Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процессы моторно-репродуктивные




Третьим этапом моделирования является преобразование символи­ческих представлений в соответствующие действия. Для того чтобы по­нять, каким образом осуществляются реакции, требуется проанализи­ровать, каковы идеомоторные механизмы исполнения. Воспроизведение поведения достигается путем организации реакций во времени и про­странстве, в соответствии с образцом, предложенным моделью. В целях анализа реализацию поведения можно подразделить на когнитивную ор­ганизацию реакций, мониторинг и совершенствование посредством инфор­мативной обратной связи.

На начальной фазе реализации моделируемого поведения реакции отбираются и организуются на когнитивном уровне. Уровень научения через наблюдение, который в итоге будет продемонстрирован в виде како­го-то конкретного поведения, отчасти зависит от того, насколько сформиро­ваны основные компоненты навыков. Если человек обладает всеми необхо­димыми элементами, то он может легко интегрировать их, формируя новые типы; но, если хотя бы один из компонентов реакции отсутствует, воспро­изведение поведения может оказаться несостоятельным. Когда налицо де­фицит, тогда основные субнавыки, необходимые для сложного исполнения, сначала должны быть развиты моделированием и практикой.

На бихевиоральном уровне существуют и другие препятствия к реа­лизации того, что было освоено путем наблюдения. Идеи редко безошибоч­но преобразуются в правильные действия с первой же попытки. Точного совпадения, как правило, добиваются в ходе многократного повторения по­пыток — благодаря корректирующим усилиям. Несоответствия между символической репрезентацией и исполнением служат подсказкой для корректирующих действий. Общая проблема при освоении сложных навы­ков — к примеру, при обучении игре в гольф или плаванию — заключает­ся в том, что человек не может наблюдать свои реакции со стороны. Ему приходится полагаться лишь на собственные неотчетливые кинестатичес-кие ощущения или же на слова людей, следящих за его игрой. Очень труд­но направлять действия, которые только наблюдаемы или определяемы коррекцией, необходимой для достижения максимально точного совпаде­ния между репрезентацией и исполнением.

Невозможно усовершенствовать навыки в ходе одного лишь наблю­дения, равно как и невозможно развить их исключительно методом проб и

1 См.: Jeffrey D.B. A Comparison of the Effects of External Control and Self-Control on the Modification and Maintenance of Weight // J. Abnom. Psychology. 1974. 83. P. 404-410.


234 Тема 14. Развитие личности

ошибок. Тренер по гольфу вряд ли ограничится тем, что выдаст новичкам мячи и клюшки, а сам станет дожидаться, когда же они освоят удар. В большинстве случаев повседневного научения люди в первую очередь пы­таются максимально освоить новое для них поведение путем моделирова­ния, а затем начинают совершенствовать свои действия, самостоятельно корректируя исполнение посредством информативной обратной связи и фокусируя свое внимание на отдельных элементах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.