КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Факторы потока
Основным, определяющим, фактором Чиксентмихайи считает соответствие воспринимаемых требований ситуации и возможностей для действия воспринимаемым способностям к действию и умениям субъекта. При нарушении этого оптимального соотношения в сторону превосходства умений над требованиями деятельность перестает приносить удовольствие и становится скучной. Сдвиг в противоположную сторону, т.е. когда требования превышают умения, тоже сопровождается сменой знака переживания на отрицательный: в таких случаях человек испытывает тревогу, чувство беспомощности перед захлестывающими его требованиями. Зависимость качества опыта от соотношения требований (вызовов) и умений схематически показана на рис. 1. На горизонтальной оси графика рис. 1 представлены умения, а по вертикальной — требования (вызовы). В случае их соответствия (зона, выделенная штриховкой) человек испытывает так называемый оптимальный Там же. С. 86. Тема 12. Психология мотивации
Способности к действию (умения) Рис 1. Модель состояния потока (по: Csikszentmihalyi, 1975, с. 49) опыт, наслаждение от деятельности или состояние потока. При нарушении этого соответствия в сторону превосходства требований (область над диагональю) возникает сначала беспокойство, а затем чувство тревоги. Отклонение в противоположную сторону вначале приводит к скуке, которая переходит в тревогу, когда несоответствие становится слишком большим. Как отмечалось выше, соответствие между требованиями и умениями является чисто субъективным и, хотя в какой-то мере зависит от объективных показателей успешности деятельности, не определяется ими полностью. Возможность достижения такого баланса в данный момент в свою очередь определяется двумя независимыми факторами: характеристиками деятельности и личностными свойствами субъекта. Рассмотрим фактор деятельности. Как уже было отмечено, существенной чертой опыта потока является его независимость от конкретного содержания той деятельности, в которой он возникает. Однако поток появляется внутри одних деятельностей чаще, чем внутри других. Общими характеристиками таких активностей являются: 1) четкая структурированность деятельности, т.е. объективное нали 2) в деятельности должна присутствовать в явном виде возможность 3) стимулы, релевантные деятельности, должны быть легко отличи Возникновению опыта потока способствует также предрасположенность человека воспринимать данную деятельность как приносящую удовольствие, самоценную, не ориентированную на результат. В действи- Макалатия А.Г. Опыт аутотелической деятельности 271 тельности, количество активностей, мотивированных чисто внутренне, сравнительно невелико. Большинство деятельностей так или иначе подкрепляется извне, но, согласно самоотчетам, в подавляющем числе случаев потока ведущую роль играет внутренняя мотивация. Предрасположенность к восприятию той или иной деятельности как внутренне мотивированной во многом зависит от культуры, в которой живет индивид и его социального окружения. Любое общество предоставляет своим членам особые деятельности досуга, специально предназначенные для получения удовольствия. Существуют и более специфические культурные влияния. Так, например, во многих восточных культурах существуют особые системы религиозных предписаний, выполняющих, по сути, функцию ориентации на поток. Основными для них являются ориентация на настоящее: «не жалей о прошлом и не тревожься о будущем» и принцип «действуй, не думая о результатах», т.е. как бы выделение себя из временной и причинно-следственной перспективы1. Подобные рекомендации встречаются и в современных психотерапевтических системах, например, знаменитое «действуйте здесь и теперь» или «ориентация на бытие»2. Свободный выбор деятельности, исходное (до возникновения потока) отсутствие конкурирующей мотивации так же выступает как фактор ауто-теличности, хотя, по мнению Чиксентмихайи, не является обязательным. Даже вынужденный труд может доставлять удовольствие при достижении баланса требований и умений. Но возможность трансформации первоначально неприятной деятельности в приносящую удовольствие вплотную зависит от личностных свойств самого человека. Путем так называемого когнитивного переструктурирования, включающего в себя: (а) направление внимания на другие аспекты ситуации и собственной деятельности в ней, (б) постановку дополнительных задач или наоборот, (в) игнорирование непосильных требований, возможно достичь переживания потока в любой деятельности, ничего не меняя в реальной ситуации. Показано, что даже монотонная работа на конвейере некоторым людям может приносить положительные переживания3. Было выявлено, что люди различаются в своей способности к когнитивному переструктурированию. Эта способность коррелирует с некоторыми личностными чертами, т.е. люди определенного типа склонны чаще переживать подобный опыт. По наблюдениям Р. Логана, этим людям обычно свойственны большая направленность вовне, на окружающее, отсутствие склонности к рефлексии и высокий уровень самоконтроля4. Им удается с 1 См.: Судзука Д. Основы Дзен-Буддизма. Бишкек, 1993. 2 См. напр.: Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990. 3 См.: Csikszentmihalyi M., Graef R. The Experience of Freedom in Everyday Life // 4 См.: Logan R. // Csikszentmihalyi M., Csikszentmihaliy I. (ed.). Optimal Experience. 272 Тема 12. Психология мотивации помощью когнитивного переструктурирования достичь потока даже в самых нерасполагающих к этому условиях. Более того, для такой аутотели-ческой личности потоком может стать вся жизнь.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |