КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 22. Рисуночные методики в психологической диагностике
Тема 21. Принципы проведения и интерпретации проективных методик
Неопределенность стимула порождает неопределенность ситуации, стремясь к разрешению которой восприятие активизируется и актуализирует прошлый опыт субъекта. Проективное поведение является производным от многих факторов (характер стимула, поведение экспериментатора, готовность испытуемого к самораскрытию и пр.) Проективная продукция представляет собой результат сложной познавательной деятельности индивида, в которой слиты воедино собственно когнитивные особенности, так и аффективно-личностные факторы, индивидуальные способы контроля и защиты. 2 уровня анализа: когнитивное структурирование и тематическое воображение (ассоциация, символизация, проекция). Проективные методы направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира субъективных переживаний, логики его построения. Цель проективной диагностики – облегчение понимания внутреннего мира клиента. Проективное исследование всегда представляет собой диалог между диагностом и испытуемым. Можно выделить несколько подходов к интерпретации (уровней анализа) проективной продукции: клинический (акцент на проблемных зонах), исследовательский (экспертиза индивидуально-психологических особенностей) и психологический (теневые и ресурсные составляющие личности). Существуют различные системы интерпретаций результатов проективной диагностики (в зависимости от клинического опыта авторов). Общие принципы: детализация, контекст, системность, многозначность (открытость многозначности) символов, активность клиента.
Широкая категория методик, включающая достаточно много форм относительно свободного самовыражения. Используются как терапевтические, так и как собственно диагностические. Первые попытки психологического анализа рисунка относятся к 1-й четверти XX века. 1913 г. Э.Торндайк – классификация рисунков, их качественная оценка. 1921 г. – К.Барт – количественная шкала оценки мужской фигуры (дети с 3-х до 14 лет). Ф.Гудинаф – тест «Нарисуй человека» как интеллектуальный. Далее – особое внимание психоаналитической интерпретации рисунка человеческой фигуры (Карен Маховер) – 1949. К.Кох – «Дерево», Дж. Бук – «ДДЧ». Коппиц – РЧФ (рисунок человеческой фигуры). Оценка рисунка – художественно-эстетическая и собственно психологическая. Для нас важнее – вторая. Психологические функции рисунка. 1. Функция опосредования субъективных эмоциональных переживаний. 2. Передача информации. В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего мира и его внутреннего состояния, отражает уровень образного развития, графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, этических и эстетических идей. Результат адресован не к логическим, а к образным, невербальным структурам психики. Смысл графических изображений весьма сложен, т.к. в них слиты воедино и образы, и отношение человека к миру, и личный опыт переживания субъекта. Классификация рисуночных методик (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой). 1. Свободные. Максимум личностных проявлений – в спонтанных рисунках. «Свободный», «Спонтанный», «Мое настроение», «Самоощущение на данный момент», «Рисунок с закрытыми глазами». 2. Тематические. Тематические инструкции – задания, имеющие выраженную структуру или идею. 2.1. Традиционные – известные, популярные, апробированные тесты. 2.1.1. «Личностные» – диагностирующие индивидуальные особенности – «Человек», «Автопортрет» (Р.Бернс), «Дерево», «ДДЧ», «РНЖ», «Картина мира», «Рисунок человека из геометрических фигур» (Э. Махони). 2.1.2. «Семейные» – диагностирующее особенности внутрисемейных отношений – «Рисунок семьи» (В.Вульф), «Кинетический Рисунок Семьи» (Р.Бернс, Кауфман), «Семья в образах животных». 2.2. Нетрадиционные – не являются собственно тестами, применяются в ходе коррекционной работы для актуализации различных состояний. 2.2.1. «Символические» - символика процесса «В кого бы меня заколдовал …», «Мой маскарадный костюм», «Каким видят меня другие». 2.2.2. «Моделирующие» - моделирование ситуации прошлого или будущего. «Я через 5 лет», «Карта сказочной страны», «Жизненные ценности».
Список литературы
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |