КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа психологического здоровья
В первой главе я задал вопрос: «Что такое здоровая личность?» Теперь настало время вновь рассмотреть этот вопрос, поскольку определенного ответа на него мы не получили. И понятно почему: единого мнения о том, что такое психологическое здоровье, с которым согласились бы все психологи или теоретики личности, не существует. Мы обсудили семь представлений о здоровой личности, между которыми есть как пункты расхождения, так и согласия. Некоторые теоретики утверждают, что наше восприятие самого себя и окружающего мира должно быть объективным, другие настаивают, что в основе поведения здоровой личности лежит собственное субъективное видение реальности. Некоторые считают, что без увлеченности каким-то видом труда мы не можем стать психологически здоровыми, другие же вовсе не упоминают о ценности работы. Разногласие существует даже в том, что многие сочли бы основной составляющей бытия совершенного человека способность взять на себя ответственность за других людей. Два теоретика вообще не обсуждают этот вопрос, а третий выступает за сознательный отказ от ответственности за других. Нужно добавить, что теоретики отличаются своими взглядами на базовые мотивационные силы в человеческой жизни. Найти различия между рассмотренными теориями легко, тогда как поиск сходства требует некоторых усилий. Возможно, единственное положение, с которым согласны все, состоит в том, что психологически здоровый человек — это тот, кто сознательно управляет своей жизнью. Здоровые личности сознательно, хотя и не всегда рационально, руководят своим поведением и отвечают за свои судьбы. Неверно, что нами движут главным образом бессознательные силы, о которых мы не ведаем, и которые не можем контролировать. Даже Юнг, единственный из рассмотренных теоретиков кто подчеркивает важность бессознательного, отмечает, что эти невидимые силы надо осознать, они не должны господствовать в сознании. Так или иначе, но все теоретики, по-видимому, соглашаются в том, что психологически здоровые люди знают, кто они и какие они. Такие люди знают о своих сильных сторонах и достоинствах, как правило, признают 1 Maslow A.H. Neurosis as a Failure of Personal Growth // Humanitas. 1967. Vol. 3. P. 153-169. 38 Зак. 1664 594 Тема 14. Развитие личности свои слабости и недостатки и терпимо к ним относятся. Они не прикидываются теми, кем не являются. Хотя они и могут играть социальные роли в ответ на требования других людей или ситуации (с этим согласны все, кроме Перлза), они не смешивают эти роли со своей подлинной самостью (true selves). Еще одна в целом признаваемая всеми теоретиками характеристика психологического здоровья заключается в жесткой привязке к настоящему. Хотя большинство теоретиков считают, что мы не ограждены от влияний своего прошлого (в особенности детского) опыта, никто не утверждает, что мы навсегда сформированы ранними переживаниями. Психологически здоровые люди не живут в прошлом. Они не являются вечными жертвами реальных или воображаемых отвержений или конфликтов, которые могли произойти в возрасте до пяти лет. Некоторые теоретики считают важной характеристикой здоровой личности ее направленность в будущее. Но они не подталкивают нас к тому, чтобы заместить настоящее будущим. Нам необходимо ориентироваться на далекие цели и свое предназначение, но при этом мы должны ясно осознавать и остро чувствовать свою жизнь в настоящем. Не столь сильный, но все же заметный акцент делается не на уменьшении напряженности жизни, а на ее увеличении посредством контакта с все более и более широким кругом различных форм сенсорной и воображаемой стимуляции. Психологически здоровые люди стремятся не к спокойствию и стабильности, а к тому, что требует мужества и труда, к волнениям жизни (challenge and excitement in life), к новым целям и переживаниям. Как уже говорилось, указанные сходства мы находим не во всех описаниях здоровой личности. Некоторые из теоретиков не высказываются с полной ясностью по всем интересующим нас пунктам. С целью более легкого сравнения рассмотренных представлений о здоровой личности, я привожу таблицу 1. Это еще не ответ на вопрос: «что такое здоровая личность?» Но, может быть, сам вопрос поставлен неверно. Может быть, такого определенного феномена как здоровая личность просто не существует, как нет и универсального рецепта психологического здоровья, одинаково пригодного для каждого из нас. Мы не копии друг друга ни тогда, когда страдаем неврозами, ни тогда, когда наше поведение нормально. Почему же мы должны думать, что формы нашего психологического здоровья будут сходными? Если и есть нечто постоянное в человеческой природе, с чем согласится большинство психологов, так это то, что она всегда своеобразна, — каждый человек уникален. Следовательно, единого рецепта или пути к психологическому здоровью, возможно, не существует. Одно и то же лекарство не даст одинакового эффекта даже в том случае, когда принимающие его люди страдают от одной и той же болезни. Некоторым это лекарство поможет, и Шульц Д. Здоровая личность 595
596 Тема 14. Развитие личности их здоровье улучшится, на других оно вообще не подействует, а для третьих окажется вредным. Те же доводы можно привести в отношении групп сензитивности и подобных им техник, которые рекламируются как новые чудотворные способы достижения психологического здоровья. С помощью этих групп некоторые люди действительно обретают более богатую и реализующую их возможности жизнь. Другие покидают их, так и не испытав внезапных озарений и всплесков самоактуализации. Третьи заканчивают тренинг в худшем состоянии, чем в начале. Конечно, то же самое можно сказать о семи рецептах психологического здоровья, рассмотренных в данной книге. Их эффекты, приближающие к здоровой личности, будут различными не только для разных людей, но и для одного человека в разном возрасте. При переходе с одной стадии развития на следующую наши ценности, желания, потребности, страхи и надежды сильно меняются. Наши личности продолжают расти на всем протяжении от детства к подростковому возрасту, от юности к среднему возрасту и далее к старости. То, чего хочешь в двадцать лет, может стать неуместным в сорок. Я не копия вас, и точно так же я не могу быть копией того, кем был двадцать лет тому назад. Разумеется, это также означает, что рецепт психологического здоровья, действенный наилучшим образом в одном возрасте, может привести к полному неуспеху в другом. Например, можно стать психологически здоровым в двадцать лет по Перлзу, т.е. стать личностью «здесь-и-сей-час», погруженной в удовольствия и переживания текущего момента, не думать о будущем и других людях. Но в сорок лет мы можем достичь самореализации только посредством встречи с бессознательным или в результате нахождения смысла жизни. В идеале наш личностный рост продолжается непрерывно. (Это можно считать еще одной характеристикой психологического здоровья, поскольку личность невротиков находится в застое). Если мы действительно открыты миру, то постоянно испытываем новые переживания и в результате меняемся. Одежда, занятия и ценности семнадцатилетних уже не устраивают тридцатипятилетних. Следует ли нам в таком случае предполагать, что пути к здоровой личности подростка и взрослого совпадают? Но как на каждой стадии личностного роста обнаружить правильный путь? Я думаю, что точно так же, как мы находим то, что подходит для нас в любой другой сфере жизни. Мы опробываем различные стили жизни, мнения и социальные роли, чтобы определить, насколько они подходят нам. По-видимому, с большей вероятностью психологически здоровым станет тот, кто достаточно свободен (достаточно уверен в самом себе), чтобы экспериментировать с различными рецептами, и в результате понять, какие из них подтверждаются в лаборатории его повседневной жизни. Конечно, другие люди могут вам посоветовать идти по какому-то пути, но определить, насколько этот путь хорош, можете только вы. Г. Глейтман, А. Фридлунд,
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |