Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъективные и объективные методики психодиагностики. Характеристика субъективных методик. Их достоинства и недостатки




Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности, существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для выявления критериальных показателей в критериальном поведении. Например, критериальным показателем определенного вида труда является его производительность. Для этого необходимо установление причинных связей между различными критериями деятельности и психическими свойствами индивида. Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость. Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами.

По операциональной классификации диагностических методик различаются методики объективные и субъективные. Объективные методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя. Субъективные методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста. К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты- опросники. К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными.

При использовании субъективного диагностического подхода получение информации основано на самооценке исследуемым своего поведения и личностных особенностей. Соответственно, методики, основанные на использовании принципа самооценки, называют субъективными.

Субъективные методики в психодиагностике в основном представлены опросниками. В Словаре-справочнике по психодиагностике [78] утверждается, что к опросникам относятся психодиагностические методики, задания которых представлены в виде вопросов. Однако такое представление заданий является лишь внешним признаком, объединяющим опросники, но вовсе не достаточным для отнесения методик к этой группе, поскольку в виде вопросов формулируются задания и интеллектуальных, и проективных тестов.

Субъективный» подход — диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Этот подход представлен многочисленными опросниками (открытыми и закрытыми, однофакторными и многофакторными и др.), анкетами, шкальными техниками, построенными по типу семантического дифференциала Ч.Осгуда, Q-сортировки В.Стефенсона, контрольными списками прилагательных и т.п. Эти методы, по сути, являются разновидностями стандартизированного самоотчета личности: клиент сам сообщает информацию о себе по предлагаемой в методике форме.

Особое место занимают индивидуально-ориентированные техники метода ролевых репертуарных решеток Дж.Келли9 [9]. В отличие от личностных опросников здесь оцениваемые параметры не задаются, а выделяются на основе индивидуальных ответов. Обычно процедура предполагает обсуждение персонажей, составляющих референтную группу тестируемого, либо значимых для него понятий. По составу этой группы (репертуару ролей) и по характеристикам, данным каждому члену группы, самому себе либо обсуждаемым понятиям, можно выйти на систему личностных конструктов10 или психосемантических составляющих личности и её окружения. Применяя репертуарные методы диагностики, можно выявлять ведущие конструкты и трансформировать их, учитывая наличный репертуар и содержание семантических образований.

Компьютерные возможности позволяют оперативно применять современные методы статистической обработки данных, обеспечивая надежность получаемой информации, и переводить опрос в диалоговый (интерактивный) режим.

Компьютерная диагностика развивает возможности семантических методов (семантический дифференциал, репертуарные решетки и др.), направленных на изучение рефлексивных черт личности или особенностей самосознания, которые определят поведение и поступки человека в конкретной ситуации. Это перспективное направление развития психодиагностики позволяет преодолеть ограниченность личностных опросников, данные которых описывают человека и его возможное поведение в заранее определенных параметрах («шкалах»). Часто эти заданные параметры не захватывают основные характеристики индивидуальности, а рисуют фрагментарный, поверхностный психологический портрет личности. Применение семантического метода позволяет точно диагностировать интегральные по своей природе психические характеристики (например, уровень понимания и личностного развития, сформированность профессиональной направленности, содержание потребностно-мотивационной сферы, особенности психологической совместимости человека с другими и т.п.).

Процедура компьютерных психосемантических методик (например, методика психодиагностики скрытой мотивации И.Соломина или «ко-терапевтическая система Келли-98») заключается в следующем. В соответствии с психосемантической моделью индивидуального сознания различные субъективные признаки, которыми пользуется человек при оценке и сравнении разных объектов действительности, представляются как координатные оси многомерного пространства. Сами объекты — точки в этом пространстве, оценки объектов по субъективным признакам — координаты точек по соответствующим осям, а субъективные различия между объектами – расстояния между точками. Человек оценивает объекты или понятия (люди, события, ценности, чувства и др.), используя приемы семантического дифференциала, а многомерный статистический анализ позволяет графически изобразить семантическое (смысловое) пространство самосознания личности. В итоге наглядно изображаются близость или разрозненность субъективных представлений и эмоциональных оценок человека, сбалансированность его личностной структуры, иерархия и структура мотивов, то есть те латентные (скрытые) характеристики, которые лежат в основе поведения человека в определенной ситуации и позволяют выйти на конкретные рекомендации и коррекцию.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 12406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.