Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство воина 2 страница




На примере Шона прекрасно видно, как это проявляется: причиной того, что Шон провел непроизвольный перепросмотр своих отношений с братом, стало его испытание в текущее мгно­вение. Таким образом, настоящее является для Шона самым под­ходящим временем для перепросмотра этих отношений, так как во время участия в этой битве он вновь переживет множество тех эмоций и чувств, которые постоянно возникали в его вза­имоотношениях с Уиллисом. Если Шон осознает это и, следова­тельно, будет бдительно следить за воскрешением этих эмоций и ощущений, то, возникая вновь, они позволят Шону временно сдвигать и даже смещать точку сборки и перенастраивать ее на те энергетические поля, что хранят воспоминания о забытых собы­тиях и проблемах, связанных с Уиллисом. Однако это может слу­читься лишь в том случае, если Шон намерен разобраться в цен­ности этих эмоций и ощущений. В противном случае при их воз­никновении он не обратит на них никакого внимания, так как будет одержим поверхностным значением своего текущего ис­пытания и начнет потакать бесконечному внутреннему диалогу, поощряемому рациональным умом.

Важность этого невозможно переоценить. В настоящее вре­мя Шону нет никакого смысла заниматься перепросмотром слу­чившейся в прошлом истории любви, так как она не имеет ниче­го общего с текущим испытанием. С другой стороны, если Шон попытается провести перепросмотр своих отношений с Уилли­сом, но в голове у него будут вертеться мысли о той любовной истории, Шон обязан внести в свое уравнение и этот случай, так как станет очевидным, что та история каким-то образом связана с его взаимоотношениями с Уиллисом.

Этот принцип относится ко всем практикам и техникам. К примеру, невозможно заниматься неделанием, если в голове вер­тится беседа с другим человеком. Но разве это случается редко? Люди тратят долгие часы на раздумья о том, что им следовало сказать и почему они этого не сделали. В других случаях они пок­рываются потом, придумывая, что им нужно будет сказать в бу­дущем, но, когда предстоящий момент наступает, они почему-то никогда не произносят того, что собирались, — либо не возника­ет подходящего случая выпалить заготовленную фразу, либо, ес­ли такая возможность появляется, человеку просто не хватает смелости. Сходным образом, при попытках проанализировать сон или истолковать знак совершенно необходимо действовать, исходя из тех соображений, что смысл сна или знака должен ока­заться непосредственно связанным с тем, что происходит в жиз­ни человека прямо сейчас. Это особенно справедливо в отно­шении вещих снов, так как то, что происходит сейчас, является основой завтрашнего дня. Сила всегда кроется в текущем мгно­вении, и потому человеку следует начинать действовать, исходя из своего положения в данный момент.

Существуют две причины того, почему ученикам так трудно это запомнить. Во-первых, мышление современных людей осно­вано на разделении, и ученики тоже не являются исключением. В результате, начиная свое обучение, они никогда не замечают взаимосвязей между тем, что происходит в их жизни прямо сей­час, и окружающим миром. Во-вторых, зажатые своей социальной обусловленностью, ученики относятся к жизни так же, как и все остальные, и вследствие использования такого всеобщего взгляда на мир вновь и вновь оказываются в ловушке поверхнос­тного отношения к явлениям. Это особенно справедливо по от­ношению к чувству собственной важности, так как ученики нас­только внимательно следят за тем, чтобы его не проявлять, что большую часть времени просто смешно наблюдать, какими на­пыщенными они становятся в своем самодовольстве.

Обладая разделяющим по своей природе мышлением и вос­принимая все вокруг исключительно поверхностно, в начале своего пути ученики обычно так заняты своими попытками быть воинами —то есть стремлением убедить себя в том, что они уже воины, — что совершенно забывают о том, что воином можно стать только в контексте повседневной жизни. В результате та­кие ученики становятся жертвами искушения оценить свои дос­тижения сравнением с поведением других. Вообще говоря, это прекрасное упражнение, если только ученик помнит (а это слу­чается редко), что оценивать нужно поведение, а не другого чело­века. Не осознавая того, ученики время от времени вновь совер­шают фатальную ошибку, сравнивая самих себя с другими. Окон­чательным результатом становится то, что они неизбежно начи­нают видеть собственные недостатки, но, в стремлении добиться более высокого мнения о себе, забывают о том, что недостатки представляют собой дорогу человека к силе. Вместо этого подоб­ные ученики пытаются прикрыть свои недостатки, притворяясь, что они уже стали безупречными воинами — во всяком случае, стали безупречнее других, то есть быстрее двигаются по пути к превращению в воинов. Они не осознают того, что чувство соб­ственной важности выгнулось назад, словно кончик кнута, и вот-вот ударит ученика прямо по затылку!

