Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод отбора испытуемых




ЛЮДИ: ИССЛЕДОВАНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ1

Я выношу на суд читателя результаты своего исследования, питая надежду, что они прольют некоторый свет на поставленную проблему, и приношу все необходимые извинения тем, кто озабочен в первую очередь проблемами валидности, надежности или репрезентативности.

Я отбирал испытуемых из числа своих знакомых и друзей, а так­же из общественных деятелей и исторических персонажей. Кроме того, я провел скрининговое исследование на трех тысячах студентов коллед­жа, но только один из них стал моим испытуемым, и еще десяток сту­дентов или около того я отнес к разряду потенциальных испытуемых («растущие личности»).

Исходя из этого, я вынужден был заключить, что самоактуализация в том виде, в каком она обнаруживается у людей старшего возраста, для молодых, развивающихся людей в нашем обществе практически невоз­можна.

В соответствии с этим заключением, я несколько упростил задачу и совместно с Е. Раскиным и Д. Фридманом начал искать среди студен­тов колледжа относительно здоровых людей. Мы определили для себя, что отберем 1% студентов этого колледжа, отличающихся особым здо­ровьем. Через два года мы были вынуждены прервать наше исследова­ние, но, даже не будучи завершенным, оно позволило нам получить боль­шое количество данных, ценных для клинической практики.

'Маслоу А.Г. Мотивация и личность СПб.: Евразия, 1999. С. 219-254, 257-259.


268 Тема 14. Развитие личности

Мне бы хотелось привести в качестве примера идеального испытуе­мого какого-нибудь героя литературного произведения, но мне так и не удалось найти среди них героя нашего времени и нашей культуры (и этот факт сам по себе наводит на размышления).

Исходное клиническое определение самоактуализированной личнос­ти, на базе которого мы отбирали испытуемых, состояло из позитивного и негативного критериев. В качестве негативного критерия мы избрали от­сутствие неврозов, психозов, психопатических черт характера, а также вы­раженных невротических или психопатических тенденций. Каждый случай психосоматического заболевания исследовался нами отдельно — подробно и тщательно. Всегда, когда это было возможно, мы использовали тест Рорша-ха, но очень скоро поняли, что он больше подходит для выявления скрытой психопатологии, чем для диагностики здоровья. В качестве позитивного критерия мы приняли наличие признаков самоактуализации — этот набор симптомов до сих пор точно не определен. В самом общем виде мы опре­деляли самоактуализированного человека как индивидуума, сумевшего реализовать свои таланты, способности, потенции. Самоактуализированный человек постоянно находится в процессе самовоплощения, глядя на него, хочется вспомнить призыв Ницше: «Так стань же тем, кем можешь стать!». Эти люди развивают или развили потенции, заложенные в их природе1, и идиосинкратические, и общевидовые потенции. <...>

Поскольку нашими испытуемыми были конкретные живые люди, имена которых мы не вправе называть, то мы не смогли соблюсти два требования из тех, что обычно предъявляются к научному исследованию, а именно: воспроизводимость исследования и доступность данных, на ос­нове которых делаются заключения. Эти изъяны отчасти скомпенсиро­ваны тем фактом, что в число наших «испытуемых» попали много ши­роко известных людей и исторических личностей, кроме того, мы прове­ли дополнительное исследование на молодых людях и детях, и эти данные могут быть обнародованы.

В результате предварительного исследования нами были отобраны четыре категории испытуемых:

A. Образцы самоактуализированной личности: семь очевидных и
два условных примера самоактуализации (наши современники; обследо­
ваны клинически).

B. Два очевидных примера самоактуализации из живших в прошлом
людей (Линкольн в последние годы его жизни и Томас Джефферсон).

C. Семь очень условных примеров самоактуализации известных
людей и исторических личностей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн
Адаме, Уильям Джемс, Швейцер, Олдос Хаксли и Спиноза).

1 См.: Fromm E. Man for himself. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1947; Goldstein K. The organism. N. Y.: American Book, 1939; Mumford L. The conduct of life. N.Y.: Harcourt, Brace & World, 1951; Riesman D. The lonely crowd. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1950.


Маслоу А. Самоактуализированные люди... 269

D. Примеры частичной самоактуализации: пять человек из числа наших современников, которые лишь частично соответствуют критериям самоактуализации, однако мы сочли возможным использовать их в на­шем исследовании.

Потенциальные или предположительные примеры самоактуализа­ции (примеры, использованные и исследованные другими учеными): Кар-вер, Юджин Дебс, Томас Эйкинс, Фриц Крейслер, Гёте, Пабло Касальс, Мар­тин Бубер, Данило Дольчи, Артур Морган, Джон Ките, Дэйвид Хилберт, Артур Уоли, Дайсэцу Судзуки, Эдлай Стивенсон, Шолом-Алейхем, Роберт Браунинг, Ральф Уолд Эмерсон, Фредерик Дуглас, Иозеф Шумпетер, Боб Бенчли, Ида Тарбелл, Гарриет Табмен, Джордж Вашингтон, Карл Мюнзин-гер, Иозеф Гайдн, Камиль Писсарро, Эдвард Байбринг, Джордж Уильям Рассел, Пьер Ренуар, Генри Уодсуорт Лонфелло, Петр Кропоткин, Джон Альтгельд, Томас Мор, Эдуар Беллами, Бенджамин Франклин, Джон Маир, Уолт Уитмен1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.