Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ПД внимания. Осн. методики




Внимание – это направленность, сосредоточенность сознания на к-л. предмете, явлении или д-ти

В. можно представить как когнет-й процесс, кот. выступ. как упорядочивание поступающей извне инфы в завис-ти от первичности и важности стоящих перед ч-ком задач. Установлено, что избирательное В. основано на общем бодрствовании КГМ, повыш. активности ее д-ти; Оптимальный ур. возбудимости коры придает активизации В. избират-й х-р. При налич. очагов оптимального возбужд. ч-к постоянно проявл. к ч-л. В. Подчерк-ся знач-е лобных долей мозга в д-ти В.

Виды В.

1. Природное – врожд. способность ч-ка избирательно реагир. на те или иные внешн. и внутр. стимулы, несущие в себе эл-ты информац. новизны; Основа – ориентировочн. рефлекс);

Соц. обусловленное – склад-ся в результ. жизн. опыта, обуч., воспит.и связ. с волевой регуляцией повед., с сознат-м избирательным реагир-м на предметы

2. Непоср-е – не управл. ничем, кроме того объекта, на кот. оно направлено и кот. соотв. актуальным интересам и потребностям чел-ка. Регулир-ся с помощью спец. ср-в (жесты, знаки, др.)

Опоср-е [жизненным опытом ч-ка] – регулир-ся с помощью спец. средств (жесты, слова, указат-е знаки, предметы)

3. Непроизвольное и произвольное

4. Чувственное и интеллектуальное

Теории В.:

1. Теор. Т. Рибо: В. связ. и обусл-но эмоциями и сопровожд-ся психофизиол. р-циями

2. Теор. установки Д.Н. Узнадзе: по началу касалась особого рода состояния, предварительной настройки, кот. под влиянием опыта возникает в орг-ме и определяет его р-ции на последующие воздействия

3. Концепция Гальперина:

· В. явл-ся одним из компонентов ориентир-иссл-й д-ти. Оно представл собой психол.действие, напр-е на содержание образца, мысли, др. феномена, имеющегося в данный момент времени в психике чел-ка

· Контрольная часть представл-ся вниманием как таковым

· Д-ть внимания не имеет результата

· Не всякий контроль следует рассматривать как внимание

· Контроль лише оценивает действие, а внимание –способств-т его улучшению

· Произвольное внимание – это форма контроля, выполняемого по заранее составл-му плану

· Для того, чтобы сформир. новый прием произв. В., мы должны, наряду с осн. д-тью предложить чел-ку задание проверить ее ход и результат, разработать и реализовать соотв-й план

· Все В. явл. результ. формир. новых умств. Действий

Экспер. изуч. В. базир-ся в осн на иссл-х отдельных его хар-к, таких как:

· Объем (кол-во объектов, кот могут быть отчетливо восприняты за короткое время)

· Избирательности (скорость осуществления выбора стимулов из множ-ва др.)

· Степень соотв. выбора

· Устойчивость

· Временные параметры: длит-ть сохоаранения, направленность и сосредоточенность без отклонения от исходного качественного уровня

· Концентрация (- по интенсивности помех)

· Распределение (временные показатели, получ-е в результ. сопоставл. длит-ти, правильного выполнения 1й задачи и выполн. этой задачи совм. с др.)

· Переключение (скорость перехода субъекта от 1го вида д-ти к др.)

Методики:

1. Корректурная проба – иссл-е избирательности В.

Корркт. Проба Бурдона – иссл-е устойч-ти В., концентрации (с помехами и без)

2. Таблицы Шульте – иссл-е переключаемости

3. Метод интеллект. пробы – иссл-е распредел. В. (дикт-ся цифры, из них нужно выбрать тройки простых, сложн. и т.д.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.