КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПД мышления. Осн. методики
Рея тест Методика логич. и механич. запомин. пар слов Экспер-е изуч. памяти заключ-ся обычно в том, что испытуемому предъявляют для запоминания тот или иной стимульный материал, кот. спустя некот. время он должен узнать или воспроизвести. В этих экспер-тах всегда имеется 4 переменных: 1) вариации стимульного материала и способа его предъявления испытуемому; 2) вариации способа запоминания стимульного материала; 3) вариации интервала между запоминанием и воспроизведением (или узнаванием); 4) вариации способа воспроизведения запечатленного материала. Различия методов исследования и заключаются в модификации этих переменных. Методы также можно разделить на иссл. памяти конкретного ч-ка и иссл. общих закономерностей п. К числу последних относится, н-р, получение кривой забывания Эббингауза или же нахождение числа Миллера. Пиктограмма Иссл. особенностей опосред-го запоминания и его продуктивности, а также х-ра мыслит. д-ти, ур. формир. понятийного мышл. Методика может применяться для иссл. детей и взрослых в групп. и индивид-м обсл-и. Тест сост. в копировании сложной геометрич. фигуры. Для запоминания даются 3 минуты. На 4й минуте рисунок закрывают, и иссл-му предлагается воспроизвести его. Автор теста опис.7 вариантов копир-я, начиная от обыкновенных «каракуль» до тщательной, аналитич. копии. Мышление – наиб. обобщенная и опосред-я форма психич. отраж-я, устанавл-я связи и отнош. м/д познаваемыми объектами. ПД м-я – сов-ть приемов и методов направл-х на кач-е и колич-е измен-я особ-й мыш-я. Выды мыш-я: наглядно-действенное – вид м-я опирающ-ся на непосредств-е восприят. предметов, реал. преобраз-е в проц-се действий с предметами. Наглядно- образное – вид М, хар-ся опорой на представления и образы, ф-ции образ-го м-я связаны с представлением ситуаций и изменений в ин, кот. ч-к хочет получить в рез-те своей д-ти. Словесно-логич-е – вид М, осущ-й при помощи логич. операций с понятиями. Мыслит-е процессы (это проц-с, кот. предшествует осознание исходной ситуации, кот. явл сознат-м и целенаправленным, оперирует понятиями и образами, кот. заверш-ся к-либо результ. (нахожд-е реш-я, формир-е сужд-я)): Операции: 1)анализ – мысленное расчлинение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. 2)синтез- обратный анализу проц-с, кот. восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.3)сравнение- мышл-е сопоставляет вещи, явления и их св-ва, выявляя их сходства и различия, что приводит к классификации.4)Обобщение(или генерализация) – отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих с раскрытием существенных связей.Обобщение м/т совершаться путем сравнения, при кот. выд-ся общие кач-ва (соверш-ся вэлементар-х формах м-я), а в более высших формах О. соверш-ся ч/з раскрытие отнош-й, связей и закономерно-й.5)Абстракция – это выделение какой-либо одной стороны, св-ва и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот выделить только ворму. Обобщение и абстракция – явл 2-мя взаимосвяз-ми сторонами единого мыслит-го проц-са, при помощи кот. мысль идет к познанию. Лущихина выделяет следующие методы исследования мышления: 1)метод самонаблюдения; 2)метод наблюдения (регистрируются эмоциональные компоненты поведенческих реакций); 3)метод беседы; 4)метод анкетирования; 5)лабораторный эксперимент; 6)тестирование (необходима всегда норма для выборки), (сравнения между группами); 7)моделирование мыслительных процессов. Конкретное моделирование очень сложно, обычно используется математическое ил абстрактное моделирование; 8)психофизиологическое исследование (вживление электродов- показатели сложности степени заинтересованности). ПР-РЫ МЕТОДИК: - методика Лаченса, направлена на исследование влияния прошлого опыта на способ решения задач; - методика Покровского, тест установл. закономерностей. Методика служит для оценки кач-в мышл.: анализ, сравнение, умение делать логич. построения, умения делать тождества и различия, легкости оценивания ассоциат-х связей, скорость переключения). - тест Лигмана «логические закономерности» направлен на изучение развития уровня мышления; - методика «инт - ая лабильность» направлена на исследование лабильности. -у Айзенка есть словесный,математический и др. Исследование восприятия Методика «Восприятие времени» предназначена для оценки адекватности восприятия длительности явлений (чувство времени, резерв времени). ТЕМА 3. ПРОЕКТИВНЕ МЕТОДИКИ В ПД Понятие проективный метод (приоритет использ-я данного понятия дал Мюррей) – это приемы иссл. Л, в кот. испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на кот. он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации. Их эффективно использовать при выявлении скрытых, латентных или неосознаваемых признаков сторон Л. Признаки, общие для всех проект. методик: 1) неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испыт-й обладает относит-й свободой в выборе ответа или тактики поведения, 2) отсутствие ограничений при выборе ответов; 3) отсутствие оценки.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |