Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основанное на оперантном научении




Сфера возможного применения концепции скиннеровского оперант-ного научения очень велика. Основные области применения:

• психофармакология или изучение влияния лекарственных препа­
ратов на поведение;

• образовательные технологии, включающие приборы программно­
го обучения и системы управления в классе;

• психолингвистика и формирование вербального поведения;

• промышленный менеджмент, включая моральное удовлетворение
и удовлетворение работой у служащих;

• терапевтическое лечение психологических проблем (например, ал­
коголизм, наркомания, умственная отсталость, детский аутизм, фобии, рас­
стройства питания).

В этом разделе мы ограничимся описанием двух методов лечения, которые непосредственно основываются на оперантных принципах: обу­чение навыкам общения и биологическая обратная связь.

Обучение навыкам общения

Многие люди с аномальным поведением либо не научились навыкам, необходимым для совладания с проблемами повседневной жизни, либо при­обрели неправильные навыки и ошибочные паттерны поведения, которые сохраняются с помощью какого-то подкрепления. Бихевиоральные тера­певты делают, например, вывод, что некоторые люди не знают, как быть дружелюбными, как вести разговор, как выразить соответствующим обра­зом гнев, как отклонить неразумные просьбы и т.д. Данное социальное несоответствие может привести не только к социальной изоляции, но и к депрессии, тревоге, тенденции получать внимание при помощи губительных или разрушительных действий и к неудаче в попытке обучиться более со­вершенным навыкам общения1. Существование подобных проблем свиде­тельствует о том, что, вероятно, навыки общения влияют на широкий спектр паттернов психологических реакций. Действительно, люди, имеющие эти проблемы, могут стать непроизводительными членами общества и, в каче­стве таковых, подрывать его ресурсы. Цена психических и физических страданий, а также чрезмерные финансовые и социальные издержки могут быть для таких людей весьма значительными.

Обучение навыкам общения ставит задачу улучшить межличностные навыки взаимодействия в разнообразных ситуациях реального мира. Осо-

1 См.: Craighead W.E.,Kazdin A.E.,Mahoney M.J. Behavior modification: Principles, issues and applications. Boston: Houghton Mifflin, 1981; Mattson J.L., Ollendick Т.Н. Enhancing children's social skills: Assessment and training. N. Y.: Pergamon Press, 1988.


308 Тема 14. Развитие личности

бые навыки, которым можно научить, весьма разнятся в зависимости от вида проблем, переживаемых индивидом. Например, предположим, что женщина отвечает на неразумные требования своего босса покорным со­гласием, которому она научилась в детстве. Терапевт не только постарался бы выявить эти саморазрушительные реакции, но также научил бы ее. ре­шительно не уступать таким требованиям. Или, например, чрезвычайно застенчивого студента колледжа, страдающего из-за недостатка значимой для него дружбы, научили бы навыкам общения, необходимым для на­лаживания возможных дружеских и интимных отношений.

Обучение навыкам общения, подобно другим лечебным методикам, проводится для каждого отдельного индивида, сталкивающегося в опре­деленных ситуациях с определенными проблемами. Не существует «еди­ного метода» обучения социальному общению. Две общие проблемные области, привлекшие особое внимание, это гетеросексуальные интеракции, такие как общение в браке и при ухаживании, и уверенное поведение. Мы остановимся на обучении уверенности в себе.

Обучение уверенности в себе. Бихевиоральные терапевты1 полагают, что степень уверенности в себе представляет некую шкалу. На одном ее конце — человек неуверенный. Этот человек сталкивается с трудностями при выражении положительных эмоций по отношению к другим, при бесе­де с незнакомыми людьми, при необходимости обратиться к кому-либо с просьбой или за советом, ответить отказом на неразумную просьбу и т.д. Этот человек не знает, как начать или закончить разговор, как реагировать должным образом, как выразить раздражение или негодование. На другом конце этой шкалы находится человек агрессивный, чья единственная забо­та — он сам. Этот человек часто не заботится о правах и привилегиях дру­гих, он углублен в себя. Между этими двумя крайностями — уверенный (наученный общению) человек.

