НАСИЛИЕ ПО ТЕЛЕВИДЕНИЮ: МОДЕЛИ АГРЕССИИ В КАЖДОЙ ГОСТИНОЙ1
Очевидно, что не все научение через наблюдение ведет к социально приемлемым результатам. Действительно, люди могут научиться нежелательным и антиобщественным формам поведения посредством тех же процессов, которые благоприятствуют развитию сотрудничества, сопереживания, альтруизма и навыков эффективного решения проблем. Давно предполагалось, что насилие, демонстрируемое в средствах массовой информации, особенно по телевидению, негативно влияет на зрителей.
Начиная с лабораторных исследований, предпринятых Бандурой и его коллегами в 1960-х годах2, было собрано значительное количество данных о влиянии телевизионного насилия на социальное поведение. Эти труды, к которым исследователи неоднократно обращались3, показывают, что длительная экспозиция насилия по телевидению может приводить к: 1) увеличению агрессивности поведения; 2) уменьшению факторов, сдерживающих агрессию; 3) притуплению чувствительности к агрессии; 4) формированию образа социальной реальности, на котором основываются многие из таких действий. Давайте более подробно остановимся на этих влияниях.
1 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2000. С. 397-401.
2 См.: Bandura A. Influence of model's reinforcement contingencies on the acquisition of imitative responses // Journal of Personality and Social Psychology. 1965. 1. P. 589-595; Bandura A., Ross D., Ross S. Imitation of film-mediated aggressive models // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1963. 66. P. 3-11.
3 См.: Bandura A. Psychological mechanisms of aggression // M. Von Cranach, K. Foppa, W. LePenies, D. Ploog (Eds.). Human ethology: Claims and limits of a new discipline. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1979; Eron L.D., Huesmann L.R. The role of television in the development of prosocial and antisocial behavior // D. Olweus, M. Radke- Yarrow, J. Block (Eds.). Development of antisocial and prosocial behavior. Orlando, FL: Academic Press, 1985; Geen R.G., Thomas S.L. The immediate effects of media violence on behavior // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 7-28.
Хьелл Л,, Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии 251
Наибольшее число фактов, свидетельствующих, что насилие, демонстрируемое в кино, способствует агрессивному поведению, получено из лабораторных исследований. Обычно испытуемые смотрели фрагмент программы либо с демонстрацией насилия, либо возбуждающей, но без показа насилия. Затем им давали возможность выразить агрессию по отношению к другому человеку, чаще при помощи регулируемого электрического разряда, который, как они знали, будет болезненным. Хотя были случайные исключения1, исследователи обычно обнаруживали, что испытуемые, которые смотрели программу, показывающую насилие, действовали более агрессивно, чем те, кто видел программу без демонстрации насилия2. Хотя такое исследование очень наглядно, у него есть некоторые серьезные ограничения. Воздействие сохраняется в течение краткого промежутка времени и действия, посредством которых экспериментатор предлагает нанести вред другому человеку, далеки от реальной жизни (например, нажатие кнопки для электрического разряда). Следовательно, уместно спросить, насколько существенна информация о влиянии телевидения и агрессивных фильмов, полученная при помощи этих исследований, для повседневной жизни.
Чтобы ответить на этот вопрос, несколько ученых провели полевые исследования по измерению влияния демонстрации насилия в различные периоды времени вне лабораторных условий3. Среди этих лонгитюдных статистических исследований наиболее достойна внимания работа Ирона и его коллег4. В 1960 г. они провели обследование среди школьников третьего года обучения (875 мальчиков и девочек) в полуаграрном городке северной части штата Нью-Йорк. Они изучили некоторые поведенческие и личностные характеристики этих детей, а также собрали данные об
1 См.: Freedman J.L. Television violence and aggression: A rejoinder // Psychological Bulletin. 1986. 100. P. 372-378.
2 См.: Friedrich-Cofer L., Huston A.C. Television violence and aggression: The debate continues // Psychological Bulletin. 1986. 100. P. 364-371; Geen R.G. Aggression and television violence // R.G. Geen, E.I. Donnerstein (Eds.). Aggression: Theoretical and empirical reviews: Vol. 2. Issues in research. N. Y.: Academic Press, 1983; Geen R.G., Tho mas S.L. The immediate effects of media violence on behavior // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 7-28; Huesmann L.R., Malamuth N.M. Media violence and antisocial behavior: An overview // Journal of Social Issues. 1986. 42. P. 1-6.
3 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a developing behaviorism // American Psychologist. 1987. 42. P. 425-442; Hicks D. Effects of co-observer's sanctions and adult presence on imitative aggression // Child Development. 1968. 39. P. 303-309; Leyens J., Camino L., Parke R., Berkowltz L. Effects of movie violence on aggression in a field setting as a function of group dominance and cohesion // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. 32. P. 346-360; Singer J.L., Singer D.G. Television, imagination, and aggression: A study of preschoolers. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1981.
4 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist. 1980. 35. P. 244-252; Eron L.D., Huesmann L.R., Lefkowitz MM., Walder L.O. Does television cause aggression? // American Psychologist. 1972. 27. P. 253-263; Eron L.D., Huesmann L.R.. Debow E., Romanoff R., Yarmel P. Aggression and its correlates over 22 years // D. Crowell, I. Evans, С O'Donnell (Eds.). Childhood aggression and violence: Source of influence, prevention and control. N. Y.: Plenum, 1987.
252 Тема 14. Развитие личности
их родителях и домашнем окружении. Основным открытием этого начального исследования было то, что восьмилетние дети, предпочитающие телевизионные программы, показывающие насилие, числились среди наиболее агрессивных в школе. Через десять лет ученые провели повторное обследование 427 из этих детей, чтобы изучить связь между количеством и содержанием телевизионных программ, которые они смотрели в возрасте 8 лет, и тем, насколько агрессивны они были теперь. Они обнаружили, что частое наблюдение насилия в восьмилетнем возрасте в какой-то степени предсказало агрессивность в возрасте 18 лет. Дети, отнесенные к агрессивным своими восьмилетними сверстниками, оценивались как агрессивные и подростками, знавшими их в 18-летнем возрасте, т.е. наблюдалась стабильность в агрессивном поведение на протяжении 10 лет. Более поразительным, однако, было открытие, что дети, считающиеся агрессивными в восьмилетнем возрасте, в три раза чаще привлекали внимание полиции в течение последующих 10 лет, чем те, кто был неагрессивен1. Фактически, единственным наилучшим предсказателем мужской агрессии в возрасте 18 лет, даже после контроля на враждебность по другим факторам, была степень насилия в телевизионных программах, которые они предпочитали смотреть в восьмилетнем возрасте2.
Не так давно Ирон и его коллеги3 сообщили о втором исследовании свыше 400 индивидов из той же группы, которым к этому времени было приблизительно по 30 лет. Как и ранее, агрессивное поведение было стабильным на протяжении всего времени, прошедшего от предыдущего обследования, а наиболее агрессивные дети не только имели неприятности с законом, но также были более жестоки со своими женами и детьми 22 года спустя. Более того, исследователи обнаружили значительную связь между количеством программ, показывающих насилие, которые смотрели дети в восьмилетнем возрасте, и вероятностью того, что они будут обвинены в серьезном преступлении в возрасте 30 лет (рис. 1). Следовательно, тяжесть уголовных преступлений, совершенных в возрасте 30 лет, прямо зависит от количества телевизионных программ, демонстрирующих насилие, которые были просмотрены в восьмилетнем возрасте. Ирон признает, однако, что статистическая природа его исследования, построенного на вычислении корреляции, не позволяет говорить о каких-то определенных причинно-следственных отношениях4.
1 См.: Lefkowitz M.M., Eron L.D.,Walder L.O., Huesmann L.R. Growing up to be violent. N. Y.: Pergamon Press, 1977.
2 См.: Eron L.D. Prescription for reduction of aggression // American Psychologist. 1980. 35. P. 244-252.
3 См.: Eron L.D., Huesmann L.R., Debow E., Romanoff R.,Yarmel P. Aggression and its correlates over 22 years // D. Crowell, I. Evans, C. O'Donnell (Eds.). Childhood aggression and violence: Source of influence, prevention and control. N. Y.: Plenum, 1987.
4 См.: Eron L.D. The development of aggressive behavior from the perspective of a developing behaviorism // American Psychologist. 1987. 42. P. 425-442.
Хьелл А., Зиглер Д. Насилие по телевидению: модели агрессии
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление