Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феноменологический уровень и уровень причинных оснований




Анализ продуктов деятельности обследуемого человека.

 

Для получения многосторонней информации относительно обследуемой личности испытуемого часто применяются методы ассоциаций. Помимо этого, могут изучаться разнообразные изделия, орудия труда, художественные произведения, магнитофонные записи, кино- и фотодокументы, личные письма и воспоминания, школьные сочинения, дневники, газеты, журналы и т.д.

Одним из способов стандартизации изучения документальных источников является так называемый контент-анализ (анализ содержания), предусматривающий выделение специальных единиц содержания и подсчет частоты их употребления.

В методическом аспекте контент- анализ находит применение в трёх качествах:

1 как основной метод или процедура обработки данных, полученных при других

исследованиях. В этом качестве контент- анализ наиболее часто используется в психологической диагностике.

2 как параллельный метод, применяемый в комплексе с другими.

3 как вспомогательный метод или процедура обработки данных

 

В психологии метод, близкий к контент- анализу, применялся К. Юнгом для анализа результатов ассоциативного теста. Использование контент- анализа в психологии и психодиагностике базируется на его направленности на анализ речевых сообщений испытуемого, сопровождающих практически любое обследование, особенно при индивидуальной процедуре. Особое достоинство контент- анализа в том, что он нередко позволяет выявить и об'екгивизировать скрытую тенденцию в ответах и других видах информации, характеризующих испытуемого, относительно точно регистрировать внешне неразличимые показатели в о6'ёмных массивах эмпирических данных. Конкретные направления применения контент- анализа включают:

1). Анализ результатов проективных методик исследования личности.

2). Изучение диагностических интервью, содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого.

3). Анализ содержания открытых вопросов при массовом анкетировании.

4). Изучение психологических особенностей личности по качественным

характеристикам, развёрнутым экспертным оценкам.

5). Анализ об'ективной информации о личности.

6). Анализ высказываний при диагностике особенностей групповой

коммуникации.

 

Вопросы:

1 Что такое контент- анализ.

2 Назовите основные области применения контент- анализа.

 

1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Справочник по психодиагностике. Киев, 1989.

___________________________________________________________________________________

 

Опираясь на результаты методологического анализа, связанные с правомерностью применения категорий явление и сущность, внешнее и внутреннее (наблюдаемое—ненаблюдаемое), следствие и причина для характеристики объекта диагностики, а также на интерпретацию данных некоторых психодиагностических исследований, при понимании объекта психодиагностики, с точки зрения А. Ф. Ануфриева, целесообразно исходить из его двухуровневого строения.

^ Объект психодиагностики при таком подходе образуют феноменологический уровень и уровень причинных оснований, которые соотносятся как явление, внешнее (наблюдаемое) и внутреннее (ненаблюдаемое); объясняемое и объясняющее; следствие и причина; цель и средство; характеристики эффективности деятельности или психического состояния комфорта — дискомфорта и их психические регуляторы; верхняя и нижняя границы вертикальной иерархии объекта психодиагностики.

Представление о двухуровневом строении объекта психодиагностики, учитывающее некоторые из указанных характеристик, нашло отражение у ряда исследователей. Обсуждая вопрос о применении психодиагностических методик в профконсультационной работе и отражая типичное для значительной части работающих в области психодиагностики исследователей чрезмерное увлечение анализом ее объекта на уровне причинных оснований при недооценке значения характеристик феноменологического уровня, А. В. Либин,тем не менее, приходит к необходимости учитывать в объекте психодиагностики два уровня, которые он обозначает как уровни первого и второго порядка:

«Практический психолог в работе с людьми стремится оперировать не столько данными «первого уровня», описывающими внешне наблюдаемые признаки поведения человека, сколько информацией «второго порядка»... о возможных внутренних механизмах».

Характеризуя процесс интерпретации как объяснение психологического значения устанавливаемых в обследовании посредством психодиагностических методов диагностических данных, Й. Шванцара также исходит из двухуровневого строения объекта психодиагностики, отмечая, что заключения в процессе интерпретации делаются «...на основании анализаторно воспринимаемых диагностических данных (индикаторов) о невидимых психических процессах, состояниях и свойствах личности». Строя далее схему верификации интерпретируемого умозаключения, автор выделяет в ней два элемента:

1) явление, или симптом;

2) конструкт, или психологический механизм.

Первый соответствует феноменологическому уровню объекта психодиагностики, второй — уровню причинных оснований.

Исследователи, раскрывая отношения между уровнями объекта психодиагностики, отмечают, что между ними существуют причинные связи, имеющие не линейный (жесткий и однозначный), а вероятностный характер, обращают внимание на множественность вероятных причин, с которыми имеет дело психодиагност в процессе постановки диагноза.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2245; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.