Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неделя эксперимента




2 3 4 5 6 7

12 12 3 4

Оперантный Период Экспериментальный

период формирования период

Рис. 1. Участие в групповой деятельности в зависимости

от количества жетонов, получаемых за активность

(адаптировано из Atthowe, Krasner, 1968, p. 39)


Хьелл Л,, Зиглер Д. [Терапия как научение]



5,8 ч на каждого пациента. С введением жетонной системы вознаграж­дения этот коэффициент возрос до 8,4 ч за первый месяц и в среднем со­ставил 8,5 ч в течение всего экспериментального периода. Кроме того, ко­эффициент возрос до 9,2 чвтеЗ месяца в пределах экспериментального пе­риода, когда подкрепляющая ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия.

Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются чис­ла нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в гос­питале отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного персонала. Непосредственно до того, как была введена жетонная система вознаграждения, регистрировалось по одному наруше­нию в неделю по каждому из этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть больше одного на пациента) в неделю. Во время эксперимента жетон выдавали ежедневно в том случае, если не было зарегистрировано нарушения по любому из этих пунктов. Как показано на рис. 2, число нарушений снизилось после введения жетонной системы. Ис­следователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39) в течение четвертой недели экспериментальной программы. В тече-

Рис. 2. Число нарушений при выполнении обычных утренних процедур (адаптировано vaAtthowe, Krasner, 1968, p. 41)

2(1 Зак. 1664


306 Тема 14, Развитие личности

ние последних 6 месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем составляла 9 за неделю (не указано на рис. 2).

Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клини­ческом исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений. Например, существует возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники бихевиоральной терапии решительно настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно, и что изме­нения в поведении пациента являются прямым результатом действия вероятностного метода, который они применяют. Эйлон и Эзрин1 безус­ловно поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетон­ного подкрепления. Основываясь на шести специфических эксперимен­тах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось «на высоком уровне, пока приме­нялась подкрепляющая методика»2.

Таким образом вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть использована для закрепления нормально­го адаптивного поведения у пациентов. Исследования также показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пре­бывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации3. Далее следует отметить, что жетонная система вознаг­раждений интенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с «нормальными» детьми, делинквентными подростками, людьми, склонны­ми злоупотреблять наркотиками и умственно отсталыми4. Наконец, же­тонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить суп­ружеские разногласия5.<...>

1 См.: Ayllon T.,Azrin N. The measurement and reinforcement of behavior of psychotics
// Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1965. 8. P. 357-384.

2 См.: Ayllon Т., Azrin N. The measurement and reinforcement of behavior of psychotics
// Journal of the Experimental Analysis of Behavior. 1965. 8. P. 381.

3 См.: Curran J.P., Monti P.M., Corriueau D.P. Treatment of schizophrenia // A.S. Bellack,
M. Hersen, A.E. Kazdin (Eds.). International handbook of behavior modification and behavior
therapy. N. Y.: Plenum, 1982; Paul G.I., Lentz R.J. Psychosocial treatment of chronic mental
patients: Milieu versus social-learning programs. Cambridge, MA: Harvard University Press,
1977.

4 См.: Kazdin A.E., Bootzin R. The token economy: An evaluative review // Journal of
Applied Behavior Analysis. 1972. 5. P. 343-372; O'Leary K., Drabman R. Token reinforcement
programs in the classroom. Psychological Bulletin. 1971. 75. P. 379-398.

5 См.: Kazdin A.E. The token economy: A review and evaluation. N. Y.: Plenum, 1977;
Stuart R. Operant-interpersonal treatment for marital discord // Journal of Consulting and
Clinical Psychology. 1969. 33. P. 675-682.


Хьелл Л, Зиглер Д. [Терапия как научение] 307

Применение: лечение,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.