Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоподкрепление




Наша дискуссия до сих пор анализировала то, как поведение регу­лируется внешними последствиями, которые наблюдаются или пережива­ются лично. Если бы действия определялись исключительно внешним вознаграждением и наказанием, то люди вели бы себя подобно флюгерам, постоянно меняя направления, чтобы приспособиться к сиюминутным влияниям, набрасывающимся на них. Они будут поступать непорядочно с беспринципными индивидуумами и достойно с честными, либерально с либералами и догматично с авторитариями.

Однако изучение социальных взаимодействий — независимо от сильно­го принудительного давления — показывает, что люди твердо придерживаются идеологических позиций, нежели проявляют податливость и меняют свое пове­дение. Любой, кто попытается превратить пацифиста в агрессора или исто­во религиозного человека в атеиста, довольно быстро сможет прийти к вы­воду о существовании персонального источника контроля за поведением.

Представление о том, что поведение регулируется своими последствия­ми, обычно неправильно истолковывается в том смысле, что действия отдают­ся на милость ситуационных влияний. Теории, которые объясняют челове­ческое поведение исключительно как продукт внешнего вознаграждения и наказания, представляют сильно урезанный образ человека, поскольку он обладает самореактивными способностями, которые позволяют ему осу­ществлять некоторый контроль над своими собственными чувствами, мыс-

1 См.: Bandura A. Vicarious and Self-Reinforcement Processes // R. Glaser (Ed.). The Nature of Reinforcement. N. Y.: Acad. Press, 1971. iiK. 1664


242 Тема 14. Развитие личности

лями и действиями. Таким образом, поведение регулируется взаимодей­ствием самоиндуцируемых и внешних источников влияния.

Поведение в общем осуществляется в отсутствие непосредственного внешнего подкрепления. Некоторые виды деятельности поддерживаются антиципирующими последствиями, но большинство все-таки находится под контролем самоподкрепления. В этом процессе люди устанавливают для себя определенные стандарты поведения и реагируют на свои же собствен­ные действия в духе самовознаграждения или самонаказания.

Процесс сочинительства является характерным примером поведе­ния, которое в течение длительного времени саморегулируется посред­ством оценочного самоподкрепления. Писателям не нужно, чтобы кто-то сидел рядом, избирательно подкрепляя каждый написанный фрагмент, до тех пор пока не получится удовлетворительная рукопись. Вместо это­го у них имеется некий стандарт того, чем определяется приемлемый уровень выполненной работы. Идеи рождаются и облекаются в слова много раз, прежде чем что-то будет перенесено на бумагу. Исходные кон­струкции неоднократно пересматриваются, пока автор не будет вполне удовлетворен тем, что написано. Чем больше требований предъявляется к персональным стандартам, тем более обширными становятся и вноси­мые корректирующие усовершенствования. Саморедактирование часто превосходит внешние требования, определяющие приемлемость написан­ного для других. Действительно, многие оказываются настолько при­дирчивыми редакторами собственных произведений, что в значительной степени парализуют свой собственный творческий процесс. Другие же писатели, не обладающие столь развитыми требованиями, вносят лишь небольшие изменения.

Благодаря своей символизирующей и самореактивной способности люди в меньшей степени зависят от непосредственной внешней поддер­жки своего поведения. Включая процессы самоподкрепления в теорию научения существенно усиливается объяснительная сила принципов под­крепления в применении к жизнедеятельности человека.

Составляющие процесса саморегуляции

Самоподкрепление ссылается на процесс, суть которого заключает­ся в том, что индивидуумы усиливают и поддерживают свое собственное поведение, вознаграждая себя поощрениями, над которыми они имеют контроль всякий раз, как они достигают установленных ими самими стандартов. Так как поведение может также быть ослаблено негативны­ми самореакциями, широчайший термин саморегуляция, может приме­няться для обозначения как усиливающегося, так и ослабевающего воз­действия самореактивных влияний.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения]



:.:ИСПОЛНЕНИЕ ■ ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ ■ САМООТВЕТ


Параметры оценки

Качество

Скорость

Количество

Оригинальность

Аутентичность

Значимость

Девиантность

Этичность





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.