КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психодиагностика тема 1. Психодіагностика як наука. Цілі, завдання психодіагностики
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже ХХ в. под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология, поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как именно в этом году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. Психодиагностика – это прикладная отрасль психологии (дисциплина). Психологическая диагностика («распознавание») определяется как психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психо-физиологических особенностей человека. Психодиагностика – это наука о методах измерения, классификации и ранжирования психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях. Целью её является сбор информации об особенностях человеческой психики. Цели: 1. Фиксировать и описывать в упорядоченном виде психологические различия между людьми и группами людей, объединенных по каким-либо признакам. Изучает как психологические законы влияют на индивидуальные различия. 2. Конструирование психодиагностических методик. Не только разработка, но и уточнение требований, которые методики должны удовлетворять, это определение границ выводов, совершенствование интерпретаций результатов диагностических методик. Значение: Она переставляет психологическую науку на фундамент жизни. Задачи: 1. В ситуации клиента (у человека нет повода сознательно искажать факты о себе, но он может сделать это несознательно (приукрасить себя). 2. В ситуации экспертизы (человек обращается за помощью к психодиагносту, он сам идет на контакт. Человек знает, что подвергается экспертизе, и поэтому иногда сознательно корректирует свое поведение и свои ответы, чтобы выглядеть лучше). Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт Личности. Психодиагностика как психологическая дисциплина служит соединительным звеном между общепсихологическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики базируются на соответствующих областях психологической науки (общая, дифференциальная, возрастная, медицинская и др.). К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приёмы изучения индивидуально-писхологических особенностей, способы обработки и интерпретации полученных результатов. В компетенцию психодиагностики входят: - конструирование и апробация методик; - выработка правил проведения обследования; - способы обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов. Психодиагностика предполагает, что полученные с её помощью результаты будут соотноситься с какой-то точкой отсчета либо сравниваться между собой. Области практического использования результатов психодиагностической работы: 1. В целях оптимизации процессов обучения и воспитания (Задачи в школе: неуспевае-мость, учебные и личные проблемы. Психологическая готовность детей к обучению в школе; контроль за развитием детей под влиянием школьного обучения; выявление причин неуспеваемости и трудности учебной Деятельности; отборы в спецклассы и спецшколы; оценка программ и методов обучения в школах; оценка успешности работы педагогов; оценка работы разных учебных заведений; решение проблем трудных детей; решение личностных проблем школьников; профориентационная работа; социально-психологическая диагностика (взаимоотношения в коллективе: учителей, учеников между собой, родителей и т.д.); выявление доминирующих причин неуспеваемости и нарушений в личностной сфере, дифференциация обучения, реали-зация индивидуального подхода и др.). 2. Психодиагностика является важной составляющей Деятельностью специалиста по профотбору, профобучению и профориентации, которая проводится в специальных пунктах проф-консультации, в учреждениях службы заня-тости, на предприятиях и в специальных учебных заведениях. Профессии: 1. с абсолютной профессиональной пригодностью (наличие специальных природных задатков). Обязателен профессиональный отбор (диагностика). 2. с относительной профессиональной пригодностью. Профессиональную пригодность можно сформировать у любого человека. Диагностика нужна (профессиональные качества), но не отбор. Можно помочь быстрее стать профессионалом.) Проблема профессионального выбора. Выявить интересы и личные качества к той или иной профессиональной Деятельности (мотивация, интеллект, личные черты). 3. В клинико-консультативной и психотерапевтической работе (поиск причин возникновения конкретной проблемы у консультируемого и выбор способов и приёмов, способствующих их разрешению). На базе психологических и неврологических клиник и лабораторий. Задачи: 1. Уточнение диагнозов пациентов клиники (если у врача затруднение с постановкой диагноза). 2. Оценить эффект лечения. 3. Исследование больных с целью постановки разных экспертиз (воинская, судебная). Наблюдение и беседы – методы клинической консультации: а. Психологические консультации, куда могут обратиться люди со своими личными проблемами (семейные, индивидуальные, детские и т.д.). б. В проведении судебно-психологической экспертизы (обследование потерпевших, подозреваемых или свидетелей, формирование психологического заключения о тех или иных качествах Личности, уровне интеллектуального развития и т.д.). в. Задача психодиагностики зависит от сферы ее применения Предмет ПД.Задание ПД ПД - (от греч. psyche - душа и diagnostikos - способный распознавать) - область психол. науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивид.-психол. особенностей Л. Слово «ПД» означает буквально «постановка психологического диагноза», или принятие квалифицированного решения о наличном психологическом свойстве. Термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «ПД» относит его к спец. обл. психол. знаний, касающейся разработки и использования в практике различных психодиагностических средств. ПД в этом ее понимании явл. наукой, в русле кот. ставятся следующие общие вопросы: 1.Какова природа психол. явлений и принципиальная возможность их научной оценки? 2.Каковы сложившиеся на данный момент времени общие научные основания для принципиальной познаваемости и колич-й оценки психол.явлений? 3.В какой мере применяемые в настоящее время средства ПД соответствуют принятым общенаучным, методологич. требованиям? 4.Каковы осн. методические требования, предъявляемые к различным средствам ПД? 5.Каковы основания достоверности результатов практической ПД, включая требования, предъявляемые к условиям проведения ПД, средствам обработки полученных результатов и способам их интерпретации? 6.Каковы основные процедуры конструирования и проверки научности методов ПД, включая тесты? Второе определение термина «ПД» указывает на специфическую сферу д-ти психолога, связ-ю с практич. постановкой психол. диагноза. Здесь решаются не столько теоретические, сколько сугубо практич. вопросы, относящиеся к организации и проведению ПД Она вкл. в себя: 1.Определение проф. требований, предъявляемых к психологу как к психодиагносту. 2.Установление перечня знаний, умений и навыков, кот. он должен обладать для того, чтобы успешно справляться со своей работой. 3.Выяснение минимума практических условий, соблюдение кот. является гарантией того, что психолог действительно успешно и профессионально овладел тем или иным методом ПД. 4.Разработка программ, средств и методов практической подготовки психолога в области ПД, а также оценки его компетентности в этой области. Оба комплекса вопросов – теоретич. и практич.– тесным образом взаимосвязаны. Для того чтобы быть специалистом высокой квалификации в этой сфере, психолог должен достаточно хорошо овладеть как научными, так и практич. основами ПД. То и другое в отдельности, т. е. знание лишь научных основ методики или знание методики без понимания ее научного обоснования, не гарантирует высокого уровня профессионализма в этой обл. Предмет ПД как научного знания: ПД изучает с пособы распознавания и измерения индивид.-психол. особ-тей чел-ка (св-в его Л и особенностей интеллекта). Распознавание и измерение осущ-ся с помощью методов ПД. ПД неразрывно связана с предметными областями психол. науки: общей психол., мед., возр., соц. и др. Явления, свойства и особенности, изучаемые перечисленными науками, измеряют с помощью ПД методов. Результаты ПД измерений могут показывать не только наличие того или иного св-ва, степень его выраженности, ур. развития, они могут также выступать как способы проверки истинности теоретико-психол. построений разл. психол. направлений. Научная и практическая ПД решает ряд типичных для нее задач. К ним относятся следующие: 1.Установление наличия у ч-ка того лили иного психол. свойства или особенности повед. 2.Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в опред. количественных и качественных показателях. 3.Описание диагностируемых психол. и поведенч. особенностей ч-ка в тех случаях, когда это необходимо. 4.Сравнение степени развитости изучаемых свойств у разных людей. Все 4 перечисленные задачи в практич. ПД решаются или каждая в отдельности, или комплексно в зависимости от целей проводимого обследования. Причем практически во всех случаях, за исключением качественного описания результатов, требуется владение методами количественного анализа.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |