Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень самоэффективности




Низкий Средний

Уровень самоэффективности

Низкий Средний

Рис. 3. Средние показатели результатов теста на поведение

избегания у испытуемых одной группы, когда они были

на низком и среднем уровнях эффективности (источник:

адаптировано из Bandura, Reese, Adams, 1982, p. 14)


Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение]



Рис. 4. Средние показатели результатов теста на поведение избегания

у испытуемых с низким и средним уровнями самоэффективности

после лечения по методике индукции эффективности (источник:

адаптировано из Bandura. Reese, Adams, 1982, p. 14)

бегания после лечения, а те, кто имели среднюю эффективность, достиг­ли средних результатов после лечения. Далее все результаты поведения испытуемых были оценены, сначала на низком уровне эффективности, а затем, когда они были на среднем уровне (напомним, что группа с низ­ким уровнем поднялась на средний уровень в конце основной части экс­перимента). Как показано на рис. 4, существует прямая связь между результатами достижений, когда испытуемые были на низком уровне эф­фективности и когда те же испытуемые были на среднем уровне. В этом эксперименте1 также было обнаружено почти полное соответствие меж­ду суждениями испытуемых о собственной эффективности и уровнем их достижений. Если испытуемая говорила, что она не может даже посмот­реть на паука внутри пластиковой чашки, ей редко удавалось преодолеть свой страх. Наконец, уровень возникновения страха (сопровождающий выполнение угрожающих заданий), о котором сообщали испытуемые, со­ответствовал почти полностью уровню самоэффективности. Если испыту­емая была высокого мнения о своей эффективности в каждом отдельном задании, у нее почти не было опасений по поводу будущих результатов, и страх был меньше, когда она выполняла задание. Если, однако, испы­туемая была невысокого мнения о своей эффективности, она испытывала значительные опасения по поводу выполнения заданий, и во время вы­полнения ее страх был велик.

1 См.: Bandura A., Reese L., Adams N.E. Microanalysis of action and fear arousal as a function of differential levels of perceived self-efficacy // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. 43. P. 5-21.


320 Тема 14. Развитие личности

Значение осознания эффективности было подтверждено в разнооб­разных исследованиях страха, включая боязнь змей1, боязнь инъекций, операций и зубоврачебного кабинета2, страх перед экзаменами3. Сходным образом в области, относящейся к здоровью, когнитивные стратегии, на­правленные на увеличение самоэффективности, оказались способны по­мочь людям в следующих задачах: бросить курить4; похудеть5; повысить переносимость боли6; выполнять врачебные предписания, такие, как реа-билитапионные упражнения7. Бандура делает обзор таких исследований как доказательство своего более общего утверждения, что изменения в ожиданиях эффективности содействуют изменению стиля жизни8.

Теперь давайте обратимся к важному применению социально-ког­нитивной теории: стратегии самоконтроля для модификации проблемно­го поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 973; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.