Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностической методики является единообразие процедуры обследования, его




Позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты.

Это такой критерий, который говорит о точности психологических измерений, т.е.

Повторном его применении на одних и тех же испытуемых.

Постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и

Как пишет А.Анастази (1982), вряд ли можно с доверием относиться к тесту

интеллекта, если по нему в начале недели ребенок имел показатель, равный 110, а к концу

80. Повторное применение надежных методик дает сходные оценки. При этом в

определенной мере могут совпадать как сами результаты, так и порядковое место (ранг),

занимаемое испытуемым в группе. И в том, и в другом случае при повторении опыта

возможны некоторые расхождения, но важно, чтобы они были незначительными, в

пределах одной группы. Таким образом, можно сказать, что надежность методики –

Степень надежности методик зависит от многих причин. Поэтому важной

проблемой практической диагностики является выяснение негативных факторов,

влияющих на точность измерений. Многие авторы пытались составить классификацию

таких факторов.

Среди них наиболее часто называются следующие:

1) нестабильность диагностируемого свойства;

2) несовершенство диагностических методик (небрежно составлена инструкция,

задания по своему характеру разнородны, нечетко сформулированы указания по

предъявлению методики испытуемым и т.д.);

3) меняющаяся ситуация обследования (разное время дня, когда проводятся

эксперименты, разная освещенность помещения, наличие или отсутствие посторонних

шумов и т.д.);

4) различия в манере поведения экспериментатора (от опыта к опыту по-разному

предъявляет инструкции, по-разному стимулирует выполнение заданий и т.д.);

5) колебания в функциональном состоянии испытуемого (в одном эксперименте

отмечается хорошее самочувствие, в другом – утомление и т.д.);

6) элементы субъективности в способах оценки и интерпретации результатов

(когда ведется протоколирование ответов испытуемых, оцениваются ответы по степени

полноты, оригинальности и т.п.).

Если все эти факторы иметь в виду и постараться в каждом из них устранить

условия, снижающие точность измерений, то можно добиться приемлемого уровня

надежности теста. Одним из важнейших средств повышения надежности

2.2. Надежность

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для

практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев,

доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в

психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их

совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от

всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться

диагностическими методиками.

К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится

надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные

психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и

др.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистический

аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования

степени соответствия методик отмеченным критериям.

В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесно

взаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этих

важнейших характеристик.

В традиционной тестологии термин “ надежностьозначает относительное




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.