КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. В. Столин
САМОСОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОДИАГНОСТИКИ1 Самосознание — это прежде всего процесс, с помощью которого человек познает себя и относится к самому себе. Но самосознание характеризуется также своим продуктом — представлением о себе, Я-образом или Я-концепцией2. Это различение процесса и продукта в психологический обиход было введено У. Джемсом в виде различения «чистого Я» (познающего) и «эмпирического Я» (познаваемого). Познает, конечно, не сознание, но человек, обладающий сознанием и самосознанием, при этом он пользуется целой системой внутренних средств — представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление человека о себе самом: о своих личностных чертах, способностях, мотивах. Представление о себе, таким образом, являясь продуктом самосознания, одновременно является и его существенным условием, моментом этого процесса. Не случайно поэтому известный советский исследователь проблемы самосознания И.С. Кон пишет о растущем понимании относительности различий между действующим и рефлексивным Я как об одной из главных тенденций в современных исследованиях3. Задача анализа собственно процесса самосознания оказалась, однако, более сложной, чем задача анализа продуктов или результатов этого процесса. Как человек приходит к тому или иному представлению о себе, 1 Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во Моск. 2 Представление о себе, «.Я-образ», «^-концепция» хотя и не являются полностью 3 См.: Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психол. журнал. 1981. Т. 2. №3. С. 25-38. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики 145 какие внутренние действия при этом совершает, на что опирается — все эти вопросы сейчас интенсивно разрабатываются в научных исследованиях, однако результаты поисков пока не воплотились в психодиагностических алгоритмах и методиках. Психодиагностика самосознания традиционно направлена на выявление продукта самосознания — представления о себе. При этом допускается, а затем доказывается, что «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет направление его деятельностей, поведение в ситуациях выбора, контакты с людьми. Анализ.Я-образа позволяет выделить в нем два аспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его Я-концепции. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения. Не все реально постигаемое в себе самом и не все в собственном самоотношении ясно осознанно; некоторые аспекты Я-образа оказываются ускользающими от сознания, неосознанными. Уже эти два содержательных тезиса о строении Я-образа, т.е. тезис о знании о себе и отношении к себе как аспектах Я-концепции и тезис о ее осознаваемой и неосознанной частях, позволяют понять ряд принципиальных методологических проблем, возникающих перед психодиагностикой самосознания. Можно ли вообще выявить то, что о себе человек знает? На первый взгляд вопрос этот неоправдан: нетрудно тем или иным способом получить самоописание испытуемого или обследуемого, это самоописание и есть показатель знания человека о себе, выражение его Я-концепции. Однако, если человек сообщает о себе, что он добрый, деловой, целеустремленный, общительный или, наоборот, злой, безвольный, необщительный, то он сообщает не просто сведения, но и оценку самого себя. Выделить эту оценку в самоописаниях и даже отделить ее от словесного самоописания можно, но вот отделить знания от оценки оказывается крайне трудно, если вообще возможно. Но если это так, то не искажает ли оценка знания субъекта о себе? А сама эта оценка в том случае, если она действительно негативна, не оказывается ли искаженной и «упрятанной» в подсознание? А если такие искажения происходят, то каков концептуальный, теоретический статус самоописаний? Эти вопросы и ряд других не раз служили предметом методологического анализа1. Так, среди иррелевантных факторов, влияющих на самоописание и его интерпретацию (помимо релевантного фактора — са- 1 См.: Wylie R. The self-concept. Lincoln., 1974. Vol. 1; Burns R. Self-Concept. Theory, measurement and behaviour. N. J., 1979. .iK. 1664 146 Тема 14. Развитие личности мой Я-концепции), рассматриваются социальная желательность описываемых черт, тактика самоподачи (самопрезентация), область самораскрытия, идентифицируемость или анонимность ответов, тактика соглашаться или несоглашаться с утверждениями, характер и степень ограничений в форме ответов на вопросы (пункты), контекст всей процедуры диагностики, установки, ожидания и инструкции, способы подсчета индексов и статистические процедуры1. Помимо этого свою роль играют уровень интеллектуального развития, кооперативная установка в отношении к диагносту или исследователю, чувство безопасности в ситуации тестирования. Прогресс в решении этих методологических проблем психодиагностики оказался связанным с продвижением в понимании психологической сути самого процесса самосознания и его итогового продукта — Я- концепции. Остановимся на некоторых наиболее важных результатах теоретического и методологического анализов. Проблема социальной желательности. Эта проблема возникает всякий раз при использовании самоотчетов в тех сферах, в которых существуют эталоны должного, правильного образа действий, мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования Я-концепции. Неоднократно отмечалось, что различные меры Я-концепции связаны между собой часто хуже, чем каждая из них в отдельности с мерой социальной желательности. Проблема, однако, состоит в том, нужно ли стремиться к «вычитанию» социальной желательности из самоописаний. Стремление видеть и культивировать в себе социально ценные качества — одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его Я-концепции. Поэтому, если Я-концепция определяется феноменологически, как образ самого себя, в который человек верит, содержащий черты, обладать которыми человек стремится и которые сознательно в себе признает, то высокую социальную желательность черт, приписываемых его Я, следует считать не артефактом, а истинной характеристикой Я-концепции2. Более того, проявлением Я-концепции <...> (т.е. способности к самосознанию) объясняется не только феномен следования социальной желательности, но и такие феномены, как «эффект фасада», «позиция защиты по отношению к тестам», «установка на ответ», тенденция к согласию и др.3 Методически, однако, часто не просто отличить полупроизвольную тенденцию подчеркивать в себе социально желаемые качества от прямой фальсификации Я-образа в ситуации, когда обследуемый сознательно старается ввести диагноста в заблуждение. 1 См. там же. 2 См. там же. 3 Цит. по: Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982. Кн. 2. С. 220. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики 147 Стратегия самоподачи. Выставлять себя в социально-выигрышном свете — это лишь один из аспектов более общего феномена, известного как стратегия самоподачи. Исследования стратегий самоподачи (самопрезентации) исходят из представлений о том, что всякий человек заинтересован во впечатлении, производимом им на окружающих. Определенные аспекты поведения человека специально направлены на установление, уточнение и поддержание своего образа в глазах других1. Р. Баумейстер выделил две стратегии самопрезентации: «ублажающую» и «самоконструирующую»2. «Ублажающая» стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставит^ себя в благоприятном свете (подстраиваясь под аудиторию) и получить «вознаграждение». «Самоконструирующая» стратегия направлена на поддержание и укрепление «идеального Я», т.е. вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» субъекта. Экспериментальная схема, в рамках которой проверяются предположения, связанные с самопрезентационной теорией, как правило, включает в себя сравнение поведения людей в двух условиях: приватных (анонимных) и публичных либо в другой паре условий: предполагающих дальнейшее взаимодействие с лицом, вовлеченным в эксперимент, либо не предполагающих такого взаимодействия. Соответственно, если поведение человека меняется от аудитории к аудитории, это говорит об «ублажающей» стратегии, если не меняется — о «самоконструирующей». Существует большое число экспериментальных исследований, подтверждающих основные положения самопрезентационной концепции, т.е. показывающих, что поведение человека меняется в условиях публичности в сравнении с условиями приватности и что оно меняется в зависимости от аудитории. Причем эти положения подтверждаются относительно различных типов поведения. Так, например, влияние самопрезентационных мотивов оказалось явно выраженным при так называемом альтруистическом поведении, которое казалось бы, должно быть безразличным к потенциальной выгоде субъекта. Так, «публичные» пожертвования оказались гораздо более внушительными, чем приватные3. Испытуемые, в присутствии которых раздавался «крик о помощи», предлагали помощь «жертве» чаще и быстрее в том случае, когда считали, что встретятся с теми, кому помогут, нежели в том случае, когда считали, что останутся анонимными4. В одном 1 См.: Goffman E. The presentation of self in everyday life. N.J., 1959; Jones E., Wort- 2 См.: Baumeister RA. A self-presentational view of social phenomena // Psychol. bull. 3 См.: Satow K. Social approach and helping // J. of exp. and soc. psychol. 1975. Vol. 11. 4 См.: Gottlieb J., Carver C. Anticipation of future interaction and the bystander effect 148 Тема 14. Развитие личности из экспериментов экспериментатор звонил различным строителям и обращался за помощью. В некоторых случаях этому предшествовал звонок, во время которого репутация строителя описывалась неблагоприятным образом. В этих случаях число позитивных ответов на просьбу о помощи повышалось1. Результаты этого эксперимента интерпретируются в том духе, что строители восстанавливали свой публичный образ (репутацию) в глазах потенциальной «аудитории», т.е. мотивировались «конструктивной» самопрезентацией. В другом исследовании было обнаружено, что после выполнения группового задания испытуемый распределял деньги (это и было реальным, а не фиктивным заданием): а) в зависимости от вклада каждого в выполнение задания, когда надо было отчитываться экспериментатору; б) поровну, когда надо было отчитываться перед группой; в) себе непропорционально много, когда никакой отчетности не требовалось. Влияние «презентационной» мотивации проявилось также в экспериментальных ситуациях, направленных на изучение конформности, агрессии, выполнения тех или иных заданий (performance). С позиции «презентационной» гипотезы переосмыслены эксперименты по когнитивному диссонансу и по реакции на оценку других2. Так, диссонанс понимается не как следствие внутренней неспособности психики справиться с непоследовательностью, а как следствие самопрезентационных мотивов: непоследовательное поведение угрожает разрушением публичного образа. Было показано, что эффекты диссонанса, необратимости постдиссонансной установки возникают лишь в ситуации публичности, релевантной самопрезентационным мотивам3. Экспериментально установлено, что лица с высоким и низким самоуважением ведут себя по-разному в ситуации, когда о них сложилось то или иное мнение у других. Р. Баумейстер провел эксперимент, в котором испытуемые были поделены на основе опросника на людей с высоким и низким самоуважением, кроме того, они оценивались по лжеопроснику. Затем каждый испытуемый получал «личностный профиль», якобы основанный на его ответах. Одной половине испытуемых давался профиль эгоиста и эксплуататора, другой половине — благородного и кооперативного человека. Половине испытуемых сообщалось, что их личностный профиль известен их партнеру, другой половине этого не говорилось. Каждый испытуемый описывал себя своему партнеру и затем играл с ним в игру «дилемма узника». (Партнером был подставной помощник экспериментатора, который играл по одному и тому же алгоритму.) Игра «дилемма узника» предполагает возможность выбора двух хо- 1 См.: Steele С. Name-calling and complience // J. of personality and soc. psychol. 2 См.: Baumeister RA. A self-presentational view of social phenomena // Psychol. bull. 3 См. там же. Столин 6.8. Самосознание как объект психодиагностики 149 дов у каждого из игроков, но цена у каждого хода различна и зависит от ответного хода противника. В варианте, использованном в эксперименте, если игрок делает ход «А», его выигрыш составляет 4 очка в том случае, если противник делает тот же ход. 4 очка получает также и противник. Но если игрок сделал ход «А», а противник — ход «В», то игрок проигрывает 5 очков, а противник выигрывает 8 очков. Если игрок делает ход «В», а противник — «А», то игрок выигрывает 8, а противник проигрывает 5 очков. Если же оба делают ход «В», то оба выигрывают по 2 очка. Единственно выигрышной тактикой в игре «дилемма узника» может быть тактика кооперативная, когда оба партнера делают ход «А», при ходе «В» оба партнера в конце концов проигрывают. Игра позволяет, однако, выиграть, пользуясь благородством партнера, обманывая его ожидание ответного благородства. В результате выяснилось, что в «публичных условиях» люди с низким самоуважением в своем вербальном поведении и в процессе игры следуют тому «профилю», который им навязан экспериментатором. Если это профиль эгоиста, то они не пытаются «приукрасить» его дополнительной информацией и эгоистично играют в игру «дилемма узника». Люди с высоким самоуважением, напротив, ведут себя независимо по отношению к «репутации», хотя и с учетом ее. Они «приукрашивают» себя в вербальной самоподаче и играют кооперативно, если их «партнер» считает их эгоистом, и, напротив, играют на выигрыш, если информация, имеющаяся у партнера, характеризует их как благородных1. Исследования феномена самопрезентации заставляют более тщательно анализировать условия проведения диагностической процедуры, оценивать влияние таких параметров диагностической ситуации, как восприятие обследуемым дальнейшей судьбы результатов тестирования, возможностей продолжения контактов с психодиагностом, пола, возраста и статуса психодиагноста. Обследуемый не просто сообщает то, что о себе думает, но активно подает себя, стараясь произвести впечатление, которое сообразуется с его личностью в целом, с ситуацией и партнером по общению. Различия в субъективной значимости измерений Я-концепции. Одни и те же по своему содержанию знания о себе у разных людей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, что использование в индивидуальной психодиагностике универсальных содержательных измерений (параметров) Я-концепции может приводить к ошибочным заключениям2. Один из путей повышения достоверности диагностических заключений — это отбор наиболее универсальных и общезначимых параметров Я-концепции, позволяющих уменьшить вероят- 1 См.: Baumeister RA. A self-presentational view of social phenomena // Psychol. bull. 2 См.: Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М., 1982. Кн. 2. С. 221. 150 Тема 14. Развитие личности ность ошибки. Другой путь — использование методов, <...> позволяющих выделить значимые измерения у данного субъекта. Достоверность диагностических заключений в консультативной и психотерапевтической практике повышается за счет введения в поле зрения диагноста смысла того или иного аспекта Я-концепции для обследуемого. Это достигается путем анализа той субъективной роли, которую у данного человека играют усматриваемые им в собственном Я черты в процессе достижения значимых для него мотивов и целей1. Сложное строение Я-концепции. Психодиагностические данные могут интерпретироваться лишь в контексте теоретических представлений о строении Я-образа и процесса самосознания в целом. Кратко охарактеризуем основные положения, касающиеся строения самосознания и Я-концепции. Самосознание имеет уровневое строение. Эта идея не раз высказывалась в отечественной и мировой литературе. И.С. Кон формулирует уровневую концепцию Я-образа, используя понятие установки2. Основания для этой концепции И.С. Кон находит в теории диспозиционнои регуляции социального поведения В.А. Ядова3. В целом Я-образ понимается как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я-образа «составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот Я-образ вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей»4. И.И. Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе5. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления Я и «другого человека». Сначала некоторое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соот- 1 См.: Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983. 2 Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. 3 См.: Ядов В А. О диспозиционнои регуляции социального поведения личности // 4 См.: Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978. С. 72-73. 5 См.: Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики 151 несение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми, сформированными знаниями о себе. В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов, жизненной философии, своей общественной ценности, собственного достоинства. В работе Е. Дикстейна высказывается верная, на наш взгляд, идея о связи меры самоотношения с характером самосознания на различных уровнях1. Таких уровней, которые одновременно являются и стадиями, выделяется пять. Первый уровень связан с формированием чувства автономности ребенка, способностью исследовать окружение, способностью вызывать заботу о себе. Соответственно мера самоуважения связана с различиями в желании исследовать окружение, вызывать заботу о себе. На втором уровне в связи с развитием социальной активности ребенка мерой самоуважения становится степень успешности в определенных действиях и в сравнении себя с другими. На третьем уровне в связи с формированием способности к самонаблюдению мерой самоуважения становится степень достижения ^-идеала. Четвертый и пятый уровни альтернативны и выражают различные варианты развития. Четвертый уровень — уровень Я как интегрированного и интегрирующего целого. Мерой самоуважения на этом уровне будет степень, с которой индивид осознает и принимает каждый из аспектов своего существования. На пятом уровне самосознание характеризуется обнаружением относительности границ Я, выдвижением во главу угла движения вперед и изменений, признанием своей ограниченности. Измерение самоотношения на этом уровне наиболее проблематично и связано с различиями в степени честности отношения к себе и признания изменчивости своего Я. <...> В цикле проведенных нами исследований была сформулирована концепция уровневого строения самосознания, основанная на учете характера активности человека, в рамках которой формируется и действует его самосознание2. В качестве исходного принимается различие содержания Л^-образа (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. Последнее — это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Я-образ. 1 См.: Dickstein E. Self and self-esteem. Theoretical foundations and their implications 2 См.: Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания 152 Тема 14. Развитие личности В содержании Я-образа выделяются две важнейшие образующие: 1) знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, — присоединяющая образующая Я- концепции или система самоидентичности и 2) знания, выделяющие Я субъекта в сравнении с другими людьми, — дифференцирующая образующая Я-концепции. Это последняя образующая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости. Вертикальное строение самосознания раскрывается как уровневое строение. Уровни самосознания определены уровнями активности человека, одновременно являющимся биологическим индивидом (организмом), социальным индивидом и личностью. Процессы самосознания и его интегральные образования обслуживают активность человека на каждом из уровней, выполняя роль обратной связи о «вкладе» субъекта в его собственную активность. Поскольку различен характер активности и характер ведущих потребностей субъекта на каждом из уровней, различны и процессы, отражающие эту активность, и итоговые, интегральные образования самосознания. На уровне организма активность субъекта определена системой «организм—среда», имеет прежде всего двигательный характер и вызывается потребностями в самосохранении, нормальном функционировании, физическом благополучии организма. В недрах этой активности формируется обратная связь в виде ощущений о положении тела и его органов в пространстве, которые слагаются в «схему тела». Схема тела — это, фигурально выражаясь, Я-образ организма, который надо отличать от физического Я субъекта, обладающего более сложной, биосоциальной природой. В схеме тела не разделены дифференцирующая и присоединяющая составляющие. На уровне организма формируется также самочувствие — итог процессов, отражающих состояние внутренних органов, мышц, активации организма в целом. Самочувствие — биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии. На уровне социального индивида активность человека подчинена иной потребности — потребности в принадлежности человека к общности, в признании этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, технологическими предписаниями, уставами и т.д., которые усваиваются индивидом. Я-образ облегчает человеку ориентацию в системе этих активностей прежде всего за счет формирования своей присоединяющей образующей — системы социальных самоидентичностей: половой, возрастной, этнической, гражданской, социально-ролевой. В рамках этих идентичностей субъект сравнивает себя с эталонами соответствующих общностей и через эти эталоны — с другими людьми. Эти сравнения образуют базу для «дифференцирующей» образующей Я- Сталин В.В. Самосознание как объект психодиагностики 153 образа, которая, следовательно, вторична на этом уровне по отношению к присоединяющей составляющей. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение вовнутрь отношения других — принятие другими или отвержение ими. На уровне личности активность субъекта вызывается прежде всего потребностью в самореализации — в труде, любви, спорте и т.д. и реализуется с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Поэтому в Л^-образе ведущее место начинает занимать дифференцирующая составляющая Я-концепции, обеспечивающая неслучайность самоопределения личности. Основой самоотношения становится потребность в самоактуализации; собственное Я, собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются как ее условие. Самоотношение в свою очередь, как показывают результаты факторного анализа, оказывается структурно-сложным образованием, включающим как общее, глобальное чувство за или против самого себя, так и более специфические измерения: самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес или близость к самому себе, ожидаемое отношение других. Самоотношение активно защищается личностью. Этот тезис находит солидное подтверждение в литературе. В частности, описан феномен компенсации1, который может быть интерпретирован как защита самоотношения с помощью приукрашивания себя в сферах, лежащих вне зоны актуального самопроявления. В работе А. Тиссера и Дж. Кэмпбелла приводится механизм, названный ими «моделью поддержания самооценки»2. Суть его состоит в том, что человек селективно подходит к оценке успехов близких ему людей и людей, с которыми он на далекой межличностной дистанции, а также к тому, в какой области — значимой или незначимой для него — существуют эти достижения. Согласно этой «модели», люди позитивно оценивают успехи друзей, если они относятся к незначимым для них самим сферам, когда же успехи друзей относятся к релевантным для оценщиков сферам, то эти успехи оцениваются гораздо менее позитивно. При восприятии посторонних соотношение обратное: более позитивно оцениваются успехи в релевантной сфере, менее — в нерелевантной. Смысл «модели» таков: когда друг что-то делает хорошо, то факт «дружбы» позволяет «греться в лучах чужой славы» и тем самым поддерживать самооценку. Так и происходит в «нерелевантных» сферах, т.е. там, где субъект сам не стремится достичь тех же результатов, что и друг. 1 См.: Baumeister Д., Jones E. When self-presentation is constrained by the target's prior 2 См.: Tesser A., Campbell J. Self-evaluation maintenance and the perception of friends 154 Тема 14. Развитие личности Если же сфера успехов «друзей» значима, то более важным оказывается выиграть в сравнении и тем самым поддержать самооценку, и для этого успехи «друзей» преуменьшаются. Согласно этому механизму люди придерживаются принципа: «пусть друзьям во всем сопутствует успех, однако, в том, что значимо и для меня, не больше, чем мне». Проведенный Тиссером и Кэмпбеллом эксперимент в целом подтвердил их гипотезу. Причем тенденцию использовать этот механизм в большей степени проявили люди с низким уровнем самоуважения. В работе Г. Каплана описана тактика поддержания самоотношения, которая может быть названа тактикой обесценивания1. Суть ее состоит в том, что человек делает предметом своего самовосприятия не только собственные личностные качества, но и саму оценку этих качеств. В таком случае негативная оценка собственных качеств также может входить в «объективированное Я» как качество или черта, например самокритичность. Следовательно, человек, низко оценивающий себя по какой-то черте, не будет утрачивать самоуважения, если в субъективной иерархии ценностей данная черта стоит ниже, чем «честность перед самим собой», «самокритичность» и т.п. Самоотношение может также поддерживаться с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего дурную репутацию. Этот вид защиты самоотношения может быть проиллюстрирован уже цитированным экспериментом2. Проведенные нами исследования подтвердили гипотезу о том, что возможности защиты самоотношения заложены уже в его строении3. Благодаря многомерности самоотношения и аддитивности глобального самоотношения возможно одновременное поддержание глобального самоотношения на высоком уровне и какого-то аспекта самоотношения, прежде всего самоуважения, на низком. При этом низкое самоуважение компенсируется повышением симпатии к себе, а повышение симпатии «покупается» ценой сохранения низкого самоуважения. Экспериментальное исследование в целом подтвердило гипотезу: люди, отождествляющие себя с «несимпатичными» другими, избегают выбирать в качестве объединяющих их с этими другими «несимпатичные» признаки, компенсируя, однако, «недобор» негативных характеристик приписыванием себе «неуважаемых» черт. В этом эксперименте был также выявлен феномен «предохранительного клапана», т.е. такой защитный механизм самоотношения, благодаря которому прежде всего блокируется антипатия к себе: падение симпатии не приводит к 1 См.: Kaplan H. Deviant behaviour in defence of self. N.J., 1980. 2 См.: Baumeister В.Л. A self-presentational view of social phenomena // Psychol. bull. 3 См.: Столин B.B. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания Столин В.В. Самосознание как объект психодиагностики 155 нарастанию антипатии. Человек действует по принципу: «из того, что я не хорош, еще не следует, что я плох». Защита себя от антипатии является наиболее важным аспектом защиты самоотношения. Субъект «жертвует» своим самоуважением, пользуясь аддитивностью глобального самоотношения, либо жертвует истинностью своего Я-образа для того, чтобы не допустить явной, сознаваемой антипатии к себе. Человек может действовать по принципу: «да, я не хорош, потому что слаб, но я не плох». Поддержание стабильного самоотношения обеспечивает возможность постоянной стратегии в отношении к самому себе, выражающейся как во внешней, социально-предметной деятельности, так и во внутриличностной активности. Механизмы защиты самоотношения, таким образом, не менее, если не более важный объект психодиагностики, чем содержание Я-концеп-ции и самоотношение. Представления о себе многоплановы. Они могут относиться к разным сферам проявления человека. Такие исследователи, как И. Джеме, К. Роджерс, М. Розенберг и многие другие, выделили различные формы представлений о себе, дифференцированные либо по сфере проявлений человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «моральное Я», «семейное Я» и т.д.), либо как реальность и идеал («реальное Я», «идеальное Я»), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем»), либо по какому-то иному существенному признаку. Число таких Я-образов и их содержание определяются, как правило, на основе теоретических соображений. Насколько все эти представления у субъекта действительно существуют как относительно самостоятельные, насколько они по-разному связаны с самоотношением и поведением в соответствующих ситуациях — этот вопрос остается открытым. С точки зрения, ориентации на психологическую помощь важно, однако, знать, в какой именно сфере деятельности субъект переживает себя состоятельным или несостоятельным, на чем содержательно базирует свое самоуважение, стремится ли к достижению своего идеала, переживает ли разорванность своего «интимного Я» и публичной самопрезентации. Эти аспекты самосознания, следовательно, должны отражаться психодиагностическими методиками. Г. Олпорт РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА Я1 <...> Психология личности таит в себе ужасную загадку — проблему Я. Я мы осознаем непосредственно. Оно образует, как мы думаем, сердечную, центральную, интимную область нашей жизни. В этом качестве оно играет решающую роль в нашем сознании (это понятие шире, чем Я), в нашей личности (это понятие шире, чем сознание) и в нашем организме (это понятие шире, чем личность). Таким образом, это — своеобразная сердцевина нашего существа. Но эта сердцевина непостоянна. Иногда она расширяется и принимается командовать всем нашим поведением и сознанием; иногда она как бы совсем уходит со сцены и мы остаемся без осознания какого бы то ни было Я. Полная теория личности не может отвернуться от этой трудной проблемы субъективной природы Я, она должна встретиться с ней лицом к лицу. Давайте прежде всего спросим, почему эта проблема так трудна и неуловима. Есть три основные причины. (1) Очень многие теоретики используют термин Я множеством способов. Часто его заменяют термином эго. А так как никто не провел ясного и последовательного различения эго и Я, нам надо будет относиться к ним как к эквивалентным. (2) Каждый из нас ясно осознает Я, но никто не может просто сказать, что именно он осознает. Некоторые мысли и поступки кажутся нам более «релевантными Я», чем другие, но не существует резкой разделительной линии. Следовательно, невозможно установить границы, которые помогли бы нашему определению. (3) С этим предметом связаны глубокие философские дилеммы относительно природы человека, «души», свободы и бессмертия. Легко видеть, почему многие психологические дискуссии о личности совсем уклоняются от этой проблемы. Но бегство непозволительно. На то опять же есть три причины. (1) Единственный надежный критерий нашего личного существования и 1 Олпорт Г. Становление личности. М.: Смысл, 2002. С. 242-262. Олпорт Г, Развитие чувства Я 157 идентичности лежит в нашем ощущении Я. Не учитывать этот субъективный стержень личности — значит сохранить оболочку, но выкинуть сердцевину нашей проблемы. (2) Как мы уже видели, наши теории научения, мотивации, развития не могут быть полными и корректными без различения того, что в личности «релевантно Я», а что — нет. (3) Психология не может надеяться разрешить основные дилеммы философии, но она обязана дать тщательное фактическое описание развивающегося чувства Я, чтобы помочь философии в решении ее задач. Поэтому в данной главе рассматриваются фактические аспекты проблемы. Полезнее всего будет проследить развитие чувства Я, начиная с младенчества.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |