КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Измерительные шкалы
Индивидуально-психологические различия Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических инструментов Проблема постановки психологического диагноза Проблема предмета психодиагностики Научная психодиагностика и психодиагностическая практика Проблемы общей и дифференциальной психодиагностики История контент-анализа как психодиагностической процедуры История проективного метода История психологических тестов Основные научные школы Психология индивидуальных различий, психометрика и дифференциальная психология как основы общей психодиагностики Психология дифференциальная – направление психологических исследований, которое «занимается изучением поведения и свойств личности, имеющих значительный разброс» (П. Хофсттатер, 1971). Понятие психологии дифференциальной введено В. Штерном в 1900 году. Психометрия (психометрика) (греч. душа и мера) – область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений. Психометрия дифференциальная (психометрика дифференциальная) – область психометрии, определяющая и обосновывающая требования к измерению индивидуально-психологических различий в психологической диагностике.
Проблема содержания психодиагностических процедур и их классификации Понятие нормы и стандарта (эталона) Измерение – приписывание чисел объектам или их свойствам в соответствии с определенными правилами. Уровни измерения: 1. номинальное – обозначение числом определенной совокупности объектов, имеющих общий признак; 2. ординальное – упорядочивание объектов в соответствии с убыванием или возрастанием общего для всех признака, позволяет определить объект, занимающий среднее положение в ряду – медиана, можно подсчитать % объектов с меньшим или большим значением признака - процентиль; 3. интервальное – различие между объектами по степени выраженности оцениваются по определенным эталонам – интервалам, допустимо вычисление среднего значения выраженности, стандартного отклонения и вычисления корреляционных связей и вычислений по предыдущим шкалам; 4. измерение отношений – допускает сравнение двух величин (признаков) и вычисление коэффициента вариации дополнительно к предыдущим шкалам. 5. абсолютное измерение – предполагает наличие абсолютного нуля и фиксированной единицы измерения.
Виды измерения: 1. нормативное – сравнение значений показателей испытуемого со значениями распределений аналогичных показателей в эталонной группе лиц (с нормой). Пример: А) на ординальном уровне, сравнивая испытуемого с другими, мы говорим: «Испытуемый имеет 40 процентиль». Процентильная шкала характеризуется отсутствием зависимости значений результатов измерения от характера и вида распределений (распределение Гауса, бимодальное, Пуассона, дискретное и др.). Б) на интервальном уровне – соблюдается равенство единиц измерения показателей теста (например, IQ) на всем интервале измерения; каждая единица измерения заключает в себе одинаковую величину свойства. При нормативном измерении на интервальном уровне используются стандартные шкалы (T-шкала, Z-шкала, шкала IQ, шкала stten – 10 баллов, шкала stnine – 9 баллов); 2. критериальное – прямая оценка качества выполнения тестового задания, без сравнения с показателями других лиц. Пример: при оценке знаний, умений, навыков в тестах достижений – критериально-ориентированные тесты. Оценка состоит в сравнении с установленным экспертом или стандартным результатом. Измерение предполагает измерение не относительного, а относительного статуса испытуемого. 3. ипсативное – ориентировано на оценку интраиндивидуальных (внутрииндивидуальных) соотношений и не связано с оценкой межиндивидуальных различий, в силу этого значения показателей сравниваются не с групповой, а с индивидуальной нормой. Подходы: а) чисто ипсативное анализируются распределение показателей у отдельного испытуемого – измерение и сравнение параметров «до и после», б) нормативно ипсативное: на первом этапе производится нормативная оценка показателей испытуемого и рисуется индивидуальный профиль; на втором этапе находим средний индивидуальный уровень этих показателей – отклонение от измеренной нормы и будет ипсативной оценкой, (ранее летал по первому классу, теперь – по третьему).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |