Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

С оказанием психолого-педагогического воздействия




Совершенно различными, в зависимости от того, устанавливается или нет

Комплексные методы тестирования

1) Психологическая беседа (интервью). Этот метод, один из наиболее древних и

популярных в паранаучной психологии, очень часто кажется самым простым,

естественным и эффективным. На самом деле этот метод является самым субъективным

из всех перечисленных, так как интервьюер добывает сведения об испытуемых, наблюдая

и анализируя их ответы в момент оказания на него воздействия. А именно воздействием

следует считать вопросы интервьюера. В случае непосредственного контактного

интервьюирования (не по переписке и не по телефону) на испытуемого воздействуют все

коммуникативные особенности интервьюера – не только слова, но и его поза, жесты,

мимика, интонации. Результаты вскрытия личностных проблем оказываются

доверительный контакт между интервьюером и интервьюируемым. Метод

психологической беседы больше используют психологи-консультанты, чем психологи-

диагносты. Во всех случаях профессиональные психологи учатся целые годы овладению

только одним каким-то видом беседы. Беседа относится к классу интерактивных методов

(методов прямого взаимодействия) и в этом качестве всегда сочетает сбор информации

Определенной модификацией и формализацией метода беседы можно считать

письменное заочное анкетирование, хотя сама по себе разработка анкеты предъявляет

совершенно иные требования профессиональным и личным качествам исполнителя, чем

проведение живой беседы

2) Ролевая игра. Особая разновидность интерактивных методов, эффективных для

диагностики детей. Психолог, если даже он и не участвует в игре в определенной роли,

так или иначе включен в процесс, так как выполняет роль ведущего (игротехника). Любой

индивид проявляет в игре присущие ему черты поведения. Но сами правила игры,

раскладка ролей и поведение конкретных участников очень часто оказывают настолько

серьезное воздействие на саму личность, что не только психическое состояние, но и

установки, тактика поведения и другие долговременные психические свойства

трансформируются (коррегируются). Ролевая игра также является комплексным,

коррекционно-диагностическим методом.

3) Активный (обучающий) эксперимент. С психологической точки зрения,

данный метод диагностики очень важно отличать от стандартного теста, так как в этом

случае дополнительными тестовыми стимулами служат не вполне стандартизированные

дополнительные инструкции, а также обучающие воздействия (помощь), исходящие от

экспериментатора. В возрастной психологии этот тип эксперимента широко

распространен для определения диапазона отклонения от нормы и перспективы

компенсации этого отклонения (в некоторых случаях это позволяет выявить так

называемую «зону ближайшего развития»). Это диалоговая техника, которая требует

высокопрофессионального уровня рефлексии (самоучета) от экспериментатора. Для

эмоционально-лабильных детей, сверхчувствительных к социальному контексту, помощь

от взрослого экспериментатора помогает осмыслить диагностическую обстановку не как

враждебно-угрожающее дознание, а как доброжелательное сотрудничество. Помощь

помогает всем, но полнее всего она позволяет раскрыть свой потенциал именно

эмоционально-лабильным детям с повышенным уровнем коммуникативной тревожности,

неуверенности в себе, с неустойчивой зависимой самооценкой.

3) Метод «качественного анализа деятельности», занимал практически

доминирующее положение в отечественной (особенно столичной) психологии в период с

30-х по 70-е годы – период действия запрета на тестирование. По своей сути продукт

любого «качественного анализа» –это произвольное описание с использованием

нестандартизированного набора «качественных признаков». Это значит, что одного

испытуемого «качественный» психолог-диагност описывает в одних терминах, а другого –

в других терминах. Такой подход необходим для педагогической или

психотерапевтической коррекции, так как без учета индивидуального комплекса причин

каких-то отклонений от нормы нельзя добиться результативной коррекции этих

отклонений. Особенно эффективен качественный анализ в том случае, когда психолог-

диагност и психолог-корректор объединяются в одном лице (и причем в лице

высококвалифицированного u1080 и творчески одаренного исполнителя).

Однако качественный подход ничего не дает для принятия решений. Особенно,

когда это решение приходится принимать другому человеку – не тому, кто проводит

диагностику. Так как, Качественные методы не дают обоснования уровню




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.