КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерение опыта потока в повседневной жизни
Кроме вышеописанных качественных характеристик опыта потока было выделено количественное его измерение, названное сложностью или полнотой опыта. Переживания потока составляют континуум, верхний полюс которого представляет состояние «глубокого потока», характеризующееся наличием всех вышеуказанных элементов, а также особо интенсивными переживаниями чувства контроля, силы, власти» слияния с окружением. Противоположный полюс, названный микропотоком (micro-flow) обладает этими характеристиками в минимальной степени. Переживания глубокого потока обычно оцениваются как резко отличные от опыта обыденной жизни, «более высокие». Поток максимальной степени близок к визионерскому опыту. Такое переживание сопровождается чувством вселенской гармонии, просветления. Все воспринимаемое приобретает новый, особый смысл. Человек переживает «океанические чувства» единения с миром, осознает смысл своего существования. Полный перечень отличий опыта глубокого потока (на примере скалолазов) от опыта повседневной жизни приведен в таблице 1. Понятие микропотока Чиксентмихайи вводит также и для объяснения существования в обыденной жизни каждого человека целого ряда бесполезных и внешне никак не подкрепляемых активностей, таких как по-хаживание туда-сюда, насвистывание какого-нибудь мотива, верчение в руках предмета и т.п. Автор полагает, что деятельности такого рода позволяют человеку контролировать свой опыт, дают чувство внутренней свободы, структурируют время и являются защитой от скуки и тревоги. Первые исследования микропотока проводились с помощью дневников, куда испытуемые должны были записывать все необязательные и внешне не вознаграждаемые деятельности, которыми они занимались в течение 48 часов. Таким образом были выявлены паттерны активностей, используемых испытуемыми для получения состояния микропотока. В самоотчетах испытуемых было указано множество такого рода активностей, которые автор разбил на шесть основных групп: (1) деятельность в плане воображения (мечтания, разговор с самим собой, с растениями и с домашними животными, напевание про себя); (2) восприятие (праздное наблюдение за другими людьми и предметами, смотрение телевизора, слушание радио или магнитофона, чтение); (3) оральная деятельность (курение, жевание жевательной резинки); (4) моторная активность (похаживание туда-сюда, прогулки, физические упражнения, верчение в руках цепочки, Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности брелка и других предметов); (5) творческая деятельность (рисование, музицирование, шитье, писание писем, рисование каракулей); (6) социальная активность (хождение по магазинам, болтовня, участие в вечеринках, секс). В результате оказалось, что самой распространенной группой деятельности микропотока является социальная (82% испытуемых), на втором месте — моторная деятельность (61%), на третьем — активность воображения (32%), на четвертом — восприятие (31%) и на пятом — оральная (27%). В общем числе отмеченных активностей оральная и творческая деятельность занимали около 10%, больше всего было названо социальных актив- Таблица 1 Опыт глубокого потока в скалолазании (по: Csikszentmihalyi, 1975)1
1Цит. по: Crook J.H. The Evolution of Human Consciousness. Oxford, Eng,, 1980. P. 322 18 Зак. 1662 274 Тема 12. Психология мотивации ностей (29%), а моторных, воображения и восприятия было 25, 20 и 16%, соответственно. С возрастом количество всех, кроме социальной, активностей микропотока уменьшается. Кроме того, было обнаружено, что тип предпочитаемых деятельностей микропотока корреллирует с некоторыми личностными чертами, такими, как отчуждение или чувство собственной неполноценности (напр., отчужденность коррелирует с предпочтением оральной активности и деятельности воображения). Было проведено специальное исследование, в котором 20-ти испытуемым давалась инструкция избегать таких деятельностей в течении 48 ч. Результаты этого исследования показали, что в целом депривация микропотока отрицательно сказывается на настроении и самочувствии испытуемых. Они чувствовали себя более напряженными, раздражительными, настороженными, недружелюбными и угнетенными, чем обычно. Некоторые самоотчеты, полученные в период депривации, напоминали самоотчеты больных шизофренией. Все это позволило сделать вывод о важности и необходимости переживания опыта микропотока для нормального функционирования психики1. Следующим этапом изучения потока в обыденной жизни явилось применение метода выборочного описания опыта (Experience Sampling Method, в дальнейшем ESM). ESM представляет собой методику, позволяющую, не вырывая испытуемого из обыденной жизни, получить от него подробный отчет о его действиях, мыслях, состоянии, т.е., фактически, мгновенный срез потока сознания. Испытуемому дается пачка опросных листов и специальное устройство, которое он должен постоянно носить с собой. С помощью этого устройства в случайные моменты времени в течение дня ему посылается сигнал, по которому он должен прервать, если это возможно, текущую деятельность и заполнить опросный лист2. Вопросы, включенные в ESM, позволяют получить информацию о «вне-шних и внутренних координатах опыта». Под внешними координатами подразумеваются события и действия испытуемого. Информацию о них несут ответы на вопросы типа: «Где Вы находитесь?», «Что Вы делаете?» и т.п. Внутренними координатами опыта считаются эмоции, познавательные процессы и мотивация (или воля). Эмоциональная составляющая измеряется с помощью шкал семантического дифференциала, включающих пункты «аффекта» (например: веселый — грустный) и «активации» (возбужденный — спокойный). Когнитивная эффективность измеряется однонаправленными шкалами типа: «Насколько Вы сосредоточены?», «Насколько Вам трудно сосредоточиться?», 1 См.: Csikszentmihalyi M. Beyond Boredum and Anxiety. The Experience of Play in 2 См.: Csikszentmihalyi M., Larson R. Validity and Reliability of the Experience Sampling Макалатия А,Г, Опыт аутотелической деятельности 275 «Насколько Вы осознаете себя?» По мнению авторов, это измерение отражает возможность человека эффективно использовать свою психическую энергию. И, наконец, на мотивационный компонент опыта направлены вопросы о причинах выбора данной деятельности и желании заниматься ею. Кроме этого, в опросник включены пункты о воспринимаемом соотношении вызовов и умений в текущей деятельности, переживании времени и т.п. Таким образом, опросный лист позволяет получить информацию о присутствии или отсутствии практически всех элементов потока. В зависимости от целей конкретного исследования эти пункты могут быть модифицированы или дополнены. Этот метод нашел достаточно широкое применение: мониторинг опыта повседневной жизни испытуемых, выделение регулярных паттернов в потоке сознания и обнаружение их связей с чертами личности испытуемого или ситуативным контекстом1. Но мы остановимся только на его вкладе в исследования собственно опыта потока. Одна из задач заключалась в проверке предположения о том, что поток действительно является оптимальным опытом, т.е. что баланс воспринимаемых требований и умений сопровождается высокими показателями по всем остальным измерениям элементов опыта. В более широкой формулировке эта задача состояла в проверке следующего из концептуальной модели (рис. 1) вывода о функциональной зависимости качества опыта от соотношения требований и умений. Первые результаты оказались обескураживающими: из всех показателей ESM с наличием баланса воспринимаемых требований и умений коррелировал лишь один — желание заниматься данной деятельностью. Следовательно, подтвердилась только гипотеза о том, что опыт потока является внутренне мотивированным. Но такой опыт вовсе не обязательно был оптимальным. Теоретическая концепция нуждалась в доработке, которую и произвел Ф. Массимини. Он выдвинул предположение о том, что для достижения высоких показателей по шкалам счастья, удовлетворенности, концентрации и т.д. недостаточно, чтобы воспринимаемые требования и умения находились в равновесии, нужно еще, чтобы они превышали средний для данного человека уровень. Если этого не происходит, человек будет находиться в состоянии апатии, характеризующейся наиболее низкими показателями по всем шкалам, т.е. ситуация почти полного отсутствия требований при столь же незначительных умениях, согласно Массимини, порождает опыт даже более негативный, чем скука или тревога. Эта гипотеза была подтверждена результатами многочисленных исследований с использованием ESM2. 1 См.: Csikszentmihalyi M.t Larson R. Validity and Reliability of the Experience Sampling 2 См.: Massimini F., Csikszentmihaliy M., Carli M. The Monitoring of Optimal Experience. 276 Тема 12, Психология мотивации Как видно из рис. 2, качество опыта зависит не только от соотношения воспринимаемых требований и умений, но и оценки тех и других относительно субъективного среднего. В результате сочетаний различных уровней требований и умений в данной модели выделяются восемь состояний, отличающихся по своим феноменальным характеристикам. Состояние потока возникает только в одной из восьми зон, где уровни требований и умений соответствуют друг другу и превышают субъективные средние. Четыре из показанных на рисунке состояний считаются основными: поток, скука, тревога и апатия.
субъективное Уме ния среднее Рис. 2. Схема зависимости переживаемых состояний от воспринимаемого соотношения требований и умений (по: Massimini, Carli, 1988) На рис. 3 представлена зависимость измерений опыта от основных состояний. Следует подчеркнуть, что ранняя модель потока теперь рассматривается как частный случай этой схемы. Видно, что в состоянии потока все эти показатели достигают своего максимума, а при апатии они минимальны. Состояние скуки характеризуется относительно высоким контролем при отсутствии концентрации, тревога же сопровождается довольно высокой концентрацией и потерей контроля. Удовольствие от деятельности, получаемое в этих двух состояниях, невелико, но все же немного выше, чем при апатии. Согласно Чиксентмихайи, поток является ведущим фактором, двигателем развития человека и общества в целом. Чтобы понять, как это происходит, рассмотрим динамику опыта в процессе занятия какой-либо деятельностью. По мере упражнения в деятельности умения совершенствуются и в некоторый момент начинают превышать требования. Деятельность перестает приносить наслаждение, становится скучной. Поскольку утра- Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности
о.о
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |