Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интраиндивидуальных взаимосвязей, определяющих своеобразие личности




Индивидуальной степени выраженности психических свойств и их

В психодиагностике выделяют признаки и категории.

Признаки отличаются тем, что их можно непосредственно наблюдать и

регистрировать.

Категории скрыты от непосредственного наблюдения. Поэтому в социальных

науках их принято называть “ латентными переменными ”. Для количественных категорий

часто используется также название “диагностические факторы”. Диагностический вывод

– это переход от наблюдаемых признаков к уровню скрытых категорий. Трудность

психологической диагностики в том, что между признаками и категориями не существует

строгих взаимнооднозначных связей. Например, один и тот же внешний поступок ребенка

(вырвал листок из дневника) может быть обусловлен совершенно различными

психологическими причинами (повышенный уровень скрытого фактора “склонность к

обману” или повышенный уровень другого скрытого фактора “страх наказания”). Для

однозначного вывода одного симптома (одного поступка) недостаточно. Необходимо

проанализировать комплекс симптомов, или серию поступков в разных ситуациях.

Тестом в психодиагностике называют серию однотипных стандартизированных

кратких испытаний, которым подвергается испытуемый- носитель предполагаемого

скрытого фактора. Различные тестовые задания выявляют у индивида различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора.

За внешней простотой научных тестов скрывается большая исследовательская

работа по их разработке и апробации. Различение практического обследования и научного

дифференциально-диагностического исследования является одним из важнейших в

современной тестологической культуре. Обследование – это применение готового, уже

разработанного теста. Его результат – сведения о психических свойствах конкретного

обследованного человека (испытуемого). Дифференциально-диагностическое

исследование – это комплекс теоретических и экспериментальных работ, направленных

на формулирование концепции измеряемого психического свойства (скрытого фактора,

влияющего на эффективность и характер деятельности), на выявление диагностических

признаков (или “эмпирических индикаторов”), по которым можно получать информацию

о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер. Сюда, к

примеру, может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),

“проницаемости границ Я” (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у индивида могут в некоторых ситуациях как бы

конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения. Столкновение

разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) у ребенка – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует

__8

статистически среднего индивида. Значимое отклонение от нормы в этом случае (выход за

пределы среднего диапазона) называется акцентуацией, а данная личностная черта

называется “акцентуированной”. Чем сильнее выражено это отклонение, тем более

сильной считается акцентуация, вплоть до появления “патохарактерологических”

признаков.

Социокультурный норматив - это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.

1.2. Условия становления психодиагностики

Понятие “ психодиагностика ” появилось впервые после публикации Г. Роршаха в

1921 г. Однако, эта специальная дисциплина стала выделяться в самостоятельную отрасль

науки уже в начале XX в. Выявление индивидуальных особенностей человека с помощью

психодиагностики стало возможным после возникновения в психологии ряда

необходимых предпосылок. Можно говорить о четырех наиболее важных источниках

становления психодиагностики: экспериментальная психология, дифференциальная

психология, прикладная психология и тестология.

Экспериментальная психология. Возникновение экспериментальной психологии

связано с именем Г. Фехнера (I860), который впервые обосновал психофизический метод

исследования. Опираясь на простейшие опыты Фехнера, В. Вундт заложил основы

экспериментальной психологии, и она стала в начале XX столетия ведущим направлением

эмпирического психологического исследования. Первоначально экспериментальная

психология занималась изучением самых элементарных психических свойств и процессов,

возникающих под влиянием определенных раздражителей, с целью раскрытия некоторых

общих закономерностей, которые она пыталась представить по возможности в форме

математических моделей. Для описания зависимости между интенсивностью ощущения и

интенсивностью раздражителя Г. Фехнер использовал логарифмическую функцию, что

позволило ему сформулировать первый количественный закон в психологии. Тем самым

был найден основной методологический принцип, который был взят на вооружение

психодиагностикой. Экспериментальная психология на первых порах стимулировала

развитие психодиагностики, главным образом, за счет наличия огромного арсенала

методов, оснащенных разнообразной аппаратурой.

Стимулирующее влияние на возникновение психодиагностики оказали,

исследования индивидуальных различий, касающихся времени реакции, которые были

проведены в лаборатории Вундта.

Дифференциальная психология. Дифференциальная психология изучает

индивидуальные различия. Возникновение дифференциальной психологии было

подготовлено уже в 1896 г. докладом А. Бине и В. Анри на тему “Индивидуальная

психология”, в котором в противоположность господствовавшему мнению и

соответственно вопреки мнению В. Вундта признавалось возможным и необходимым

экспериментальное исследование высших психических функций, таких, как память,

мышление, представление и т. д.

Дифференциальная психология привлекла внимание многих психологов к

исследованию индивидуальных различий между людьми. Речь идет не об исследовании

индивидов как таковых, а о различиях в психических свойствах, а также индивидуальных

формах их проявления. Проводились сравнительные исследования разных популяций, в

ходе которых выявлялись половые, возрастные и т. д. различия индивидов и социальных

групп и устанавливались корреляционные связи между ними. Без предшествующих

достижений дифференциальной психологии психодиагностика, целью которой является

изучение и характеристика конкретной личности, не смогла бы превратиться в

самостоятельную дисциплину.

Психодиагностика и дифференциальная психология не противостоят, а дополняют

друг друга, образуя единое целое. Они являются двумя ветвями психологической науки,

имеющими общую специфическую область исследования: изучение степени

выраженности и взаимодействия психических свойств личности в ходе отражения

действительности и регуляции поведения, которые они исследуют в разных

(дифференциальном или индивидуальном) аспектах.

Прикладная психология. Другим источником развития психодиагностики была

прикладная психология, которая связана с именем В. Штерна. В прикладной психологии

В. Штерн проводил различие между психологической оценкой (психодиагностика) и

психологическим воздействием (психотехника). Проводя различие между

психодиагностикой и психотехникой как составными частями прикладной психологии,

он подчеркивал, с одной стороны, специфичность диагностических проблем в области

психологии, а с другой – сформулировал принцип единства диагностики и развития

личности..

Тестология. Тестология оказала на психодиагностику наиболее сильное влияние,

поскольку ею были разработаны такие способы объективного выявления психических

свойств, которые частично сохранили свое значение до настоящего времени. Основателем

тестовой диагностики единодушно считается известный американский психолог Дж. М.

Кеттел (1890), Его статья “Умственные тесты и измерения” оказала решающее влияние на

разработку точных методов диагностики. Кеттел, который ввел и сам термин “ тест ”,

ставил перед собой задачу изучения целостной личности. С этой целью им было

проведено 10 простых экспериментов (измерение силы левой и правой рук с помощью

динамометра, скорости реакции на звуковой раздражитель, скорости запоминания 10

названных цветов и т. д.). Эти и многие другие исследования, проведенные его учениками,

оказались малоплодотворными, так как в их основе лежало весьма примитивное

представление о психике человека. Отдельные индивидуальные свойства личности

выявлялись и исследовались изолированно друг от друга, что, естественно, не давало

достаточных оснований для выводов об индивидуальном своеобразии личности или

какой-либо ее существенной стороны.

С Кеттела началась традиция исследования интеллекта поступающих в учебные

заведения (1896), которая до сих пор сохраняется в американских университетах. Развитие

тестовой диагностики было связано с такими методами исследования, разработка которых

явилась прямым ответом психологии на требования практики. Поскольку в тестологии и

дифференциальной психологии встречаются одни и те же имена часто делается вывод о

том, что “психодиагностика является комбинацией этих двух направлений” Связь этих

двух направлений в научно-историческом плане действительно имеет место, и этим,

возможно, объясняется, в частности, господствующее до сих пор понимание сути тестов.

Тест измеряет психические свойства не непосредственно, а через поведение, на основании

чего судят затем о психических свойствах.

1.3. Область применения психологического тестирования

Психодиагностика занимает промежуточное положение среди других

психологических дисциплин. Она представляет собой как бы связующее звено между

общей и прикладной психологией, а по отношению к психодиагностическим методам

выступает в качестве общей основы, объединяющей все области их практического

применения.

__10

Практические области применения психологии: психология труда, инженерная,

социальная, педагогическая, медицинская, юридическая, военная и спортивная

психология – при создании и применении психодиагностических методов находят в

психодиагностике общий теоретико-методологический базис для оценки личности в

системе социальных, экономических и других отношений. Эти практические области

психологии со своей стороны обогащают систему основных психологических знаний

применением и многократной проверкой их на практике.

Психологическое тестирование применяется в образовании, для тестирования

интеллекта, специальных способностей, достижений, личностных качеств, поведения и др.

Тестирование проводится в сфере профессиональной деятельности в качестве

вспомогательных средств, для принятия решений о приеме на работу, расстановке кадров.

В клинической психологии и психологическом консультировании применяется

тестирование и оценка психического состояния, при неспособности индивида справиться

со своими трудностями или проблемами.

В нейрофизиологии проводятся нейропсихологические исследования

взаимодействия мозговых патологий с поведением человека. Установлено влияние

возраста на поведенческие эффекты, к которым приводит поражение мозга.

1.4. Профессионально-этические принципы в психодиагностике.

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое

обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,

где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она

регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально

разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и

психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать

кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического

общества и лишен права (ЛИЦЕНЗИИ) на психологическую практику. Воссозданное в

1994 году 95 0 TD0Российское психологическое общество подготавливает совместно с

отраслевыми министерствами и ведомствами 11

для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна

минимальная специальная подготовка.

Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для

конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека,

которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений

развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей,

относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними

таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик,

полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.

Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся

выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее

характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность.

Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее

проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что

все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы

или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете

другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты

стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о

человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать

результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое

заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности

этих результатов.

Психолог должен знать ГРАНИЦЫ своей КОМПЕТЕНТНОСТИ и ограниченность

используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики,

которые не удовлетворяют ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, установленным в

отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем

психологическом образовании еще недостаточно для получения права на

психологическую практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат

проходит процедуру АТТЕСТАЦИИ, включающую специальные экзамены и анализ

опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы

требований к любым исполнителям (пользователям), независимо от их уровня и

направленности образования, предусматриваются в работе соответствующих комиссий

Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае

служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным

испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для новых членов

психологического общества.

1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к

определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то

исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области

психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности

за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее

результатов целиком лежит именно на психологе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 501; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.187 сек.