Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В психодиагностике выделяются следующие стратегии использования полученных данных




Использование методик специалистами-смежниками.

Отдельные, хорошо теоретически и практически обоснованные методики, не требующие специальных знаний при интерпретации, могут использоваться специалистами смежных с психологией областей: учителя, врачи, социологи, инженеры, экономисты и пр. При этом специалисту-пользователю методики вменяется в обязанность:

А. Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применены для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.

Б. Если психологи предупреждают пользователя о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.

В. Пользователь, получающий доступ к профессиональным методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

Г. Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием, и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

Д. Методики, не обеспеченные однозначной стандартной, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами - непсихологами.

Е. Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

Ж. Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющий необходимый профессиональный уровень, как самих разработок, так и их автора.

1. Используются специалистом-смежником для постановки непсихологического диагноза или формулирования решения. Например, психолог выносит заключение об особенностях мышления, памяти, внимания и др., а преподаватель принимает решение о педагогической коррекции или развитии тех или иных качеств.

2. Используются самим психодиагностом для постановки психологического диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого осуществляется специалистом другого профиля. Например, психодиагностика применительно к поиску причин низкой успеваемости слушателя: диагноз имеет психологический (психолого-педагогический) характер, а работу по коррекции осуществляет начальник курса.

3. Используются самим диагностом для постановки психологического диагноза, который служит ему основанием для разработки путей психологического воздействия.

4. Используются самим обследуемым для саморазвития, коррекции собственного поведения и т.п.

Объективный характер процедуры обеспечивается благодаря выполнению психометрических требований - репрезентативости, надежности и валидности.

Репрезентативность - соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест.

Надежность - точность и устойчивость процедуры измерения, её независимость от варьирующих случайных факторов.

Валидность - соответствие методики измеряемому концепту.

Если данные требования не выполнены, то использование тестов ничуть не менее произвольная процедура, чем интуитивная оценка эксперта.

Для корректного применения теста на новой популяции или в новых целях целесообразно проведение предварительных психометрических экспериментов.

Требования к психодиагностическим методикам:

а) должны быть сформулированы цели, предмет и область применения методики;

б) процедура применения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для передачи лицу не имеющему специальных знаний;

в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;

г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность, надежность и валидность;

д) должен быть обеспечен контроль за достоверностью самоотчета обследуемых;

е) необходимо вести банк данных по методикам для периодической коррекции их стандартов.

Профессионально подготовленные специалисты, осуществляющие психологическую и психофизиологическую диагностику, обязаны:

а) знать и применять на практике общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, владеть основами дифференциальной психометрики, должен следить за текущей литературой по психодиагностике, самостоятельно вести картотеку и личную библиотечку методик;

б) нести ответственность за решения, принимаемые на основе тестирования, обеспечивая их соответствие репрезентативности и прогностической валидности методик;

в) обеспечивать необходимый уровень надежности диагноза, применяя параллельные стандартизированные и нестандартизированные методики, а также метод независимых экспертных оценок;

г) в подборе методик руководствоваться требованиями максимальной эффективности диагностики - "максимум надежности при минимуме временных затрат";

д) вести научно-исследовательскую работу, анализируя эффективность применения методик в заданной области;

е) строго руководствоваться методическими указаниями относительно интерпретации, подсчета баллов и подготовки заключения по результатам психодиагностики;

ж) обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемых на основе "личного доверия". Предупреждать испытуемых о целях и возможных направлениях использования результатов обследования;

з) хранить профессиональную тайну, препятствовать распространению методических материалов среди непрофессионалов, не раскрывать перед испытуемыми особенностей методик, на которых основана их валидность;

и) рассматривать альтернативную диагностическую гипотезу наряду с наиболее вероятной, применяя принцип аналогичный принципу "презумпции невиновности" в судопроизводстве.

Во избежание неправильного обращения с тестовыми данными, предназначенными для длительного использования, необходимо, чтобы доступ к ним подлежал особо строгому контролю. При сообщении информации о любых тестах желательно учитывать особенности того человека, которому она передается.

Сообщение результатов диагностики самому индивиду должно осуществляться также с учетом ряда факторов:

во-первых, результаты диагностики должны интерпретировать достаточно подготовленные люди;

во-вторых, важен индивидуальный подход при интерпретации результатов (учет особенностей восприятия);

в-третьих, важно не дать в ходе интерпретации результатов нежелательных установок, которые могли бы отрицательно повлиять на человека.

Возможны два подхода при передаче данных диагностики:

сообщение результатов может рассматриваться как неотъемлемая часть сложного процесса консультирования;

сообщение результатов может осуществляться в виде ответов на вопросы консультирующегося.

При тестировании лиц, имеющих различные национально-этнические особенности влияющие на тест и критериальное поведение важно учитывать это влияние. Желательно создать сходные отношения к тесту и степень знакомства с ним относительно всех испытуемых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.