Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соответствующее низкой оценке по фактору




Качество, соответствующее высокой оценке по фактору

Добродушный, предприимчивый, сердечный Сообразительный, абстрактно мыслящий

Зрелый, реалистичный, спокойный

Уверенный,

конкурирующий,

упрямый

Серьезный, молчаливый

Ответственный,

моралистический,

стоический

Предприимчивый, раскованный

Опирающийся на свои силы, независимый

Принимающий условия Творческий, артистичный

Социально-опытный, сообразительный

Беспокойный, озабоченный

Вольнодумно либеральный

Предпочитающий собственные решения Следующий собственным побуждениям

Сдержанный, спокойный


Качество,

Циничный,

безразличный

Глупый,

конкретно мыслящий

Неустойчивый,

нереалистичный, неконтролируемый

Застенчивый, скромный, покорный

Беззаботный, полный энтузиазма

Пренебрегающий

правилами,нерадивый,

непостоянный

Неуверенный,

замкнутый

Цепляющийся за других, зависимый

Упорный на грани

глупости

Консервативный,

приземленный

Социально-неуклюжий, непретенциозний

Спокойный, самодовольный

Уважающий традиционные

идеи

Беспрекословно следующий

за другими

Пунктуальный

Переутомленный,
возбужденный___________


Источник: адаптировано из Cattell, 1965.


Хьелл Л, ЗиглерД. Подход к личности с позиции факторного анализа 391

мог бы утверждать, что подобное поведение является следствием измене­ний физиологии человека и, таким образом, отражает конституциональ­ные исходные черты.

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями в социальном и физическом окружении. Эти черты отража­ют характеристики и стили поведения, усвоенные в процессе научения, и они формируют модель, запечатленную в личности ее окружением. По­этому человек, выросший на ферме Среднего Запада, ведет себя не так, как человек, который провел жизнь в городских трущобах.

Способность, темперамент и динамические черты. Исходные чер­ты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модально­сти, посредством которой они выражаются. Способности как черты оп­ределяют умения человека и его эффективность в достижении желаемой цели. Интеллект, музыкальные способности, зрительно-моторная коорди­нация — вот некоторые примеры способностей. Черты темперамента относятся к другим эмоциональным и стилистическим качествам по­ведения. Например, люди могут работать над каким-то заданием либо быстро, либо медленно; они могут реагировать на какой-то кризис спо­койно или истерично. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные эле­менты поведения человека. Это черты, активирующие и направляющие субъекта к конкретным целям. Так, например, личность может быть оха­рактеризована как амбициозная, стремящаяся к власти или заинтере­сованная в приобретении материальных благ.

Общие черты—уникальные черты. Как и Олпорт, Кеттел1 убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта — это такая черта, которая присутствует в различной сте­пени у всех представителей одной и той же культуры. Например, само­оценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И напро­тив, уникальные черты — это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Кеттел предполагает, что уни­кальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и уста­новок. Например, Салли — единственный человек, собравший коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году. Очень немногие люди, если такие вообще найдутся, разделили бы этот интерес.

Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть зна­чение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Од­нако нам не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уни­кальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действи-

ем.: Cattell R.B. The scientific analysis of personality. Baltimore: Penguin Books, 1965.



Тема 13. Строение личности


тельности, его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность отдельного индивидуума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.