Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История психодиагностики. I. Донаучный этап развития психодиагностики




I. Донаучный этап развития психодиагностики

Уже на данном этапе произошло разделение научного и практического направления диагностики индивидуальных особенностей.

Научное направление развивалось в рамках философии, философской антропологии параллельно с учением об индивидуальных отличиях. Примером, иллюстрирующим данное направление, выступают трактаты таких философов, как Теофраст («Характеры»), Гиппократ, Гален, Кант и др.

Практика испытаний индивидуальных способностей (изначально тест – «испытание») являлась неотъемлемой частью общественной жизни. Например, различные тесты использовались для набора в школу Пифагора (умение решать задачи, манера смеяться, реакция на неудачу). В Древнем Китае существовала система проверки способностей лиц, претендовавших на должности чиновников.

II. Начало психодиагностики как направления психологии

В конце XIX века психология выделяется из философии в качестве экспериментальной науки. Возникает первая лаборатория экспериментальной психологии В.Вундта, создатели которой позиционировали себя как представители теоретической психологии, далекой от решения прикладных задач.

В 1884 году Ф.Гальтон открывает антропометрическую лабораторию, положившую начало практико-ориентированному направлению психодиагностики. В рамках данной лаборатории создаются первые измерительные инструменты для решения практических задач.

К достижениям Ф.Гальтона и его учеников можно отнести следующее:

1. В рамках лаборатории были обозначены три основных направления психодиагностики XX века. Диагностика интеллекта и способностей (основное направление лаборатории). Создан первый тест способностей, представляющий собой набор психофизиологических проб. Диагностика характерологических особенностей (с помощью опросников). Опросники определялись Ф.Гальтоном как «статистика поведения человека в ежедневных делах». Ф.Гальтону принадлежит идея проективной диагностики, а именно, идея использовать метод свободных ассоциаций для исследования личности.

2.Разработаны основы психометрики (психометрии) – науки о психологическом измерении; создан математико-статистический аппарат, используемый для конструирования тестов.

Основным пунктом критики Ф.Гальтона а его последователей явилось то, что разработанные ими тесты оказались невалидны, то есть результаты тестирования не соответствовали реальным успехам испытуемых и наблюдениям экспертов.

III. Психодиагностика в XX веке

История психодиагностики в XX веке может быть обобщена в виде таблицы. Особое внимание необходимо уделить особенностям развития психодиагностики в России и за рубежом (см. табл.1).

Как справедливо отмечают А.А.Бодалев и В.В.Столин, в истории науки нередко приходится обращаться к вопросам, которые в свое время не были решены или были решены ошибочно. В начале XXI века представляется необходимым обобщить существующий исторический опыт, извлечь из него уроки. По мнению А.Г.Шмелева, состояние современной психологической диагностики в России во многом напоминает кризисную ситуацию 30-х годов, закончившуюся печально известным постановлением 1936 года («О педологических извращениях в системе наркомпросов»). Выйти из кризиса

 

возможно лишь через четкое определение актуальных проблем и постановку задач развития современной психодиагностики. Данной проблеме была посвящена дискуссия, опубликованная на страницах журнала «Психология. Журнал Высшей школы экономики» в 2004 году.

Основные задачи психодиагностики

1. Разработка методологических, теоретических и конкретно-методических принципов построения психодиагностического инструментария.

2. Разработка конкретных методик измерения различных качеств и свойств.

3. Разработка нормативов и требований к методикам, их разработчикам и пользователям.

4. Совершенствование методов дифференциальной психометрики.

 

Тема 2. Классификация психодиагностических методик. Тест как основной инструмент психодиагностики

В современной психодиагностике существует несколько классификаций диагностических методик.

1. По степени формализации можно выделить высокоформализованные (тесты) и малоформализованные (например, беседа, наблюдение) методики. Выделение данных довольно условно; все существующие методики можно представить в виде континуума по степени формализации. Минимально формализованной в данном континууме будет выступать клиническая беседа, максимально – тесты интеллекта.

2. По подходам к интерпретации результатов можно также выделить две группы методик: номотетические и идеографические. Номотетический подход предполагает интерпретацию индивидуальных результатов исходя из представлений о средней выраженности диагностируемого признака в популяции. При идеографическом подходе акцент делается на индивидуальном своеобразии человека, выявлении его уникальности.

3. Технологический подход (С.Розенцвейг, Л.Ф.Бурлачук) является основой большинства современных классификаций и предполагает разделять методики в зависимости от уровня диагностируемого поведения индивида. Согласно данному подходу можно выделить 3 группы методик: 1) Объективные – измерение осуществляется на основании результативности и способа выполнения заданий в диагностической ситуации (когнитивные тесты); 2) Субъективные – измерение осуществляется на основе сведений, сообщаемых испытуемым о самом себе (опросники); 3) Проективные – измерение осуществляется на основании анализа взаимодействия с внешне нейтральным стимулом. Внутри каждой группы возможна своя, более детализированная классификация.

4. Необходимо упомянуть о существовании ряда дополнительных классификаций (см. подробнее в учебнике А.А.Бодалева и В.В.Столина). Различают вербальные и невербальные методики, бланковые и аппаратурные, открытые и профессиональные, с наличием правильного ответа и без такового.

Особая роль в психологической диагностике традиционно отводится тестам. В.Н.Дружинин определяет тест как научно-практический метод психологического измерения, состоящий из конечной серии кратких заданий, направленный на диагностику индивидуальной выраженности свойств и состояний.

Необходимо отметить, что рассматривая тест как измерительный инструмент, мы прибегаем к определенному допущению. Как подчеркивает К.М.Гуревич, измерить – значит определить какой-либо мерой величину измеряемого. Для этого необходимо соблюсти, по крайней мере, два условия.

1. Измерительный инструмент должен иметь на протяжении всего измерения одну и ту же, тождественную самой себе меру.

2. То, что измеряется, должно быть тождественно самому себе.

В психодиагностике подобные условия соблюсти крайне сложно. То есть, тест не является измерительным инструментом аналогично инструментам, например, в физике. Тест, выступает скорее инструментом сравнения и определяет последовательность, порядок сравниваемых объектов.

Для понимания психологической сущности тестов можно обратиться к метафоре А.Г.Шмелева, который предполагает рассматривать тест как оружие, дающее преимущество тому, кто его использует для достижения целей. К основным техническим характеристикам тестов необходимо отнести стандартизованность, надежность и валидность.

Тест позволяет измерить свойство количественно. За основу процедуры тестирования принята модель К.Левина: поведение есть функция личности и ситуации. В ситуации диагностики исследователем решается задача – восстановить свойство личности по поведению в ситуации, а точнее, по реакциям испытуемых на пункты теста. Реакции испытуемых формализуются с помощью использования измерительных шкал: дихотомической (пункты теста предполагают ответы «да» или «нет»), порядковой (три и более варианта ответа). Результаты суммируются и получается итоговый («сырой») балл по тесту – оценка, характеризующая испытуемого. Данную оценку считают оценкой «интенсивности» свойства, принимая гипотезу о том, что относительная частота обнаружения свойства прямо пропорциональна «интенсивности» этого свойства, то есть, степени выраженности диагностируемой черты. Для измерения психологических особенностей индивида используется интервальная шкала.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.