Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уникальность личностных диспозиций




Мы вновь приходим к утверждению, которое так шокирует науку. Франклин Рузвельт был единственным на свете уникальным историчес­ким событием, и невероятно сложная организация его психических про­цессов и нервной системы была также уникальной. Иначе и нельзя рас­сматривать индивидуальный характер его наследственности и индивиду­альный характер его жизненного опыта <...>. Даже подсистемы его личности были в конечном счете уникальными. Столкнувшись с этой неопровержимой логикой, один разгневанный психолог воскликнул: «Я думаю, бессмысленно говорить о том, что никакие два человека не обла­дают одной и той же чертой. Я имею в виду, конечно, что это истина, но это одна из тех истин, с которыми нельзя согласиться». Мы ответим: к несчастью, это та истина, с которой исследование личности должно согла­ситься, какие бы большие осложнения это ни создавало.

Чтобы отделить эту проблему от проблемы общих черт, мы будем использовать различные термины. Уместно говорить об индивидуальных (или личностных) чертах в отличие от общих черт, поскольку есть сход-



Тема 13. Строение личности


ство между этими двумя понятиями (например, обе касаются комплекс­ного уровня организации). Тем не менее, для ясности, мы будем назы­вать индивидуальную структурную единицу не чертой, а личностной дис­позицией (и будем время от времени использовать аббревиатуру ЛД)1.

Бголыная часть того, что мы говорили об общих чертах, примени­ма также и к личностным диспозициям. Те и другие являются широ­кими (обобщенными) детерминирующими тенденциями; те и другие оди­наково отличаются от привычек, установок и типов; те и другие относят­ся к уровню анализа, наиболее удобному для исследования личности; существование тех и других выводится из наличия действий, обладаю­щих «функциональной эквивалентностью».

Но есть и отличия. Нет смысла говорить о «нормальном распреде­лении» ЛД, поскольку каждая из них уникальна для одного человека. Названия черт лучше подходят общим чертам, чем личностным диспо­зициям. (Обычно для обозначения ЛД требуется несколько слов, напри­мер, когда мы говорим: «Маленькая Сьюзан обладает своеобразным, при­сущим только ей тревожным стремлением приносить пользу» или «Он сделает что-нибудь для вас только в том случае, если это не потребует от него никаких усилий».)

Мы утверждаем, что ЛД (если она верно определена) точно отража­ет личностную структуру, тогда как общие черты представляют собой категории, под которые индивида подгоняют.

1 Другое приходящее на память возможное обозначение для структурной единицы —- морфогенетическая черта. Этот термин уместен применительно к единице, которая со­храняет «форму» личностной структуры и помогает поддерживать эту форму в течение значительных периодов времени.

Морфогенетика — это (относительно заброшенная) ветвь биологии, пытающаяся объяс­нить паттерны, свойственные организму как целому, обнаружить основные элементы, об­щие для всей жизни. Молекулярная биология продемонстрировала, что эти конечные единицы (описываемые на языке нуклеиновых кислот, протеинов, генетических принци­пов) замечательно сходны у всех организмов какой бы то ни было формы. Конечно, это открытие делает более насущным (а не менее насущным) отыскание сил, ответственных за структурное единство индивидуальных организмов. Аналогия с психологией здесь почти полная. С аналитическим усердием мы искали однотипные структурные единицы всех личностей (общие черты, потребности, факторы и т.д.), но утратили на этом пути видение внутреннего морфогенетического структурообразования.

Еще одно полезное предположение вытекает из концепции тенденции Ф.Г. Олпорта. Предлагаемая им единица — это обладающая высокой энергией система смысловых цик­лов, характерных для личности. «В переводе на обычный язык она представляет собой то, что индивид "пытается сделать характерным образом", т.е. какой смысл он постоянно пытается достичь... » Тенденции «включены в структуры больших систем, таких как единство личности» (Allport F.H. Theories of perception and the concept of structure. N. Y.: Wiley, 1955. P. 656).

Хотя это предположение подкрепляет аргументы настоящей главы, кажется наилуч­шим для наших нынешних целей использовать более простой описательный ярлык — личностную диспозицию.


Олпорт Г. [Теория черт]



Например, с помощью методов, направленных на общие черты, мы обнару­живаем, что у Питера эстетические интересы и тревожность развиты силь­нее, а лидерство и потребность в достижении — слабее. Но важно то, что все эти общие черты особым образом окрашивают его жизнь и (что еще более важно) взаимодействуют друг с другом. Таким образом, точнее будет сказать, что его ЛД — разновидность артистической и самодостаточной уединеннос­ти. Отдельные баллы, отражающие общие черты, не отражают полностью этот паттерн.

Но, спросите вы, не «более ли научно» работать с общими чертами? По­степенно мы ответим на этот вопрос. В настоящий момент мы просто ут­верждаем, что общие черты — это в лучшем случае приближение. Часто они оказываются не в состоянии отразить структуру данной личности.

Иллюстрация этой точки зрения взята из проведенного Конрадом исследо­вания оценок. Трое учителей оценивали некоторое количество детей дошколь­ного возраста по 231 общей черте, тем самым невольно исходя из предполо­жения, что всем детям в той или иной степени присущи именно эти (одни и те же) качества. Следуя этому ненадежному предположению, учителя проде­монстрировали низкую степень согласия (средняя корреляция 0.48). Похоже, многие дети оценивались на основании догадки, лишь потому, что в исследо­вании требовалось, чтобы каждый ребенок получил оценку по каждому каче­ству. Но в ходе того же исследования учителей просили пометить звездочкой оценки по тем качествам, которые, как они считают, занимают «центральное или доминирующее положение в личности ребенка». В этой части задания со­гласие между учителями было почти полным, корреляция их оценок рав­нялась приблизительно 0.95. Этот результат демонстрирует, что низкая до­стоверность оценок часто может быть следствием того, что испытуемых при­нудительно сравнивают по общим чертам, которые к ним не подходят. В отдельных случаях (качества, отмеченные звездочкой) общие черты довольно хорошо соответствовали некоторым замечательным индивидуальным ЛД, но по большей части общие параметры были неуместны1.

Пусть читатель не думает, что мы осуждаем подход, основанный на общих чертах. Это далеко не так. Мы считаем его единственно возмож­ным для сравнения людей друг с другом и признаем, что получаемые с его помощью оценки и профили проливают некоторый свет на то, что нам нужно. Мы просто говорим, что есть иной, более точный способ рас­смотрения личности, а именно выявление внутреннего структурирования (морфогенеза) жизни как уникального продукта природы и общества.

Рассматривая личность тем единственным способом, каким она мо­жет быть понята, мы видим в ней структурную сеть (композицию), вклю­чающую системы внутри систем, некоторые системы малой величины и нечто вроде периферии по отношению к центральной и главной структуре, а также другие более масштабные системы, находящиеся в сердцевине все­го сооружения. Некоторые из этих систем легко вовлечь в действие, дру-

1 См.: Conrad H.S. The validity of personality ratings of preschool children // Journal of Educational Psychology. 1932. Vol. 23. P. 671-680.

24 Зак. 1662



Тема 13. Строение личности


гие более пассивны; одни настолько культуросообразны, что их можно лег­ко рассматривать как «общие», другие определенно идиосинкратичны. Но, в конечном счете, эта сеть, содержащая биллионы и биллионы нервных клеток, сформированная наследственностью и никогда не повторяющимся опытом отношений с окружающей средой, уникальна.

Твердолобые ученые законники возразят: «Ну, все в мире уникаль­но — каждый камень на лугу, каждая старая туфля, каждая мышь, но все они состоят из одних и тех же элементов. Уникальность появляется тогда, когда общие элементы комбинируются в различных пропорциях. Органическая химия, например, занимается главным образом различны­ми комбинациями шести или семи элементов, и примерно подсчитано, что из этих немногих элементов можно получить около трех миллионов комбинаций. Принимая во внимание еще большее количество элементов (включающих общие черты), мы можем в конечном итоге объяснить уникальность любого человека».

Мой ответ таков: личность существует только на постэлементарном уровне; она появляется только тогда, когда общие черты человеческой природы уже провзаимодействовали друг с другом и создали уникальную, самоподдерживающуюся и развивающуюся систему. Это не значит, что поиск общих элементов или общих человеческих функций нежелателен. Этим (и больше ничем) занимается большая часть научной психологии. Я настаиваю только на том, что если мы интересуемся личностью, то дол­жны выходить за пределы элементов в область морфогенетического1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.