изменившемуся с детства.

У девочки двенадцати лет была очень неприятная привычка шлепать гу­бами несколько раз в минуту. В конце концов анализ обнаружил, что восемью годами раньше мать сказала ей, что когда она вдыхает воздух, он «хороший», а когда выдыхает его — воздух «плохой». Эти моралистические понятия огор­чили четырехлетнюю девочку, так как из них она поняла, что виновата в том, что делает воздуха «плохим». Глубоко встревоженная, она пыталась совсем не дышать. Потерпев неудачу в этих героических усилиях, она изобрела ритуал целования воздуха, который выдыхала, чтобы «снова сделать его хорошим». Привычка сохранилась, отрицательные эмоции привели к вытеснению воспо­минаний о событии; тик остался. Потребовался психоанализ, чтобы вернуть в сознание захороненный конфликт и вылечить тик.

В этом случае поведение в двенадцать лет по существу представляет собой отреагирование нерешенного конфликта четырехлетнего возраста.

Проницательный читатель может спросить: «Не имеем ли мы здесь дело со случаем персеверативной функциональной автономии? Похоже, девочка страдает от диссоциированной самоподдерживающейся мотива-ционной системы». Это хорошее наблюдение. Навязчивые действия типа мытья рук, лицевых тиков, грызения ногтей, чесания, сосания пальца, ко­нечно, действуют как питающие себя системы. Импульсивный акт не за­вершается, пока не вызовет повторение этого же навязчивого акта. Сто­ит дать концепции персеверативной функциональной автономии место в теории навязчивых неврозов.


ОлпортГ, Трансформация мотивов



Но есть и серьезная разница. Мы замечаем, что маленькую девочку вылечили, когда устранили конфликт восьмилетней давности. Следова­тельно, ее невротическое поведение не было первоначально самоподдер­живающимся.

7. Некоторые неврозы. Как показывает наш пример, проблема невротического поведения с точки зрения функциональной автономии усложняется. Главное, что нам бы хотелось утверждать — это то, что невротические мотивы не являются функционально автономными, ибо актуальные действия невротичного человека изначально нагружены про­шлым. Его поведение преследует эхо прежней жизни. Невротик оказы­вается не способным адекватно сосредоточиваться на настоящем или будущем. Фрейд научил нас, что корни невроза часто лежат в первых годах жизни.

Но есть и другая сторона картины. Любой невроз — это сложнопе-реплетенная система маневров, предназначенных для поддержания жиз­ни в сложных условиях1. Это выученный стиль выживания, и он может рассматриваться без ссылок на прежние неосуществленные потребности. Невротический стиль жизни может жестко установиться и больше не таить в себе прошлых конфликтов. В особенности так называемый «не­вроз характера» отражает образ Я, плохо соответствующий реальности, но тем не менее стойкий и сохраняющий стилистическое постоянство. Так не является ли он функционально автономным?

Существует по крайней мере теоретическое отличие, которое помо­жет нам дать ответ. Если в процессе психоанализа пациент оживляет в памяти прошлое (как сделала наша двенадцатилетняя девочка) и узнает, какие вытесненные события создавали проблему, и если это прослежи­вание назад обеспечивает исцеление (потому что пациент видит, что выз­вавшему проблему элементу нет места в нынешней мотивационной сис­теме), то невроз не был функционально автономным. С другой стороны, если «невроз характера» столь жестко структурирован, что теперь состав­ляет паттерн жизни, и ничто не может устранить его, то у нас нет иного выбора, как признать, что он является приобретенной, функционально автономной мотивационной системой.

Отсюда мораль для психотерапии. Было бы мудро со стороны терапевта на­учиться определять, облегчать ли симптомы пациента через «движение к кор­ням проблем» или примирять пациента с его собственным сформировавшим­ся стилем жизни. В первом случае терапевт полагает, что невроз не является функционально автономным. Во втором случае он полагает, что невроз явля­ется таковым и с ним лучше справляться посредством переучивания, а не оживления в памяти.

1 См.: Angyal A. A theoretical model for personality studies // Theoretical model and personality theory / Ed. by D. Krech, G. S. Klein. Durham (N. C): Duke Univ. Press, 1952. P. 141.



Тема 12. Психология мотивации


На психозы можно посмотреть с той же точки зрения. Некоторые психотические расстройства временны и отражают неуравновешенность в существующих системах мотивации. Нарушение не является функци­онально автономным. Однако некоторые психически больные полностью не способны справляться со своим существованием и постоянно «пере­ходят в другой мир». Такой пациент принимает иллюзорный паттерн и усеченный диапазон поведения как постоянный стиль жизни, и для него этот новый уровень существования становится функционально автоном­ным. Он «привыкает» к своей болезни и выстраивает свою жизнь вок­руг нее.

Наконец, вернемся к случаю политика, идущего по стопам своего отца. Когда мы говорили об этом, то подняли вопрос, является ли его взрослый профессиональный интерес простым невротическим «выраже­нием» его детской идентификации с отцом. Если это так (о чем мы су­дим по наличию у него компульсивности и ригидности), то этот интерес нельзя рассматривать как функционально автономный. Однако если он уже давно проработал свою юношескую зависимость и теперь интересу­ется политикой ради нее самой, то мотивация функционально автоном­на. Мы упоминаем этот случай, чтобы подчеркнуть, что необходимо ис­следовать каждый конкретный пример, чтобы определить, в какой степе­ни и как в нем может присутствовать функциональная автономия.

8. Сублимация. Привычная теория Фрейда считает, что все взрос­лые мотивы (даже наиболее социально ценимые и идеалистичные) — это «очевидные сублимации» примитивных мотивов секса и агрессии. Врач, художник, миссионер вытесняют свои «желания с отторможенной це­лью»; они находят замену тому, чего реально хотят в жизни. Несомнен­но, «очевидная сублимация» действительно иногда существует, но мы

решительно не согласны, что она объясняет все мотивы взрослых.

Для доказательства своей точки зрения критики функциональной автономии приводят особые случаи. Один исследователь пишет:

Мой уклон биологический, механистический и фрейдистский. Позвольте мне описать случай, соответствующий моему уклону и, видимо, отрицающий функциональную автономию.

У меня есть друг, который, похоже, сильно мотивирован эстетическими цен­ностями. Все, что он делает, кажется соответствующим этой хорошо интегри­рованной мотивационной системе. Он поднимает глаза от внимательно рас­сматриваемой фотографии безрукой Афродиты и вздыхает: «Ах, если бы ны­нешние люди были такими». В поисках совершенной подруги он каждый уик-энд проводит с новой девушкой. Как-то, возвратившись с одного такого свидания, он сказал: «Она в порядке, но у нее нет бюста». Он любит поэзию. Когда он читает стихи, слова падают из его рта подобно кусочкам мрамора. Он цитирует Ноэля Коуарда. И во многих других отношениях он — эстет выс­шей пробы. Составляет ли его любовь к прекрасному функционально автоном­ный мотив? Я думаю, нет.

Его зовут Ларе. Его разведенная мать и он крайне преданы друг другу. В конечном счете, его «идеальная девушка» — его мать. Его озабоченность гру-


Олпорт Г. Трансформация мотивов 63

дями, его «пережевывание и сосание» прекрасных поэтических строк, — все это демонстрирует его желание обладать своей матерью (или вернуться в нее). Эстетизм Ларса невротичен, это просто очевидная сублимация его истинных мотивов.

Если случай в основном таков, как утверждает этот исследователь, нет оснований предполагать, что эстетический стиль жизни Ларса функ­ционально автономен. Он не присущ внутренне его природе, а стоит на службе другого, более сильного и, в лучшем случае, наполовину осознан­ного мотива.

Вот другой случай, описанный исследователем, также скептически относящимся к функциональной автономии.

Недавно я встретил одного священника и заинтересовался его случаем. Многие говорили мне, что он — человек с единственным мотивом в жизни: собрать деньги на постройку женского монастыря. Пока я не познакомился с ним, я не мог даже вообразить столь всепоглощающее доминирование этого одного мотива во всем его поведении.

Например, я должен был договориться с ним об аренде школьного зала для подростковых танцев. Он спросил, какой процент прибыли он получит для сво­его проекта монастыря. Я пытался обсудить с ним проблему досуга подрост­ков; его это не интересовало. Я пытался обсудить межрелигиозное напряже­ние в общине, он и это отмел. На каждый гамбит в разговоре он отвечал: «Сколько я получу на монастырь?»

У него плохие отношения с людьми в городе, ибо он немилосердно пресле­дует их ради денег. В его офисе находится большая картина предполагаемого монастыря, причем она не висит на стене, а стоит на мольберте, так что сразу бросается в глаза. Даже архиепископ, говорят, не очень благоволит этому про­екту, потому что священника подозревают в том, что он расходует на свою цель часть приходских денег.

Как же можно объяснить это единство цели? Примем ли мы психоанали­тическую интерпретацию, что сексуально подавленный холостяк нашел способ собрать вокруг себя женщин (монахинь)? Можно представить себе валидность этого объяснения, но я сомневаюсь, ибо других свидетельств сексуального ин­тереса в его поведении нет, и он очень стар. Едва ли можно принять и гедони­стическое объяснение, ибо он не только непопулярен из-за своей неприятной настойчивости, он в действительности не сильно продвигается вперед. Его по­ведение скорее наказывается, чем вознаграждается.

Возможно, лучшее, что мы можем сделать — это сказать, что его главен­ствующая страсть функционально автономна. Но не уходим ли мы тем са­мым от попыток объяснить его центральный мотив?

В данном случае, как и во многих других, мы просто недостаточно знаем об обсуждаемой жизни, чтобы прийти к ясному решению. С одной стороны, весьма навязчивая природа поведения священника ставит вопрос о том, не присутствует ли здесь невроз навязчивых состояний, приводящий к смещению какого-то желания с заторможенной целью (быть может, сек­суального). С другой стороны, многие люди, вроде старого Фауста, нашли свой смысл жизни в каком-то ограниченном проекте схожего масштаба. В жизни этого священника проект может быть просто конкретным фокусом



Тема 12. Психология мотивации


приложения религиозного мотива и стиля жизни. Может быть, мы долж­ны принять это как способ сведения всех испытываемых им сложных жиз­ненных влияний с его развивающимися потребностями и интересами в уникальном паттерне проприативного стремления. С этой точки зрения его мотив организации монастыря функционально автономен. В данном случае мы действительно не можем сказать, что тут лучше подходит («суб­лимация» или функциональная автономия), просто потому, что мы недоста­точно знаем о жизни этого человека.

Добавим несколько слов относительно жалобы автора наблюдения на то, что доктрина функциональной автономии «даже не пытается объяснить его центральный мотив». Если автор имеет в виду, что он хотел бы истори­ческого объяснения в виде тех шагов в жизни священника, которые приве­ли его к нынешней главенствующей страсти, то мы можем ответить, что не видим препятствий для его попытки реконструировать историю жизни этого человека. Но историческое объяснение — это не функциональное объяснение. В самом реальном смысле функционально автономный мотив и есть личность. Мы не можем требовать никакой дальнейшей редукции. Сама по себе жизнь есть энергия и «объяснение». Нет нужды, да и возмож­ности смотреть «глубже» — там ничего нет, если мотив функционально автономен.

Однако мы можем связать любой функционально автономный мо­тив с тотальной системой проприума и раскрыть его относительную зна­чимость для стиля жизни. Функциональная автономия — не «доктрина отчаяния». Скорее это четкая маркировка одного важного и часто игно­рируемого аспекта человеческой мотивации.

Резюмируем: если мы имеем дело с сублимацией (очевидной или нет), то это не случай функциональной автономии. С другой стороны, без­доказательное декларирование того, что все интересы взрослого человека — всего лишь маскировка для его подлинных потребностей (главным обра­зом, в сексе и агрессии), выглядит так же неправдоподобно, как химеры.

Степени функциональной автономии. Наше обсуждение проясни­ло, что не всегда можно определить, коренится ли данный мотив во вле­чениях, инфантильной фиксации, сублимациях или полностью взрослых формулах жизни. В сущности, мотив может отражать комбинацию сил: детских и взрослых, инстинктивных и намеренных, сознательных и бес­сознательных, внешних и внутренних. Даже влечения, как мы видели, посредством канализации приобретают новые высоко индивидуальные привкусы. По этим причинам мы не можем заявить, что мотив всегда либолибо. Мы должны учитывать возможность того, что жизненные мотивы могут демонстрировать много степеней чистоты и примесей в том, что касается функциональной автономии.

Следовательно, на вопрос: «Когда это не так?» — не может быть категоричного ответа. Решение можно найти только после интенсивного изучения индивидуальной жизни. На практике часто трудно принять


ОлпортГ. Трансформация мотивов 65

решение. Однако в принципе мы можем сказать, что в той степени, в которой нынешний мотив стремится к новым целям (т.е. обнаружи­вает напряжение иного вида, чем у мотивов, из которых он развился), он является функционально автономным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.