Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные процессы научения через наблюдение




Истоки поведения Научение через моделирование

Научение было бы исключительно трудоемким — не говоря уже рискованным — процессом, если бы люди, получая информацию о том, что делать, полагались бы исключительно на результаты собственных дей­ствий. К счастью, в большинстве случаев человеческое поведение подле­жит научению через моделирование. На основании наблюдений за окру­жающими у человека формируется представление о том, каким образом должно реализовываться новое поведение, и в дальнейшем такая закоди­рованная информация служит для него руководством к действию. Преж­де чем осуществить на практике то или иное поведение, люди могут обу­чаться на примерах, хотя бы приблизительных, и благодаря этому они избегают многих ненужных ошибок.

В соответствии с теорией социального научения моделирование вли­яет на научение главным образом через его информативную функцию. Во время наблюдения человек приобретает в основном символическое представление о поведении модели, которое впоследствии служит для него руководством к действию. В данной концепции, схематически представ­ленной на рис. 1, научение через наблюдение управляется четырьмя про­цессуальными компонентами.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения]



  •■'Щ   р1||РШ|ЕСС1йв
    «ИМАНИЯ ■  
  Моделирующий 1 Символическое 1
  стимул|| кодирование| Б
  Распознавание щ  
Моделируемые 1________ события 1 *■ отличий Ь ft->Аффективная | Когнитивная | организация |
  валентность Ш ("""имвопичрркпр Ш
  Сложность 1 повторение [
  Превалентность i Моторное 1 повторение Р
  Функциональная 1  
  ценность В  
  Наблюдаемые Щ  
  характеристики|  
  Я Сенсорные В  
  способности в  
  й Уровень в  
  возбуждения 1  
  Перцептивные 1  
  установки I  
  Предшествующее 1  
  подкрепление || i


Самонаблюдение за воспроизведением Точная обратная связь

Соответствующее исполнение


Рис. 1. Процессуальные компоненты, управляющие научением через наблюдение в анализе социального научения


230 Тема 14. Развитие личности

Люди мало чему научаются при наблюдении, если не будут реаги­ровать на стимулы и внимательно воспринимать существенные особен­ности моделируемого поведения. Процессы внимания определяют, что избирательно наблюдается и что конкретно отбирается из множества мо­дельных влияний. Существует определенное количество факторов, регу­лирующих результат и типы визуального опыта, некоторые из них свя­заны с характеристиками наблюдателя, другие относятся к моделируемой деятельности и все остальные включают структурное оформление лично­стных взаимоотношений.

Среди различных детерминант, определяющих степень внимания, са­мое важное значение, очевидно, имеет образ жизни человека. Рамки того поведения, которое многократно наблюдается и, следовательно, тщательно заучивается, определяется окружающими, с которыми человек чаще всего общается, — либо в силу своих предпочтений, либо в силу обстоятельств. Так, человек, наблюдающий за членами бандитских групп, имеет несрав­нимо больше возможностей изучить агрессивное поведение, чем человек, общающийся исключительно с людьми, предпочитающими мирное вре­мяпрепровождение.

Воздействие моделей поведения различается по своей эффективно­сти. Внутри любой социальной группы встречаются отдельные личности, которые приковывают к себе большее внимание окружающих, чем ос­тальные. Многое зависит от того, на чье поведение человек ориентируется и какие модели поведения игнорирует. Внимание направляется в нуж­ное русло и благодаря личной привлекательности модели. Человек скло­нен подражать тем моделям, которые обладают привлекательными для него качествами, и игнорировать или даже отвергать те, которые ему мало симпатичны.

Некоторые формы моделирования оказываются настолько привле­кательными, что в течение долгого времени сильно притягивают к себе внимание людей различных возрастов. Это наиболее ярко иллюстриру­ется примерами воздействия телемоделей. Пришествие телевидения нео­бычайно расширило диапазон моделей, доступных для наблюдения и де­тям, и взрослым. В отличие от наших предков, моделью поведения для которых служил лишь круг представителей их субкультурного слоя; со­временные люди могут наблюдать и изучать различные стили поведения, комфортабельно устроившись в домашнем кресле и по праву пользуясь всеми богатствами символического моделирования, предоставляемого средствами массовой информации. Влияние телемоделей оказывается на­столько эффективным, герои экрана так приковывают к себе внимание, что зрители обучаются многому из того, что видят, даже если и не испы­тывают побуждений к обучению1.

1 См.: Bandura A., Grusec J.E., Menlove F.L. Observational Learning as a Function of Symbolization and Incentive Set // Child Development. 1966. 37. P. 499-506.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 231

Интенсивность и уровень научения через наблюдение также частич­но определяются природой моделируемого поведения — как, например, его значительностью и сложностью. Кроме того, следует отметить, что и спо­собности самого наблюдателя обрабатывать информацию также опреде­ляют, насколько он может обогатиться в результате опыта наблюдения. Что именно выносят люди из своих наблюдений и как они интерпрети­руют то, что видят и слышат, во многом зависит от их перцептивных ус­тановок, выстроенных на основании прошлого опыта и продиктованных требованиями конкретной ситуации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.