Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностики. Дифференциальная психометрика




Дифференциальная психометрика

Уверенности в принятии решения, тогда как количественный показатель явно или

менее явно дает такую возможность. Особенно важно учесть это обстоятельство, когда

практическому работнику (педагогу, администратору) приходится принимать

сравнительное решение – сравнивать уровни (зрелости, способностей, отклонений и т. п.)

разных кандидатов, или нормативное решение – сравнивать выявленные уровни с

определенным «социо-культурным нормативом». Несопоставимые друг с другом

качественные описания не только не дают проекции на шкалу уверенности в принятии

решений, но и не позволяют произвести с определенной уверенностью сравнительное

предпочтение двух кандидатов. Такое качественное описание в задачах данного типа есть

не что иное, как уход специалиста (психолога) от ответственности за принятие решения и

перекладывание ее на другое лицо.

Типичная психометрическая задача – описать и количественно оценить

происшедшие под влиянием определенных причин (факторов) сдвиги исследуемых

психологических процессов, анализ динамики различных проявлений двигательной

активности человека. К типичным психометрическим процедурам относятся тесты

определения абсолютных и дифференциальных порогов чувствительности в различных

модальностях, определение критической частоты слияния мельканий (КЧСМ), анализ

динамики последовательных образов.

Для диагностики состояний может быть использована практически любая из

разработанных в экспериментальной психологии методик, оценивающая эффективность

процессов восприятия, внимания, памяти, мышления и др. Создание подобных методик

началось еще на заре экспериментальной психологии. К их числу относятся корректурная

проба Бурдона, таблицы Шульте, используемые для характеристики внимания,

комбинационный метод Эббингауза, метод парных ассоциаций, методики непрерывного

счета Крепелина и элементарной шифровки Пьерона–Рузера, предназначенные для

анализа интеллектуальных процессов.

Раздел 2. Технические и методологические принципы

2.1. Нормы тестовых показателей и стандартизация

Диагностическая методика отличается от любой исследовательской тем, что она

стандартизирована.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения

теста (А. Анастази (1982).

Стандартизация рассматривается в двух планах:

1)как выработка единых требований к процедуре эксперимента;

2)как определение единого критерия оценки результатов диагностических

испытаний.

Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций,

бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения

обследования.

К числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении

эксперимента, можно, например, отнести такие:

__20

1) инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило,

письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же

словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед

другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым

дополнительные пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по

возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны

быть одинаковыми и т.д.

Обычно авторы методики в руководстве приводят точные и подробные указания по

процедуре ее проведения. Формулирование таких указаний составляет основную часть

стандартизации новой методики, так как только строгое их соблюдение дает возможность

сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

Другой наиболее важный этап в стандартизации методики - это выбор критерия, по

которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытании, так как

диагностические методики не имеют заранее определенных стандартов успешности или

неудачи в их выполнении. Так, например, ребенок шести лет, выполняя тест умственного

развития, получил балл, равный 117. Как это понимать? Хорошо это или плохо? Часто ли

такой показатель встречается у детей данного возраста? Количественный результат как

таковой ничего не означает. Полученный дошкольником балл нельзя интерпретировать

как показатель относительно высокого, среднего или низкого развития, так как это

развитие выражено в единицах измерения, присущих данной методике, и, таким образом,

абсолютного значения полученные результаты иметь не могут. Нужно располагать точкой

отсчета и какими-то строго определенными мерами, чтобы с их помощью оценивать

полученные при диагностировании индивидуальные и групповые данные. Возникает

вопрос, что за эту точку отсчета брать? В традиционном тестировании такая точка

добывается u1089 статистическим путем – это так называемая статистическая норма.

Стандартизация диагностической методики, ориентированной на норму,

осуществляется путем проведения этой методики на большой репрезентативной выборке

того типа, для которого она предназначена.

Относительно этой группы испытуемых, называемой выборкой стандартизации,

вырабатываются нормы, указывающие не только средний уровень выполнения, но и его

относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. В результате можно оценить

разные степени успешности или неуспешности в выполнении диагностической пробы.

Это позволяет определить положение конкретного испытуемого относительно

нормативной выборки или выборки стандартизации.

Для вычисления статистической нормы психологи-диагносты обратились к

приемам математической статистики.

Рассмотрим пример 1. На призывной пункт явились несколько тысяч молодых

людей. Допустим, что все они примерно одного возраста. Что мы получим при измерении

их роста? Обычно оказывается, что большинство почти одного роста, совсем немного

будет людей очень маленького и очень высокого роста. Остальные же распределятся

симметрично, уменьшаясь по количеству от среднего максимума в ту и другую сторону.

Распределение рассматриваемых величин – это нормальное распределение (или

распределение по нормальному закону, кривая распределения Гаусса). Математики

показали, что для описания такого распределения достаточно знать два показателя –

среднюю арифметическую и называемое стандартное отклонение, которое получается

путем несложных вычислений.

Назовем среднюю арифметическую  х, а стандартное отклонение σ (сигма малая).

При нормальном распределении все изучаемые величины практически находятся в

пределах  х ± 3σ.

Нормальное распределение обладает многими преимуществами, в частности оно

позволяет заранее рассчитать, сколько случаев будет расположено в определенном

удалении от средней арифметической при использовании для определения удаленности

стандартного отклонения. Для этого имеются специальные таблицы. Из них видно, что в

пределах  х ± σ находится 68% изучаемых случаев. За этими пределами находится 32%

случаев, а так как распределение симметрично, то по 16% с каждой стороны.

Таким образом, преобладающая и наиболее представительная часть

распределения находится в пределахх ± σ

Пример 2. Рассмотрим стандартизацию диагностической методики на примере

тестов Стэнфорд–Бине. В группу испытуемых входили 4498 человек от 2,5 до 18 лет.

Усилия стэнфордских психологов были направлены на то, чтобы распределение

полученных по каждому возрасту данных о выполнении тестов было близко к

нормальному. Этого результата удалось добиться далеко не сразу; в некоторых случаях

ученым приходилось заменять одни задания другими. В конце концов работа была

закончена, и были подготовлены тесты по каждому возрасту со средней арифметической,

равной 100, и со стандартным отклонением, равным 16, с распределением, близким к

нормальному.

При измерении роста новобранцев было получено нормальное распределение

данных об их росте. Никто не вмешивался в процесс измерения, не заменял одних

новобранцев другими. Все получилось естественно, само собой. Но при работе с

психологическими методиками дело идет не так. Опытным психологам, неплохо

представляющим психические возможности детей, приходилось заменять некоторые

задания, чтобы приблизить полученные результаты к нормальному распределению.

Результаты диагностических испытаний в психологии очень редко укладываются в рамки

нормального закона; их C_§Ù/_të9приходится для этого специально подгонять22




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.