КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 19. Теоретическое обоснование проективного подхода в психодиагностике
Проективные методики представляют собой специфическую неоднородную группу психодиагностических приемов клинической ориентации, позволяющих прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективного реагирования в значимых ситуациях, выявлять неосознаваемые аспекты личности. К особенностям проективных методик относятся: 1. Неопределенность и неоднозначность стимула. 2. Отсутствие ограничений в выборе ответа. 3. Отсутствие оценки ответов как «правильных» и «неправильных», т.е. отсутствие ключа. 4. Глобальность подхода к оценке личности (внимание на картине личности в целом, а не на фиксации отдельных черт). 5. Замаскированность процедуры диагностики (испытуемый не знает о цели тестирования). 6. Эффективность в выявлении неосознаваемых (скрытых, латентных сторон личности). Определение (Л.Ф.Бурлачук): «Проективные методы – приемы опосредованного изучения личности, основывающиеся на построении специфической слабоструктурированной ситуации, стремление к разрешению которой способствует актуализации в восприятии личностных особенностей испытуемых». В основании методик лежит «проективная гипотеза» - каждое проявление индивида несет на себе отпечаток его личности. Стимул приобретает смысл не в силу его объективного содержания, а в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым. То, каким образом конкретный человек воспринимает и интерпретирует стимульный материал (решает неструктурированную задачу), отражает фундаментальные аспекты функционирования его психики. Тестовые материалы выступают своеобразным экраном, на который проецируются особенности внутренней жизни испытуемых. Традиционно начало проективной диагностики принято связывать с обоснования К.Юнгом метода свободных ассоциаций (1904-1905). Юнг описал феномен, лежащий в основании проективных методов: возможность актуализации скрытых переживаний (комплексов личности) путем косвенного воздействия. Блокирование ответов, необычные ответы, задержка ответа более чем на 2 сек. указывают на то, что затронут бессознательный комплекс. Тест свободных ассоциаций получил широкое распространение, в том числе, в судебной практике. В начале XX века многие исследователи экспериментировали с различными модификациями цветовых и ахроматических пятен с целью исследования воображения (Ф.Е.Рыбаков, А.Бине). В 1921 году – Г.Роршах – «Психодиагностика» - тест чернильных пятен – начало «роршахианы». По мнению Л.Ф.Бурлачука, проективный подход в качестве отдельного, методологически осмысленного направления диагностики оформился позже благодаря работам Генри Мюррея, который обосновал первую психологическую концепцию проекции (1935, 1938 гг). Проекция как психологический феномен подробно рассматривается в работах Л.Фрэнка, Д.Рапапорта, Д.Холмса, Л.Беллака и др. Впервые термин «проекция» был использован З.Фрейдом. П – один из защитных механизмов (средств разрешения бессознательного конфликта) – приписывание собственных социально неприемлемых желаний, черт окружающим людям. Классическая проекция. «Фобическая защитная проекция» - экстериоризация тревоги и страха, имеющих эндогенную природу. Позднее Фрейд описал проекцию как нормальный психологический процесс, участвующий в формировании восприятия внешнего мира, первичный процесс «уподобления» окружающей реальности собственному внутреннему миру (максимально проявляется в детском, религиозно-мифологическом мировосприятии). Неоднозначность понимания проекции в психоанализе: перенос, идентификация и пр. Б.Мюрстейн, Р.Прайер выделяли такие виды проекции, как классическая защитная, атрибутивная, аутистическая, рациональная. По Холмсу, проекция неосознаваемых черт не может быть доказана. Экспериментальное подтверждение находит, прежде всего, атрибутивная, то есть доступная осознаванию проекция. Р.Кеттелл рассматривает данный вид проекции как наивное умозаключение, основанное на недостатке опыта (склонность воспринимать других по аналогии с собой). Концепция апперцептивного искажения Л.Беллака. Апперцепция – процесс, посредством которого новый опыт ассимилируется и трансформируется под воздействием следов прошлых восприятий. Тема 20. Классификация проективных методик. Характеристика основных групп методик Классификация проективных методик (по Л.Франку) 1. Конститутивные. Требуется структурирование и оформление стимула; придание ему смысла. Тест Роршаха; Словесный тест ассоциаций (Гальтон); тест «Словарь» (исследование индивидуального тезауруса, кругозора). 2. Конструктивные. Создание из оформленных деталей осмысленного целого. Тест Мира (232 модели предметов, распр. по 15 категориям (дома, деревья, животные и др. Необходимо создать «свой мир»). М. Ловенфельд. Сценотест (как игра в куклы). 3. Интерпретативные (интерпретационные). Необходимо истолковать какую-либо ситуацию, событие. ТАТ и его модификации. 4. Катартические. Психодрама. 5. Рефрактивные. Речь, почерк. Далее – не по Франку. 6. Экспрессивные. Рисование на свободную или заданную тему. 7. Импрессивные. Предпочтение стимулов. Люшер, Сонди. 7. Аддитивные. Завершение рассказа, ситуации, истории. Розенцвейг; Рука; Системный тест семьи Т.Геринга; Незаконченные предложения и их модификации.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 480; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |