Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные требования, предъявляемые к методам психодиагностики (адекватность, надежность, валидность)




Классификация методов психодиагностики по распространенности

V3: Морально-этические и организационные проблемы в работе психодиагноста

Обязательство неразглашения информации, полученной от испытуемого (делового партнера, участника переговоров, собеседника), или, в общем случае, ограничение ее распространения кругом лиц, о котором испытуемый был заранее извещен:

-: конфиденциальность

 

Фактор культуры влияет на успешность решения интеллектуальных тестов, так как

-: справедливо всё вышеперечисленное в пунктах А.Б.В.

 

163 -?

Одинаковое выполнение теста креативности разными людьми означает

-: проявление равных творческих способностей

-: возможность действия разных факторов, среди которых обучаемость, тренированность, мотивация, творческие способности и пр.

 

 

Релевантность, свобода от помех, надёжность – это требования к

-: независимому внешнему критерию

 

Тест обязательно предполагает

-: количественный показатель измеряемого свойства

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.

1. Классификации методов по Й.Шванцаре

Й.Шванцара объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

по используемому материалу (вербальные, невербальные, манипуляционные, тесты "бумаги и карандаша" и т.д.);

по количеству получаемых показателей (простые и комплексные);

тесты с "правильным" решением и тесты с возможностью различных ответов;

по психической активности испытуемых:

интроспективные (сообщение испытуемого о личном опыте, отношениях): анкеты, беседа;

экстроспективные (наблюдение и оценка разнообразных проявлений);

проективные (см. Тему 5). Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности (внутренние конфликты, скрытые влечения и др.) на малоструктурированные, многозначные стимулы;

исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие (перцепционное, мыслительное, моторное), количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

2. Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;

по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.

3. Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В.Столину

Авторы объединяют методы психодиагностики в группы по разным основаниям:

по характеристике того методического принципа, который положен в основу данного приема:

объективные тесты (в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение задания);

стандартизованные самоотчеты:

тесты-опросники, открытые опросники (см. Тема 4);

шкальные техники (семантический дифференциал Ч.Осгуда), субъективная классификация (см. Тема 4);

индивидуально-ориентированные техники (идеографические) типа ролевых репертуарных решеток (см. Тема 4);

проективные техники (см. Тема 5);

диалогические техники (беседы, интервью, диагностические игры);

по мере вовлеченности в диагностическую процедуру самого психодиагноста и степени его влияния на результат психодиагностики: объективные и диалогические. Первые характеризуются минимальной степенью вовлеченности психодиагноста в процедуру проведения, обработки и интерпретации результата, вторые – большой степенью вовлеченности. Мера вовлеченности характеризуется влиянием опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик, самой диагностической процедурой. Ниже приведена шкала, на которой располагается весь континуум психодиагностических методов от полюса объективных до полюса диалогических.

ОБЪЕКТИВНЫЕ ДИАЛОГИЧЕСКИЕ
тесты многие опросники шкальные техники беседы интервью диагностические игры патопсихологический эксперимент некоторые проективные методики

"Каждый тест может быть охарактеризован как точка в многомерном пространстве оснований."

В.К. Гайда

 


7. Классификация методов психодиагностики по формализованности

Классификация психодиагностических методик по степени их формализованности:
1. малоформализованные (наблюдения, беседы, анализ разнообразных продуктов деятельности.
2. высокоформализованные (тесты, анкеты и опросники, проективные техники и психофизиологические методики). -регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций, времени проведения и др.), обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов и др.), надежность и валидность.

Тесты – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
По форме: 1.Индивидуальные и групповые.2.Устные и письменные (по форме ответа). 3.Бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные (по материалу оперирования). 4.Вербальные и невербальные (по характеру стимульного материала).
По содержанию: Тесты интеллекта, Тесты способностей. Тесты достижений. Тесты личности.
Опросники – это такая группа методик, в которой задания представлены в виде вопросов и утверждений. Они предназначены для получения данных со слов обследуемого.
^ Проективная техника – Испытуемому предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределённых очертаний и т.п. ответы на задания проективных методик не могут быть правильными или неправильными. характер ответов определяется особенностями личности испытуемого, которые «проецируются» на ответы.
^ Психофизиологические методики. Они диагностируют природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Эти методики являются аппаратурными: используются электроэнцефалограммы и иная специальная аппаратура. Но в последнее время были разработаны методики типа «карандаш и бумага» (бланковые методики).
^ Метод наблюдения. 1) неконтролируемое или контролируемоё; 2) простое или включённое.
Опрос. Это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Одним из наиболее распространённых видов опроса является интервью.
Интервью. Это проводимая по определённому плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом. По форме оно бывает свободное, стандартизированное, частично стандартизированное.
^ Анализ продуктов деятельности (контент-анализ). Это количественно-качественный анализ документальных источников (письма, автобиографии, дневники, фотографии, записи на киноплёнке, произведения искусства, материалы средств массовой информации, газеты, журналы), позволяющих изучать продукты человеческой деятельности.
Психодрама как метод психотерапии, но выступает как психодиагностика (Морено). В ней осуществляется нечто подобное импровизированной театральной постановки по поводу истории, рассказываемой одним участником группы, часто рассказывающий сам определяет участников действия и их роли.

 

Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими требованиями являются:


  1. Валидность “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”.


Есть несколько разновидностей валидности.

Валидность теоретическая – определяется по соответствию показателей

исследуемого качества, получаемых с помощью данной

методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая – проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.

Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Валидность методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного использования.

Критерии валидности:


  • Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных ситуациях.

  • Достижения испытуемого в различных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

  • Данные о выполнении различных контрольных проб и заданий.

  • Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

  1. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.


Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.


  1. Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени, получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно итолько того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

  2. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.