Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Диагностика творческих способностей




 

В традиционной психометрике аналогом понятия «творческие способности» выступает понятие «креативность». Несмотря на большую значимость и продолжительную историю, проблемы творчества и творческих способностей разработаны недостаточно. В широком смысле креативность можно определить как способность порождать множество разнообразных, оригинальных идей, способность к созданию нового, отказываться от стереотипных способов мышления. Как отмечает Д.Б.Богоявленская, принципиальная спонтанность творческого процесса делает его практически неуловимым для естественно-научных методов. Практически невозможно прогнозировать момент озарения и творческого решения, а также точно установить качество самого творческого продукта. Любая процедура диагностики предполагает некоторую регламентацию, в то время как творческие идеи возникают в нерегламентированных условиях и, зачастую, вне связи с целью конкретной познавательной деятельности.

Тенденция к выделению креативности как специфического вида способностей возникла в 50-е гг. XX в. и связана с именами Л.Терстоуна и Дж.Гилфорда. Данные авторы рассматривали, преимущественно, когнитивные аспекты творчества.

По Дж.Гилфорду, креативность в узком значении слова – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является разнонаправленность и вариативность поиска разных, и в равной степени правильных решений относительно одной и той же ситуации. В качестве критериев креативности целесообразно рассматривать комплекс определенных свойств интеллектуальной деятельности:

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить «редкие» идеи, отличающиеся от общепринятых, стереотипных);

3) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключиться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в необычном контексте, склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей).

Согласно теории Дж.Гилфорда, креативность является самостоятельным, независимым от интеллекта фактором. Точнее, между интеллектом и креативностью есть незначительная связь, которая не может интерпретироваться однозначно. Для объяснения выявленных корреляций Э.П.Торренсом была предложена «теория интеллектуального порога»: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность составляют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной. Иными словами, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (В.В.Дружинин, 1999).

Вместе с тем, существуют данные относительно большой роли личностных (эмоциональных, мотивационных) особенностей в развитии креативности. Различные исследователи выделили ряд личностных черт, отличающих креативов от некреативов. К таким чертам относятся самонадеянность, агрессивность, независимость, неконформность, склонность к риску. Д.Б.Богоявленская вводит понятие интеллектуальной активности – потребности в умственной деятельности, которая является интегративным показателем реализации интеллекта и творческих способностей человека и выступает как форма спонтанной, извне не стимулированной мыслительной деятельности субъекта по поводу порождения новых познавательных задач как личностного, так и собственно интеллектуального плана (Д.Б. Богоявленская, 2002).

Обобщая данные современных исследований, М.К.Акимова делает следующие выводы:

1. Существует связь между креативностью и творческими достижениями личности, однако сущность этого свойства до конца не определена.

2. Нельзя с полной уверенностью отделить креативность от интеллекта в традиционном его понимании.

3. Пока не найдены надежные способы измерения креативности.

Первые тесты креативности были созданы Дж.Гилфордом и получили название – Южнокалифорнийские тесты дивергентной продуктивности. В батарею входило 14 субтестов, из них 10 – на вербальную креативность, 4 – на невербальную; время решения заданий – ограничено. Тесты были предназначены для старшеклассников и взрослых людей.

В настоящее время наиболее известны и широко применяются для измерения креативности тесты Е.Торренса. В состав батареи входит 12 субтестов, сгруппированных в 3 серии: вербальную, изобразительную и звуковую. В адаптированном в России варианте присутствует только вербальные и изобразительные задания. Методика предназначена для диагностики креативности детей и взрослых. Показатели надежности и валидности выше, по сравнению с тестом Дж.Гилфорда. Однако, корреляции показателей по тесту Е.Торренса с реальными творческими достижениями невысоки. Позднее, Е.Торранс отмечал, что креативность необходимо оценивать на основании анализа продуктов деятельности (сочинений, картин и т.п.).

В отечественной психологии для измерения творческих способностей Д.Б. Богоявленской предложен метод «креативного поля». В качестве единицы измерения творческих способностей автор рассматривает понятие «интеллектуальная инициатива» как синтез интеллектуальной и мотивационной структуры личности, проявляющийся в продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого. Интеллектуальная инициатива проявляется в самостоятельной постановке исследовательской задачи, в выходе за пределы задания. Принципы «креативного поля»: 1)отказ от внешнего побудителя и предотвращение оценочной стимуляции; 2)отсутствие «потолка» в исследовании объекта – неограниченное поле деятельности; 3)длительность эксперимента (Д.Б.Богоявленская, 2002).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.