Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт аутотелической деятельности




Важнейшей частью этого состояния является наслаждение. Я настолько вовлечен в то, что делаю, что почти забываю о време­ни. Когда я переживаю это состояние, я действительно свободен от скуки и тревоги. Задача бросает мне вызов, но я полностью контролирую свои действия и свой мир. Я чувствую как растут мои способности, я максимально использую все возможности. Я действительно чувствую себя хозяином положения2.

В цитате, приведенной в качестве эпиграфа, хорошо отражены основ­ные особенности аутотелического опыта. Описания особых переживаний, сопровождающих деятельность и порождаемых ею, можно найти уже в психологической литературе XIX века. Например, в лекциях профессора Казанской духовной академии В.А. Снегирева эти явления были описа­ны под названием «волнения деятельности».

Волнение деятельности, имея специфические, не поддающиеся опи­санию особенности, отличающие его от всех других волнений, в то же вре­мя всегда приятно, и при энергичной, успешной деятельности, например, при здоровой, быстрой, энергичной умственной работе, а также при рабо­те физической, когда она сопряжена с сосредоточением внимания и со-путствуется энергичной душевной деятельностью, может достигать высо-

IF

кой степени силы и переходить в так называемое наслаждение. Так как в волнении деятельности имеет значение не характер и содержание ка­кого-либо душевного акта или ряда их, а характер общего хода и строя душевной жизни, то это содержание совершенно безразлично для возник­новения его. Все дело состоит в том, чтобы в данный момент в душе была какая-нибудь более или менее энергичная и организованная по своим за-

1 Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 00-06-80115).

2 Allison M.T., Duncan M.C. Women, Work, and Flow // Optimal Experience. Psyhological
Studies of Flow in Consciousness / M. Csikszentmihalyi, I. Csikszentmihaliy (ed.). Cambridge,
1988. P. 121.


Маколатия А,Г, Опыт аутотелической деятельности 265

конам деятельность, сосредоточивающая на себе внимание, степень силы которого всегда служит показателем степени энергии и организованнос­ти душевных процессов. <...>

Нетрудно видеть, что в намеченных нами явлениях, группирующих­ся около волнений деятельности и скуки, как и в самих этих явлениях, мы имеем перед собой предмет великой жизненной важности и значения, требующий самых тщательных исследований и распространения их ре­зультатов. К сожалению, этих исследований доселе почти нет; в системах психологии большей частью эти явления обходятся и не затрагиваются1.

К сожалению, термин «волнение деятельности» не закрепился в сло­варе отечественной психологии, а в связи с устранением метода самонаб­людения эта область явлений сознания была надолго забыта. В зарубеж­ной психологии, после длительного господства бихевиоризма, феномены сознания вновь начинают привлекать внимание исследователей. Одним из таких исследователей является американский психолог М. Чиксент-михайи. Его исследования, начатые в семидесятые годы [XX века] в Чи­кагском университете, вновь возвращаются к описанию и анализу пере­живаний, порождающихся в процессе деятельности. Эти исследования начинались с изучения явлений поведения, традиционно относимых к об­ласти внутренней мотивации. В настоящее время существует множество подходов к изучению данной проблемы. Общим для них является пони­мание внутренне мотивированного поведения как совершающегося ради себя самого или ради тесно с ним связанных целевых состояний (см. напр, в настоящем издании текст Хекхаузена [Внутренняя и внешняя мотивации]). Такие виды деятельности получили название аутотеличес-ких, т.е. имеющих цель в самих себе. Чиксентмихайи указывает, что ис­следователи, как правило, игнорируют целый пласт явлений, относящих­ся к субъективному опыту, пытаясь объяснить поведение через внешние по отношению к сознанию факторы (например, бессознательные влечения в психоаналитически ориентированных исследованиях, стимулы окружа­ющей среды в бихевиоризме, потребность в самоактуализации в гумани­стической психологии). По мнению автора, эти подходы неизбежно ока­зывались редукционистскими, и хотя они могли объяснить какую-то часть феноменологии, объяснения такого рода неизбежно оказывались односто­ронними, не охватывающими всей полноты и связи явлений поведения и сознательного опыта. Чиксентмихайи считает, что ведущую роль в фено­мене внутренней мотивации играет именно субъективный опыт. Он ут­верждает, что переживания человека можно рассматривать не только как нечто, требующее объяснения, но как самостоятельную реальность, кото­рая может быть понята в своих собственных терминах2.

1 См.: Снегирев ВЛ. Психология. Харьков, 1893.

2 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in
Work and Games. Chicago, 1975.


266 Тема 12. Психология мотивации

Рассмотрим основные результаты, полученные в рамках «феноме­нологического подхода», успешно развиваемого на протяжении последних десятилетий Чиксентмихайи и его последователями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.