Он ясно и прямо выражает позитивные и негативные чувства, не игнорируя права и чувства других. Уверенный человек отстаивает свои законные права, активно завязывает новые отношения с другими людь­ми и обычно успешно справляется со сложными и затруднительными си­туациями. Опросник, представленный в табл. 1, позволит вам понять, на­сколько уверенно вы ведете себя в различных ситуациях.

При методе самоконтроля клиент делает записи о каких-то разроз­ненных событиях по мере того, как они происходят. Такая запись позво­ляет клиенту точно определить случаи социального избегания, бестактно­сти, тревоги или фрустрации. Наиболее общеупотребительная стратегия самоконтроля — ежедневное заполнение журнала домашней работы. Этот журнал важен, так как его можно использовать и как руководство для

1 См.: Bellack A.S., Hersen M. (Eds.) Dictionary of behavior therapy techniques. N. Y.: Pergamon Press, 1985; Kazdin A.E. Behavior modification in applied settings. Homewood, IL: Dorsey Press, 1984.


Хьелл Л., Зиглер Д [Терапия как научение]



 


Следующие десять пунктов помогут Вам оценить степень Вашей уверенности в себе 0 — нет или никогда 1 — отчасти или иногда 2 — среднее 3 — обычно или много 4 — практически всегда или всецело

 

1. Когда человек очень нечестен, вы обращаете его внимание на это?

2. Вы открыто протестуете, когда кто-то в очереди занимает ваше место?

3. Вы часто избегаете людей или ситуации из-за страха почувствовать себя
в замешательстве?

4. Когда продавец старается угодить вам, то вам трудно сказать «нет», даже
если товар не совсем такой, как вам хотелось бы?

5. Если кто-то взял у вас на время деньги (или книгу, одежду, дорогую вещь)
и не спешит возвращать, вы напомните ему об этом?

6. Если кто-то бьет ногой по вашему стулу в кино или на лекции, вы
попросите его не делать этого?

7. Когда вы обнаруживаете, что купили плохой товар, вы возвращаете его?

8. Если вы не согласны с человеком, которого уважаете, вы можете выс­
казывать свою точку зрения?

9. Если вас беспокоит, что кто-то курит рядом с вами, вы можете сказать об
этом?

10. Когда вы встречаете незнакомого человека, вы первым представляетесь

и начинаете разговор?_________________________________________


Таблица 1

 

   

Обведите кружком одну из цифр в зависимости от того, насколько данное ут­верждение подходит к вам. Для некоторых пунктов утвердительный конец шкалы 0, для других 4.

новых бихевиоральных целей, и как инструмент для оценки успехов кли­ента в тренировке уверенности.

Обучение уверенности в себе помогает вырабатывать навыки обще­ния при помощи таких методик, как репетиция поведения и самоконт­роль. В методе репетиции поведения клиент обучается межличностным навыкам при помощи структурных ролевых игр. Бекер и соавторы1 ре­комендуют составлять каждое подобное упражнение в соответствии со следующими требованиями:

1. Клиенту следует дать точные инструкции о роли, которую он дол­
жен представить.

2. Следует показать клиенту желаемое исполнение и затем удосто­
вериться, что клиент отметил характерные аспекты поведения в трени­
руемой ситуации.

1 См.: Becker R.E., Heimberg R.G., Bellack A.S. Social skills training treatment for depression. N. Y.: Pergamon Press, 1987.


310 Тема 14. Развитие личности

3. Клиент должен исполнить роль, которую он только что наблюдал.
Роль нужно представить открыто (в действии) или скрыто (мысленно по­
вторить действие).

4. Следует обеспечить правильную обратную связь с клиентом от­
носительно различных аспектов исполнения, дать новые инструкции и
проиллюстрировать навыки, которые необходимо улучшить.

5. Одобрить попытку клиента следовать инструкции и поощрить его
на дальнейшие ролевые игры1.

В конечном итоге, безусловно, клиент опробует вновь приобретенные навыки в реальной жизни. Например, клиент, который боится и стесняет­ся попросить повышения зарплаты, может закрепить необходимые навыки, еще и еще раз проигрывая эту ситуацию с терапевтом или другими члена­ми терапевтической группы. Или, если клиент испытывает трудности в собеседовании при приеме на работу (а он собирается ее искать), терапевт может исполнить роль гипотетического интервьюера. Позже каждый кли­ент получит «домашнее задание» для того, чтобы применить вновь приоб­ретенные навыки уверенности в себе в ситуациях реальной жизни. Выпол­ненные задания затем рассматриваются на лечебном сеансе: как правило, роль исполняется снова, и терапевт, таким образом, имеет возможность про­верить, понимает ли клиент, что от него ждут.

Как показывает опыт, обучение навыкам общения способно помочь людям преодолеть застенчивость и более успешно отстаивать свои пра­ва, когда это необходимо2. Такое обучение полезно для людей, которые не могут выразить или проконтролировать гнев3. Очевидно, что обучение на­выкам общения положительно влияет на того, кто хочет более эффектив­но общаться с другими людьми, будь то сосед по комнате, начальник, суп­руг или родитель. Обучение повышает самоуважение и дает человеку уверенность в достижении социальных и материальных вознаграждений, ведущих к получению большего удовлетворения от жизни.

Биологическая обратная связь

Биологическая обратная связь — это другой способ использования концепции оперантного научения для терапевтического изменения пове­дения. Здесь применение оперантных принципов позволяет приобрести контроль над непроизвольными функциями тела (такими, как частота сер-

'См.: Becker R.E., Heimberg R.G., Bellack A.S. Social skills training treatment for depression. N. Y.: Pergamon Press, 1987. P. 42-43.

2 См.: Pilkonis PA., Zimbardo P.G. The personal and social dynamics of shyness //
C.E. Izard (Ed.). Emotions in personality and psychopathology. N. Y.: Plenum, 1979;
Twentyman СТ., McFall R.M. Behavioral training of social skills in shy males // Journal of
Consulting and Clinical Psychology. 1975. 43. P. 384-395.

3 См.: Novaco R.W. Stress inoculation: A cognitive therapy for anger and its application to
a case of depression // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1977. 45. P. 600-608.


Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 311

дечных сокращений, артериальное давление, мышечное напряжение). Ме­тод биологической обратной связи основан на допущении, что если лю­дям дают четкую информацию (обратную связь) о внутренних физиоло­гических процессах, они могут научиться сознательно контролировать их.

Многие годы физиологи полагали, что оперантное научение эффек­тивно только для произвольных реакций. Модификация поведения фо­кусировалась на таких аспектах, как застенчивость, агрессивность, дости­жение. Терапевтические усилия давали возможность индивидам быть более уверенными и общительными, уменьшить свою агрессию и приоб­рести лучшие навыки обучения. Полагали, что внутренние показатели, такие, как частота сердечных сокращений, секреция желез, электромаг­нитная активность головного мозга или температура тела находятся вне области произвольного контроля, так как они регулируются автономной (вегетативной) нервной системой. В конце 1960-х годов, однако, было об­наружено1, что люди могут научиться контролировать эти внутренние процессы с помощью методик оперантного научения.

Чтобы увидеть, как работает биологическая обратная связь, давайте обратимся к электромиографической (ЭМГ) обратной связи, предназначен­ной для достижения глубокой релаксации мышц. Электромиограф — это прибор, используемый для измерения скелетно-мышечного напряжения тела. На типичном сеансе биологической обратной связи клиента присое­диняют к прибору с помощью электродов и просят попытаться уменьшить уровень напряжения лобной мышцы. Следует отметить, что клиенту не говорят, как это делать, а только предлагают попробовать. Пока он стара­ется выполнить задание, ЭМГ, регистрируемая электродами, трансформиру­ется в звуковой сигнал — тон, который через громкоговоритель может зву­чать громче или тише. Терапевт объясняет клиенту, что когда мышечное напряжение возрастает, тон становится громче, когда падает — тише. Сле­довательно, усиление или ослабление тона («обратная связь») действует как подкрепляющий стимул, так как он содержит информацию об успешности усилий клиента контролировать мышечное напряжение. Как только конт­роль установлен, обратная связь через тон постепенно снимается, и он не всегда звучит во время сеанса. Эта методика позволяет клиенту переносить навыки контроля из лаборатории в повседневную жизнь. Предположитель­но, как только контроль над внутренними процессами хорошо усвоен, он продолжается даже без обратной связи.

Очень многие люди могут научиться лучше контролировать уро­вень мышечного напряжения, хотя часто они затрудняются объяснить,

1 См.: Miller N.E. Learning of visceral and glandular responses // Science. 1969. 163. P. 434-445; Miller N.E. Applications of learning and biofeedback to psychiatry and medicine //A.M. Freedman, H.I. Kaplan, B.J. Sadock (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry. Baltimore: William & Wilkins, 1974; Kamiya J. Operant control of the EEG and some of its reported effects on consciousness // C.T. Tart (Ed.). Altered states of consciousness. N. Y.: Wiley, 1969.


312 Тема 14. Развитие личности

каким образом это происходит. Фактически, ЭМГ-обратная связь ис­пользуется при лечении разнообразных симптомов, которые, вероятно, включают трудно уловимую мышечную деятельность. Например, обнаде­живающие результаты были получены с помощью ЭМГ-обратной связи в лечении хронической тревоги1, мигрени2 и гипертензии3. Было даже высказано предположение, что биологическая обратная связь позволит помогать людям восстанавливать мышечную активность после повреж­дений позвоночника или инсульта4. Идея заключается в том, что обрат­ная связь от записи мышечной активности может быть использована для восстановления деятельности небольшого числа мышц, которые остают­ся под функциональным контролем неповрежденных нервов. Хотя есть теоретические обоснования подобной возможности, задача осталась нере­шенной, несмотря на продолжающиеся исследования.

Средства, с помощью которых биологическая обратная связь позво­ляет осуществлять контроль над непроизвольными процессами, остают­ся неясными5. Первые сторонники биологической обратной связи воз­можно делали преувеличенные заявления о ее успехе и потенциальных возможностях в лечении проблем, связанных со стрессом6. По мере про­ведения более тщательных исследований восторженные отзывы уступи­ли дорогу более осознанному пониманию сложности биологической об­ратной связи. Во всяком случае, биологическая обратная связь оказалась полезной в клинике, когда использовалась как часть более широкой ле­чебной стратегии7. <...>

1 См.: Raskin R., Bali I.R., Peeke НУ. Muscle biofeedback and meditation: A controlled
evaluation of efficacy in the treatment of chronic anxiety // D. Shapiro, Jr.J. Stoyva, J. Kamiya,
T.X. Barber, N.E. Miller, G.E. Schwartz (Eds.). Biofeedback and behavioral medicinel979/80:
Therapeutic applications and experimental foundations. Chicago: Aldine, 1981.

2 См.: Blanchard E.B.,Andrasik F. Psychological assessment and treatment of the headache:
Recent developments and emerging issues // Journal of Consulting and Clinical Psychology.
1982.50. P. 859-879; Elmore A.M., Tursky B. A comparison of two approaches to the treatment
of migraine // Headache. 1981. 21. P. 93-101.

3 См.: Lustman P.J., Sowa C.J. Comparative efficacy of biofeedback and stress inoculation
for stress reduction // Journal of Clinical Psychology. 1983. 31. P. 191-197.

4 См.: Runck B. Biofeedback - Issues in treatment assessment. Rockville, MD: National
Institute of Mental Health, 1980.

5 См.: Miller N.E. Applications of learning and biofeedback to psychiatry and medicine
// A.M. Freedman, H.I. Kaplan, B.J. Sadock (Eds.). Comprehensive textbook of psychiatry.
Baltimore: William & Wilkins, 1974; Miller N.E. Rx: Biofeedback // Psychology Today.
February. 1985. P. 54-59; Norris P. Biofeedback, voluntary control, and human potential //
Journal of Biofeedback and Self-Regulation. 1987. 11. P. 1-20.

6 См.: Roberts АЛ. Biofeedback: Research, training, and clinical roles // American
Psychologist. 1985. 40. P. 938-941.

7 См.: Budzynshi Т.Н., Stoyva J.M. Biofeedback methods in the treatment of anxiety and
stress// R.L. Woolfolk.P.M. Lehrer (Eds.). Principles and practice of stress management.
N. Y.: Guilford Press, 1984.


Хьелл Л., Зиглер Д. [Терапия как научение] 313

[Бихевиорально-когнитивный подход]

Самоэффективность:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.