КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
III. Субтест - «Аналогии» (AN)
На основе установления связи между парой слов испытуемому предлагается подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой паре слов была аналогична образцу. Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих испытуемых. Чехословацкие исследователи объясняют этот факт отсутствием необходимости усвоения большого количества жесткой готовой информации при хороших способностях обобщать. Р. Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве основного в процессе профессионального консультирования, так как он хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления. По данным этого субтеста можно судить о потенциальных возможностях испытуемого.
IV. Субтест - «Классификация» (KL).
Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что общего между ними. При этом, если испытуемый называет в качестве общих второстепенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов. Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстракции. При решении задач субтеста необходимо определить абстрактные свойства предметов посредством тех взаимоотношений, в которых эти предметы выступают. Задание выполняется в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и повторяющегося элемента, характерного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопоставлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и существенное. Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются испытуемые, имеющие больший словарный запас. На результаты этого субтеста, как указывают чехословацкие исследователи, большое влияние оказывает культурный уровень в семье и в более широком окружении, а также школа. Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно судить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.
IX. Субтест - «Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное» (ME).
В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем ответить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа - этап заучивания и этап воспроизведения. Восприятие слова (и тем более его запоминание) является сложным процессом включения его в систему известных кодов, в которых ведущие признаки оказываются доминирующими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это означает, что при запечатлении слова всегда происходит процесс выбора ведущей системы связей и торможения побочных связей. Факт многомерных связей, стоящий за словом, имеет существенное значение и при его припоминании. Припоминание - это сложный процесс активного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов. По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития кратковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, так как различные виды памяти независимы друг от друга.
V. Субтест - «Задания на счет» (RA).
Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Каждая задача ставит перед решающим строго определенную цель, сформулированную в конечном вопросе задачи. В отличие от неопределенных видов цели определенная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предполагает прежде всего соблюдение строгой логики процесса решения. Таким образом, успешное решение математических задач требует развития у испытуемого высокого уровня способности к логическому умозаключению. В целях успешного решения задачи субъект должен предварительно ориентироваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать возможность пересмотрения исходных условий задачи, представление их в новом ракурсе. Для этого решающему математическую задачу необходимо прежде всего выделить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, систематизировать их, определить их иерархию. Осуществление этих операций требует наличия высокого уровня аналитических способностей. Необходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают определенные математические символы. Поэтому анализ при решении математических задач по существу протекает в форме абстракции, то есть происходит выделение существенных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несущественных. Кроме аналитических способностей ориентировка в условиях математической задачи предполагает высокую степень развития синтетических способностей, так как выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними. На следующем этапе с учетом выявленных существенных отношений решающим вырабатывается гипотеза относительно характера стратегии решения. Стратегия в математической деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда дается в конкретных условиях, может существовать большое разнообразие конкретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким образом, стратегия решения в математической деятельности всегда носит обобщенный характер. Таким образом, успешное решение математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математическому обобщению. На следующем этапе решения математической задачи на основе общей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые с возможно большей вероятностью приводят к достижению поставленной цели. В рамках математической деятельности значительное место занимают вычислительные способности. Таким образом, успешное выполнение задач данного субтеста свидетельствует о наличии у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |