Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как изучать личностные диспозиции




Психология крайне редко фиксирует свое внимание на индивиду­альности, поэтому для определения личных диспозиций отдельных лю­дей у нас не так много методов, как хотелось бы. В большинстве источ­ников преобладает клише: «Психология как наука имеет дело со всеоб­щим, а не с частным». На каждое исследование индивидуальных черт мы обнаруживаем сотни (возможно, тысячи) исследований общих черт. Тем не менее, методы (или методические подходы к такому исследованию) есть, и мы расскажем о них, чтобы показать, что наш научный вызов оп­равдан — в исследовании морфогенетической организации можно сде­лать больше, чем делается.

Спецификация общих черт. Первый и достаточно очевидный метод — рассмотрение положения индивидов при использовании универсальных инструментов тестирования или шкал оценок. Значительно более высо­кие или низкие оценки обычных переменных могут привлечь наше вни­мание к областям, в которых, если мы взглянем внимательнее, могут об­наружиться важные личностные диспозиции. Например, упомянем вновь исследование Конрада, в котором с помощью метода «помеченных звез­дочкой» оценок более чем 200 общих черт было продемонстрировано, какие переменные могут указывать на важные диспозиции у отдельных детей. Повторим, что согласие среди учителей по поводу отмеченных пунктов было особенно высоким. Идентифицируя таким образом воз­можные ЛД, мы можем даже обнаружить оттенки каждой из них, суще­ствующие у конкретных людей.

Изучение отдельных случаев. Наиболее очевидный метод — это ис­следование биографий, историй жизни или отдельных случаев. С первого взгляда он может показаться методом литературы или здравого смысла, но при использовании мер предосторожности и аналитических инструментов он может стать важным научным методом.

Тестирование на предполагаемые Л Д. Предположим, что поначалу мы смотрим на изучаемый объект с позиции здравого смысла (как и подобает здравомыслящим ученым). Затем мы предполагаем, что объект (в данном случае отдельная личность) обнаруживает определенные глав­ные диспозиции. Далее мы, подобно любому ученому, попытаемся эмпи-


Олпорт Г. [Теория черт]



рически проверить нашу гипотезу и, если потребуется, скорректировать ее. Этот метод предложен Ф. Г. Олпортом в следующем примере1.

Некий мальчик в школе отличается примерным поведением, аккуратен, ис­полнителен и внимателен. Но дома он шумный, неуправляемый и грубый по отношению к младшим детям. Фенотипически он демонстрирует противопо­ложные диспозиции.

В таком случае психолог может сделать предположение: центральная дис­позиция этого мальчика — страстное желание внимания. Лучше всего он дос­тигает своей цели в школе — подчиняясь правилам, дома — не слушаясь.

Сделав это предположение, психолог может затем просчитать фактические действия мальчика в течение дня (проверенные каким-нибудь независимым наблюдателем), чтобы выяснить, сколько среди них было «функционально эк­вивалентных», т.е. демонстрирующих явные домогательства внимания. Если доля таких действий высока, мы можем считать, что гипотеза подтверждена, а ЛД установлена.

Более широкое использование этого гипотетического метода может привести нас к фокусированию на жизни индивидов как целом.

Эмпирический анализ действий одного человека. Имея в своем распоряжении большую совокупность действий отдельного человека, мы можем различными способами провести ее содержательный анализ. На­пример, письмо или дневник человека содержит повторяющиеся группы мыслей. Метод научного использования таких данных показан в работе Болдуина под названием «анализ личностной структуры»2.

Этот исследователь проанализировал свыше сотни писем, написанных Дженни в возрасте 59—70 лет. Он задался вопросом: если Дженни упоминает об одном предмете, о чем еще она упоминает в то же самое время (в той же группе мыслей)? С помощью этого метода он нашел у Дженни несколько безо­шибочно определяемых центральных диспозиций. Она сильно ревновала свое­го сына, она проявляла паранойяльные черты в своих отношениях с женщи­нами, она имела выраженные эстетические интересы, и она была щепетильна в денежных делах.

Конечно, эти письма не могут полностью раскрыть структуру личности Дженни, но этот метод все же показал, что в области уникальных личностных диспозиций может быть проведено тщательное количественное исследование. Психология может заниматься отдельными случаями.

Клинический подход. Поскольку консультанты или терапевты име­ют дело с индивидуальностями, они неизбежно выносят суждения, касаю­щиеся личностных диспозиций. На протяжении процесса консультирова­ния их волнует структура личности пациента. Конечно, они думают об

1 См.: Allport F. H. Teleonomic description in study of personality // Character and
Personality. 1937. Vol. 6. P. 202-214.

2 См.: Baldwin A. L. Personal structure analysis: a statistical method for investigating
the single personality // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1942. Vol. 37. P. 163-183.



Тема 13. Строение личности


общих законах, приложимых к поведению или проблеме клиента, но их внимание приковано к данному личностному паттерну.

К сожалению, до сих пор клинические психологи, психоаналитики и другие консультанты мирились с преобладанием в их теоретизирова­нии интереса к общим законам и статистическим предсказаниям. Иног­да они даже умаляют ценность исследования морфогенетических образо­ваний в индивидуальной жизни1.

Однако ясно, что клинический подход в принципе предоставляет завидную возможность для исследования морфогенетических диспозиций. В будущем мы можем надеяться на вдохновляющие исследования из этого источника.

Сказанного достаточно для того, чтобы подкрепить нашу точку зре­ния: наука может и должна заниматься отдельными личностями напря­мую, а не привычным сравнением их общих черт.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 892; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.