Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод факторного анализа




Резюме

Определение

Это длинное обсуждение подготовило нас к тому, чтобы дать опре деление личностной диспозиции. Оно весьма похоже на наше определе ние черты. Внимательный читатель отметит, что каждая часть определе ния черты получила разъяснение.



Тема 13. Строение личности


Личностная диспозиция — это обобщенная нейропсихическая струк­тура (специфическая для индивида), способная делать многие стимулы функционально эквивалентными и инициировать и направлять устойчи­вые (эквивалентные) формы адаптивного и стилистического поведения.

<...> Мы пытались выявить уровень анализа, наиболее полезный для исследования человеческой личности. Это уровень «черт», который в дей­ствительности наиболее широко признан как психологами, так и нашими обыденными речевыми привычками. Тем не менее, мы нашли необходи­мым выделить на этом уровне два направления рассмотрения организа­ции черт.

Общими чертами называют сложно организованные комплексы, рас­сматриваемые как общие (или сравнимые) в популяции людей. Вследствие принадлежности людей к общему виду и к общей культуре мы можем (с полным основанием) искать у них совершенно однородные категории по­ведения. Все сравнительные исследования личности, вся дифференциаль­ная психология, большинство попыток измерений осуществляются на осно­ве таких «общих черт».

Личностные диспозиции — это единицы того же порядка сложнос­ти, но они рассматриваются как «членение самой природы». Иными слова­ми, это нейропсихические единицы, которые мы фактически обнаружива­ем у различных людей. Иногда (весьма редко) человек оказывается столь типичным представителем своей культуры и своего вида, что может быть адекватно охарактеризован с помощью общих черт. Более вероятно, что его кардинальные, центральные и вторичные диспозиции будут в высокой сте­пени окрашены его индивидуальностью. Тот способ, каким организована его жизнь, может не соответствовать сколько-нибудь хорошо никакой ана­литической схеме общих черт. Термин личностная диспозиция (который может быть передан также как индивидуальная черта или морфогенети-ческая черта) привлекает внимание к любым обобщенным чертам, которые фактически присутствуют в нейропсихической системе отдельного человека.

Оба понятия используются на своем месте. Для целей сравнитель­ных исследований (а таково большинство исследований личности) доста­точно общих черт. Для детального исследования конкретного индивида должны быть определены личностные диспозиции.

Черты или диспозиции не поддаются прямому наблюдению, мы можем лишь прийти к заключению об их существовании. Конкретные действия — это всегда продукт многих детерминирующих факторов, не только устойчивых тенденций, но и напряжений, возникающих в данный момент в личности или в ситуации. Только повторяющиеся действия, обладающие одной и той же значимостью (эквивалентность реакций) и


Олпорт Г. [Теория черт]



являющиеся результатом определенного круга стимулов, имеющих одну и ту же личностную значимость (эквивалентность стимулов), приводят к необходимости заключения о наличии черт и личностных диспозиций. Эти тенденции не находятся все время в активном состоянии, но они продолжают существовать даже в латентной форме и обладают относи­тельно низким порогом возбуждения.

Одно дело допустить, что черты и диспозиции — наиболее приемле­мые единицы для исследования, другое — установить их точный характер у какого-либо конкретного человека. Для того чтобы избежать проекции своего собственного характера и многих других источников ошибок, иссле­дователь должен использовать весь имеющий отношение к делу эмпири­ческий инструментарий своей науки в обосновании своих заключений. Черты и диспозиции нельзя вызвать как духов; их надо обнаружить.

При обозначении этих организованных единиц возникает множество ошибок, одна из которых — смешивание социальных суждений с объектив­ными фактами. Если мы будем избегать терминов, выражающих похвалу и осуждение, то сможем составить психологический словарь «безоценоч­ных» названий черт. Как ни прискорбно, но свойства человеческой лично­сти могут быть описаны только с помощью обыденной речи, поскольку она одна обладает достаточной тонкостью и общепринятой понятностью.

