Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продолжительных периодов деятельности за точку отсчета может приниматься




относительно благоприятный период работы. При проведении диагностических

замеров факт изменения состояния устанавливается по индивидуальным данным – и

оценка фонового уровня, и определение направления и величины сдвигов предполагают

сопоставление результатов, полученных на одном человеке. Обобщение результатов,

необходимое, например, при решении задач групповой диагностики, может быть

получено на основании выявления типичных или превалирующих тенденций,

характеризующих особенности изменения состояния у представителей репрезентативной

выборки испытуемых.

Множество факторов, от которых зависит функциональное состояние, и

разнообразие функций, в котором проявляется его специфичность, следует считать

основной трудностью решения диагностических задач. При построении конкретного

диагностического исследования прежде всего надо ответить на вопрос, “что” и “зачем” мы

хотим оценивать. Полезным концептуальным аппаратом, помогающим дать развернутое

описание цели диагностики при анализе состояний человека, являются предложенные А.

А. Подбор адекватного методического инструментария, о специфических требованиях к

которому говорилось в настоящем разделе, является реализацией выработанного

исследователем понимания стоящих перед ним диагностических задач.

4.4. Методы тестирования функциональных состояний

Арсенал методических средств, применяемых для: оценки функциональных

состояний, весьма разнообразен. Обычно выделяются три типа методов, с помощью

которых можно оценить состояние субъекта: физиологические, поведенческие и

субъективные. Более четкой представляется дихотомическая классификация, в которой

анализируются физиологические и психологические показатели. В последнюю группу

входят приемы оценки эффективности выполнения различных поведенческих задач (в том

числе и психометрическое тестирование) и субъективная симптоматика конкретных видов

функциональных состояний.

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Усилия большой группы исследователей направлены на поиск хотя и косвенных,

но зато непосредственно регистрируемых показателей сдвигов в функционировании

организма.

В качестве возможных индикаторов динамики функциональных состояний

рассматриваются самые разнообразные показатели работы центральной нервной системы

и вегетативные сдвиги. К их числу относятся прежде всего электрофизиологические

показатели: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожно-

гальваническая реакция (КГР), а также частота сердечных сокращений, тонус сосудов,

величина диаметра зрачка и многие другие. Кроме того, интенсивно развиваются

исследования биохимических сдвигов в организме при различных функциональных

состояниях. На базе частных методик разрабатываются полиэффекторные методы

регистрации.

Изменения параметров электрической активности мозга традиционно

рассматриваются в качестве непосредственного индикатора уровня активации. Различным

видам функциональных состояний ставят в соответствие характерные изменения в ЭЭГ.

Так, проявлением развивающегося утомления считается реакция десинхроннзации альфа-

ритма в сочетании u1089 с появлением периодов медленной активности: дельта- и тета-ритмов.

По мере утомления продолжительность этих периодов увеличивается и имеет место

картина “гиперсинхронизации” ЭЭГ.

К числу наиболее информативных показателей динамики функциональных

состояний обычно относят различные параметры деятельности сердечно-сосудистой и

дыхательной систем: частоту сердечных сокращений, величину артериального давления,

состояние различных отделов сосудистого русла, частоту и глубину дыхания и др.

Развитие состояний напряженности и утомления, связанных с увеличением

энергетических затрат, приводит к возрастанию частоты сердечных сокращений,

усилению газообмена и других параметров, свидетельствующих об изменениях в

энергетическом балансе организма.

Другим типичным методом изучения динамики функциональных состояний

является регистрация КГР, используемая как один из возможных критериев оценки

уровня активации. Применение этого показателя связано прежде всего с задачей

диагностики состояний с выраженной эмоциональной окраской.

Анализ динамики других вегетативных показателей: температуры тела,

функционирования пищеварительных и выделительных систем и т. д., обычно

используется для характеристики непроизвольных тонических сдвигов уровня активации

в ходе, например, суточного цикла.

Динамика физиологических показателей отражает не только общие сдвиги

активности организма, но и изменения нагрузки отдельных функциональных систем. Нет

сомнения в том, что нагрузка и изменения функциональных возможностей организма

сопровождаются динамикой физиологических показателей. К сожалению, существует

много различных факторов, которые сходным образом влияют на одни и те же

регистрируемые параметры. Отмечаются следующие нежелательные свойства такого

широко используемого показателя, как ЭЭГ: вариабельность ее изменений у одного и того

же лица, вариабельность этих изменений у разных лиц, сходство изменений ddi при

существенно различных состояниях. Подчеркнем, что эти особенности характерны и для

других физиологических показателей.

В связи с этим при решении диагностических задач одной из центральных

становится проблема индивидуальных различий. Типы физиологических ответов

(паттерны реакций) в определенной ситуации широко варьируют у разных людей. В то же

время существуют доказательства относительного постоянства типа реакций у одного

человека в фиксированных условиях. Если иметь возможность “идентифицировать

переменные, которые задают “исходный уровень” для конкретного индивида. мы

продвинемся далеко вперед в решении интересующей нас задачи”. В определенном

смысле эта задача аналогична проблеме создания “физиологического профиля личности”.

Использование физиологических показателей в диагностических целях

сдерживается существенными трудностями метрологического порядка. Несмотря на

относительную простоту непосредственного количественного измерения наблюдаемых в

эксперименте сдвигов физиологических функций, перед исследователем встает целый ряд

проблем. К их числу относятся задачи создания и выбора адекватных исследуемому

материалу теоретических средств анализа (математические модели и концептуальные

схемы). Кроме того, существует целый ряд общих для всех видов физиологических

измерений метрологических проблем, главные из которых – проблемы эталонного уровня

функционирования и нелинейности шкал измерений.

Это не относится к сложной технике проведения u1080 исследований и дальнейшему

трудоемкому процессу статистической обработки результатов.

Перечисленные факты, а также сохраняющееся методическое несовершенство

процедур регистрации и обработки физиологических данных представляют собой

реальные трудности в деле использования этих показателей для диагностики

функциональных состояний в реальных условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.