Некоторые черты и диспозиции явно имеют мотивирующую силу, особенно те, которые обычно известны как интересы, амбиции, чувства, ком­плексы, ценности. Другие менее динамичны и обладают возможностью ско­рее управлять поведением (стилизовать его), чем инициировать. Иногда единицы, поначалу лишь направляющие, приобретают впоследствии движу­щую силу, а те единицы, которые вначале побуждали движение, могут стать просто направляющими. Стареющий спортсмен может утратить рвение, но все еще сохранять интерес к спорту.

Черты и диспозиции стабилизируют поведение, но они никогда не бы­вают ни полностью согласованными, ни независимыми друг от друга. Эффек­тивное приспособление к окружающему миру требует гибкости: в различ­ных ситуациях должны приводиться в действие различные детерминирую­щие тенденции. Конкретная личность может выглядеть противоречивой и конфликтной (как без устали повторяют романисты и клиницисты).

Наш взгляд на личностные диспозиции не отрицает важности со­циального взаимодействия в формировании человеческого поведения. [Ранее] мы отдали должное эффектам ситуации, социальной роли, куль­туры. Но мы считаем, что конкретный человек обладает широким набо­ром привычек и диспозиций, которые могут быть активированы в раз­ной степени и в различных комбинациях в зависимости от социальных и средовых требований текущего момента.

Черты и диспозиции — это modus vivendi. Их значимость — след­ствие той роли, которую они играют в успешном приспособлении человека к его миру и в овладении им.


Л. Хьелл, Д. 3игл ер

ПОДХОД К ЛИЧНОСТИ С ПОЗИЦИИ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА1

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, суще­ственно иное направление в психологии черт личности открывается бла­годаря статистическому методу, известному как факторный анализ. Те­оретики, использующие факторный анализ, полагают, что основопола­гающие аспекты личности являются общими для всех; т.е. основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны. Сторонники применения факторного анализа для изучения черт счита­ют также, что люди обладают стойкой предрасположенностью реагиро­вать определенным образом и что основные параметры личности имеют иерархически упорядоченную структуру. Ключевая особенность данного подхода к изучению личности состоит в количественном измерении черт личности. Выдающимися представителями этого количественного науч­ного метода являются Рэймонд Кеттел и Ганс Айзенк. Данный раздел главы посвящен их вкладу в персонологию. Однако сначала мы сдела­ем небольшое отступление, чтобы рассмотреть процедуру проведения факторного анализа согласованных структур личности.

Факторный анализ представляет собой в высшей степени слож­ную математическую процедуру, рассмотрение которой выходит за рам­ки этой книги, однако логика, лежащая в его основе, сравнительно про­ста для понимания. По сути, это метод определения степени совместной

1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 303-305, 307-313, 314, 315-322.


Хьелл Л, ЗиглерД. Подход к личности с позиции факторного анализа 385

изменчивости в большом наборе психологических переменных, полу­ченных при тестировании представительной группы испытуемых. Ос­новная посылка состоит в том, что определенные характеристики кор­релируют, или являются ковариантными, таким образом, что это дает возможность выделить некий самостоятельный психологический пока­затель или фактор. Посредством изучения типов ковариации («что с чем связано») факторный анализ позволяет работать с огромными мас­сивами данных, полученных путем различных измерений, приводя их к меньшему ряду групп или факторов, более пригодному для обработ­ки. Предположим, например, что исследователю необходимо установить наличие взаимосвязей среди 50 различных личностных переменных, причем каждая из них представлена неким результатом или показа­телем теста. Вместо того, чтобы пытаться изучать все взаимосвязи сре­ди этих переменных (свыше 12000 корреляций), исследователь может свести их к меньшему числу переменных, достаточно полно характери­зующих всю совокупность данных. Переменные, образующие этот ряд, называются факторами.

Начальным этапом в проведении факторного анализа является по­лучение нескольких переменных в большой выборке результатов изме­рений испытуемых. Измерение может проводиться в самой различной форме, включая самооценку, экспертные оценки и оценки объективного поведения. Тип или источник данных значения не имеет, при условии, что для всех субъектов используются одни и те же виды измерения. То, ка­кие именно данные мы собираем и анализируем, с очевидностью опреде­ляет, какие личностные параметры мы получим в результате факторно­го анализа. Что получается из факторного анализа, зависит от того, что психолог в этот анализ вводит!

Вторым этапом процедуры является определение степени взаимо­связи каждой переменной с каждой другой переменной в общем ряду. Таким образом, при изучении 50 переменных должна быть определена взаимосвязь между переменной а и переменной Ь, переменной а и пере­менной с, а и d и т.д., а также взаимосвязь между переменными Ъ и с, b и d и т.д. Мера или степень взаимосвязи представляет собой коэффи­циент корреляции, а общее множество корреляций между всеми пере­менными — это корреляционная матрица. Следующим этапом будет определение того, есть ли в пределах общей корреляционной матрицы группы переменных, которые имеют сходные закономерности изменения коэффициентов корреляции, образуя функциональные единицы в общем наборе (факторы). В этой процедуре, называемой выявление фактора, многочисленные взаимосвязи между всеми переменными сводятся к сравнительно малому числу факторов. Для одного фактора определяю­щими считаются те переменные, которые наиболее сильно коррелируют

25 За к. 1662



Тема 13. Строение личности


между собой. По сути, факторы — это «просто структуры или модели, со­здаваемые сходимостью результатов измерений»1.

Как только из корреляционной матрицы извлечены общие факторы, следующим этапом анализа будет определение факторных нагрузок значе­ний переменных, относящихся к данному фактору. Факторные нагрузки — это корреляции между фактором как функциональным целым и значени­ями конкретных переменных, входящих в этот фактор. Это показатель того, до какой степени значение какой-либо переменной совпадает с основопола­гающим параметром данного фактора. Относительно высокие корреляции между значениями переменных и фактором (обычно требуется, чтобы они были не ниже 0,40) «нагружают» этот фактор, т.е. данные переменные яв­ляются определяющими для данного фактора, а переменные, имеющие низ­кий коэффициент корреляции, — нет. Короче говоря, природа фактора опре­деляется значениями переменных, нагружающих этот фактор.

Заключительным этапом в факторном анализе является форму­лировка названия, или маркировка факторов. Суть процесса маркировки состоит в том, чтобы как можно более точно отразить содержание пере­менных, нагружающих фактор, в особенности переменной, которая имеет наибольший вес. Название для данного фактора выбирают с учетом смыс­лового значения той группы взаимосвязанных переменных, которая пре­имущественно нагружает этот фактор. Следует отметить, что название, дан­ное определенному фактору, в высшей степени субъективно и может стать предметом споров и разногласий. Например, два психолога, изучающие один и тот же ряд факторов, могут выбрать разные названия для каждого из них и, следовательно, прийти к разным заключениям относительно при­роды изучаемых переменных. Поэтому при выборе названий факторов, или черт личности следует проявлять чрезвычайную аккуратность.

Итак, факторный анализ представляет собой статистический метод суммирования и упрощения рядов переменных, при котором сравнитель­но большой ряд переменных сводится к сравнительно малому ряду изме­рений черт личности, или факторов. Основные этапы осуществления ти­пичного факторного анализа сводятся к следующему:

• сбор показателей по всем переменным на большой выборке испы­
туемых;

• получение интеркорреляций всех переменных;

• извлечение факторов из корреляционной матрицы;

• определение нагрузок факторов;

• интерпретация и подбор названий для факторов.

Получив вводную информацию о технике факторного анализа, рас­смотрим теперь, как Кеттел и Айзенк использовали эту процедуру для идентификации основных аспектов человеческой личности.

1 Kerlinger F.N. Foundations of behavioral research. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1973. P. 671.


Хьелл Л., Зиглер Д. Подход к личности с позиции факторного анализа 387

Рэймонд Кеттел:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.