Пока чувство собственной важности не побеждено, переп­росмотр никогда не приводит к чему-то большему, чем проявле­ние огромной жалости к себе, которое очень часто возникает, когда ученик припоминает, какие трудности ему пришлось пере­жить в прошлом. Подлинный перепросмотр может начать при­носить плоды лишь после того, как ученик приложит сознатель­ные усилия и прекратит индульгировать в своем убеждении в том, что он — жертва, и придет к пониманию того, что это ощу­щение жертвы вызвано только чувством собственной важности. Это чрезвычайно важный принцип, поскольку, если человек об­ладает истинным смирением, у него никогда не возникнет ощу­щения, будто он стал жертвой обстоятельств, — только твердое понимание того, что он имеет дело с испытанием.

Столкнуться с испытанием — совсем не то же самое, что стать жертвой. Однако люди слишком часто поддаются своему страху, но при этом предпочитают не признаваться себе в собс­твенной трусости и прикрываются ощущением собственной правоты и горькими жалобами на то, что окружающие не имеют права поступать с ними так жестоко. На примере Шона легко заметить, что, оставаясь в рамках своей социальной обусловлен­ности, он, скорее всего, немедленно пришел бы к выводу, что Уиллис обращается с ним жестоко и несправедливо. После этого Шон восстанавливал бы справедливость с помощью негодующе­го фыркания, высоко задранного носа и каменного выражения лица, которые дали бы понять всему миру, как ужасно он страда­ет. Однако потакать такому поведению означает подниматься к вершинам высокомерия и становиться олицетворением самого чувства собственной важности, так как подобные поступки под­разумевают неприкосновенность святости человека и такое его совершенство, словно этот человек — единственный на свете, кому не нужны те дары силы, что приносят всем нам жизненные испытания. В конце концов, как это кто-то осмелился бросить ему вызов? Иными словами, как этот кто-то осмелился так по-свински с ним обойтись?

 

Уничтожение чувства собственной важности во многом по­хоже на избавление от социальной обусловленности, так как не существует особой техники, позволяющей сделать и то и другое. Чтобы лишиться чувства собственной важности и социальной обусловленности, человеку следует применить на практике все учения и все техники. Однако стоит отметить, что самый быст­рый и надежный способ, который наносит смертельный удар чувству собственной важности, заключается в использовании четырех постулатов сталкинга и правила сталкера для изучения того, как проводится выслеживание восприятия. Как стало по­нятно на примере Шона, это делает возможным подлинный и содержательный перепросмотр, и, после того как человек начи­нает видеть свою жизнь такой, какая она есть, любые ощущения себя как жертвы и, следовательно, все проявления чувства собс­твенной важности начинают легко и естественно исчезать.

В этом смысле рядом всегда оказываются люди, которые бросают человеку вызов и заслуживают благодарности за возни­кающие при этом возможности накопить достаточную трез­вость, позволяющую уничтожить чувство собственной важнос­ти. В терминах Толтеков таких людей называют мелкими тира­нами, но, поскольку настоящие мелкие тираны представляют со­бой редкую удачу, Толтеки разделили их на четыре категории.

К первой категории относятся настоящие мелкие тираны — те люди, которые не остановятся ни перед чем, лишь бы досадить вам тем или иным образом. Они жестоки, капризны и, всегда оставаясь достаточно сообразительными, чтобы оставаться в рамках закона, невероятно хитры и неискренни. Подобный муж­чина, не задумываясь, пойдет на изнасилование только для того, чтобы «преподать урок»; такая женщина без колебаний в бук­вальном смысле слова живьем сорвет с человека кожу. Ссоры с этими людьми поистине представляют собой угрозу жизни, так как они готовы убить другого без малейших колебаний!

Во вторую категорию входят люди, мало отличающиеся по характеру от представителей первого типа, за тем исключением, что они избегают физической жестокости и вместо нее прибега­ют к разнообразным формам эмоционального и интеллектуаль­ного насилия, подрывающего силы человека и ломающего его дух. Этот тип тиранов чаще всего встречается на работе; им всег­да удается ускользнуть от наказания, вселяя смертельный ужас в своих коллег.

Третья категория охватывает тех, кто не является мелким тираном постоянно, но в том случае, если нечто возбуждает их ярость, готовы сделать все, что только в их силах, чтобы превра­тить жизнь обидчика в подлинное бедствие. Они не так хитры в обмане правосудия, как представители первой и второй групп, и потому обычно прибегают к помощи закона, чтобы доставить противнику множество неприятностей. Разозлившись, такие люди внезапно обрушиваются на обидчика самым непредсказу­емым образом и в те моменты, когда он меньше всего этого ожи­дает. Если им начинают мстить, они немедленно заводят судеб­ную тяжбу и, когда это соответствует их целям, готовы обра­щаться к властям по малейшему поводу. Выставьте пакеты с му­сором во двор на день раньше приезда мусорщиков, и они доне­сут об этом городскому совету. Оставьте машину перед своим домом лишь на пять минут, и они немедленно позвонят в авто­инспекцию. Такие люди чаще всего встречаются среди соседей, а также среди родственников, отвергнутых возлюбленных или бывших супругов.

К четвертой категории относятся пресловутые ворчуны. Они всегда найдут промахи во всем, что делают другие, и своими придирками доведут другого до полного умопомрачения. Они не станут на вас жаловаться, но постоянно будут приходить с раз­личными жалобами. Стоит взяться за мойку машины в воскре­сенье, и они пожалуются, что вы мешаете им отдыхать. Если вы косите лужайку перед домом бензиновой газонокосилкой, они выразят недовольство шумом и вредными для здоровья выхлоп­ными газами; если же газонокосилка будет электрической, они непременно сообщат, что все мы несем ответственность за эко­номию электроэнергии!

Когда ученику удается найти себе мелкого тирана, Нагваль обязательно ободрит его и предложит рассматривать такого че­ловека как величайшее сокровище, так как, обучаясь выслежи­вать мелкого тирана, человек учится намного лучше и быстрее, чем в его отсутствие. Это справедливо по отношению ко всем категориям мелких тиранов, и, в особенности, к первой и второй категориям. В борьбе за выживание при нападениях этих людей ученики не только стремительно избавляются от чувства собс­твенной важности, но и заявляют свои права на огромные объемы силы, так как повышают уверенность в себе и самооцен­ку. Впрочем, нет нужды говорить о том, что столкновения с мел­кими тиранами первой и второй категорий требуют огромной осторожности, так как даже малейшего повода может оказаться достаточно, чтобы представитель первой группы убил человека, а мелкий тиран второго типа разрушил всю его жизнь.

Кстати говоря, я обязан высказать очень серьезное предуп­реждение и отметить, что ученики могут с относительно малым риском иметь дело с настоящими мелкими тиранами лишь в том случае, если ими руководит хорошо подготовленный Нагваль. Поскольку маловероятно, что читатель работает с Нагвалем, я рекомендую ему избегать настоящих тиранов и, если такой ти­ран встретится ему на пути, поскорее избавиться от его общест­ва. Тому, кто собирается стать воином, прежде всего нужно оста­ться живым и невредимым. По этой причине необходимо под­чиниться всем требованиям ситуации, а затем броситься наутек, памятуя о том, что при неопытности осторожность становится лучшей доблестью.

Следует понимать, что даже в том случае, когда человеку приходится убегать, чтобы спасти свою жизнь, это совсем не оз­начает, что он избегает своего испытания. Это очень важное ут­верждение, требующее внимательного рассмотрения, так как че­ловек никогда не сталкивается с непосильными испытаниями. Ес­ли испытание возникает, это случается только потому, что оно необходимо человеку и он в состоянии с ним справиться; с дру­гой стороны, следует помнить и о том, что воин сам выбирает свою битву. Таким образом, если человек неожиданно сталкива­ется с таким испытанием, которое требует от него немедленных действий, но в данный момент он чувствует, что не может оце­нить, в чем именно заключается его подлинная битва, ему лучше всего исходить из соображений самосохранения — вплоть до тех пор, пока он не сможет понять, почему столкнулся с этим испы­танием. Аналогия поможет нам понять этот принцип.

Предположим, вы не врач, но вам внезапно приходится за­ботиться о тяжело раненном человеке. Совершенно глупо было бы считать, что испытание заключается именно в этой заботе. Если вы ничего не смыслите ни в медицине, ни в правилах пер­вой помощи, то как можно скорее бегите на поиски знающего человека. После того как такой человек найден, постарайтесь по­нять, по какой причине перед вами должно было возникнуть именно такое испытание. Тот же принцип справедлив и в отно­шении мелких тиранов — в особенности, первой и второй кате­горий. Во всех подобных случаях основная битва заключается в сохранении собственной жизни или работы по той простой при­чине, что мертвецу никогда не стать воином, а безработный по­теряет и мелкого тирана, и ту пользу, которую приносит его су­ществование. В следующей главе мы вновь ненадолго вернемся к разговору о мелких тиранах, так как этот вопрос особенно ва­жен сегодня, когда стремительно растет число родителей, оскор­бляющих собственных детей и тем самым проявляющих такой тип поведения.

Легко понять, что в случае Шона роль мелкого тирана вре­менно играет Уиллис. Это относит Уиллиса к третьей категории мелких тиранов, то есть к тем людям, которые обычно не ведут себя, подобно мелким тиранам, если их каким-либо образом не подталкивают к этому. То, как Шон должен вести себя по отно­шению к брату и как любой ученик должен справляться со своим мелким тираном, объясняется правилом сталкера, так как толь­ко умение выслеживать и себя и других позволяет человеку окончательно избавиться от любых представлений о самом себе как о жертве.

Оценивая то, чему Шон уже успел научиться, легко заме­тить, насколько помогло ему это столкновение с Уиллисом; он не только начал перепросмотр и в результате повысил свою трез­вость, но, помимо того, избавился от чувства собственной важ­ности, стал искуснее в обращении со щитом воина и, важнее всего, научился выслеживать как себя, так и других в своем стремлении пробудиться во сне и стать воином. Все, чему Шон научился вплоть до настоящего момента, невероятно поможет ему понять, какую именно стратегию выбрать перед началом битвы с Уиллисом. 06 этом мы поговорим в следующей главе.


 

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

ДОСТОИНСТВО ВОИНА ТРЕБУЕТ ПРАВИЛЬНОГО ТОНАЛЯ.

В предшествующей главе мы узнали, что, если Шон хочет бе­зупречно справиться со своим испытанием, ему необходимо разработать некую стратегию, опирающуюся на то, чему он уже смог научиться. Шон стремится стать воином, и потому все его испытания по природе своей являются возможностями заявить свои права на силу. Чтобы стать воином, требуется полное пре­образование острова тоналя, и любое жизненное испытание представляет собой возможность постепенно преобразовать ос­тров тоналя. В первом и втором томе это пояснялось в понятиях обустройства того, что называют правильным тонален, — дейс­твия, которое не только обеспечивает накопление личной силы, но и позволяет укрепить самоуважение и уверенность в себе; все это увеличивает самые доподлинные знания человека о том, что значит быть полностью ответственным человеческим сущест­вом, достоинство которого проявляется в каждом его поступке — физическом, эмоциональном и умственном. Вследствие этого стратегия Шона станет отражением его достоинства — или от­сутствия такого достоинства — и окажется мерой той безупреч­ности, что проявляется в его действиях,* которые, разумеется, будут определяться текущим состоянием его тоналя.

Подход сталкера к разработке стратегии чрезвычайно отли­чается от отношения человека, не являющегося воином. Люди хотят побеждать постоянно, во всех своих битвах — они всегда хотят оказаться правыми. И все же, по иронии судьбы, большин­ство людей растрачивают свои жизни на попытки избежать тех испытаний, в которых следует сражаться, а в тех случаях, когда сражаться все-таки приходится, начинают бороться в непра­вильных битвах, что приводит к тому, что даже победа в битве не приносит им особой пользы. С точки зрения сталкера такое по­ведение — не только настоящее слабоумие и явная потеря вре­мени и личной силы, но и признак отсутствия достоинства.

Вопрос чести — чрезвычайно важное соображение в жизни воина, так как без подлинного чувства собственного достоинства не может быть ни самоуважения, ни уверенности в себе, ни, ра­зумеется, веры в себя. В отсутствие таких качеств человек не мо­жет мыслить и действовать так, как подобает воину. Таким обра­зом, если он намерен стать воином, то должен относиться к лю­бому жизненному испытанию как к возможности либо укре­пить, либо поддержать свое достоинство. Однако очень немно­гие люди действуют так, что никогда не теряют свое достоинс­тво, и это происходит по той простой причине, что почти никто не понимает подлинного смысла этого слова. Большая часть лю­дей считает, что честь заключается в поддержании своего общес­твенного положения или ощущении гордости за себя, но все это — следствие всеобщего сна, поскольку гордость обычно опира­ется на чувство превосходства, и защита этих двух иллюзий пред­ставляет собой не достоинство, а укрепление социальной обус­ловленности.

Достоинство воина заключается в том, что каждая его мысль, любое чувство и действие безупречны, равно как и его умение управлять своими эмоциями. Безупречность означает умение действовать наилучшим образом и на основе всех зна­ний, доступных человеку в текущее мгновение. Иными словами, быть безупречным — значит нести полную ответственность за себя, свою жизнь и свои знания, поскольку такая ответствен­ность (или ее отсутствие) оказывает влияние на все действия че­ловека — физические, эмоциональные и умственные. При этом очень важно иметь в виду, что слово «ответственность» означает «умение отвечать», то есть откликаться не только на все события своей жизни, но и на самого себя, свою жизнь и свои знания. Обычные люди настолько заняты укреплением своего общест­венного положения и социальной обусловленности, что чрезвы­чайно редко уделяют время и энергию на то, чтобы выслеживать самих себя. В результате большая часть людей ведет совершенно не безупречный образ жизни, так как постоянно поддерживает чужие убеждения или, точнее, чужие предубеждения, вместо то­го чтобы действовать исходя из собственных знаний.

Это прекрасно отражается на примере Шона, так как, если бы Шон не следовал Пути Воина, он, скорее всего, избрал бы один из трех вариантов. Он либо стал бы попрошайкой и принял несправедливое предложение брата, либо выбрал бы путь труса и отступил, не вступая в битву, либо разыгрывал бы из себя нас­тоящего мужчину, то есть вел себя самодовольно и крикливо, как самоуверенный боевой петух, и попытался бы поставить Уиллиса на место с помощью правосудия. Однако проявилось бы в каком-либо из вариантов его достоинство? Чему научился бы Шон, выбери он любую из таких возможностей? При выборе первых двух вариантов он добился бы только потери самоуваже­ния, а в третьем случае — даже если бы он выиграл судебный процесс — он лишь доказал бы себе, что был прав, а его брат ошибался, но это просто укрепило бы в нем идиотское представ­ление о том, что для самоутверждения достаточно доказать са­мому себе собственную правоту и глупость всех окружающих!

В противоположность этим вариантам, стратегия Шона должна быть разработана таким образом, чтобы она укрепляла его чувство собственного достоинства и помогла ему преобразо­вать остров тоналя. Шон уже понял, что необходимое в данный момент преобразование связано с его образом самого себя и ве­рой в собственную значимость. Вообще говоря, учитывая надле­жащее рассмотрение всех прочих своих недостатков, Шон ясно понимает, что их причиной является его низкая самооценка и недостаточная вера в себя; таким образом, если ему удастся изме­нить отношение к себе, то это существенно облегчит любые пе­ремены всего прочего на его острове тоналя. Это относится ко всем людям в целом, так как именно заниженное мнение о самих себе является причиной большинства их недостатков и мешает всему, что они делают. Однако причина, почему в наше время большая часть людей страдает низкой самооценкой, заключает­ся в том, что они не имеют представления о подлинном значении слова «достоинство».

Достоинство воина описывается следующим изречением:

ВОИН — ИСПОЛНЕННОЕ ДОСТОИНСТВА СУЩЕСТВО. ТАК КАК ЕГО СМИРЕНИЕ НЕ ДОПУСКАЕТ НИКАКИХ ПОСТУПКОВ. НАРУШАЮ­ЩИХ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ ВСЕГО ЖИВОГО.

Это изречение имеет чрезвычайно глубокий смысл, однако в настоящий момент важнейшим для нас следствием является то, что достоинство воина требует не только признания взаимос­вязанности всего живого, но и сознательного укрепления этого закона. Иными словами, настоящий воин не может просто на словах выражать преданность взаимосвязанности всего живого, но обязан жить им в самом доподлинном смысле этого слова. Это означает, что воин признает тот факт, что, возвышая себя, он одновременно возвышает все вокруг, ибо все в жизни взаимосвяза­но.

Любая разработанная воином стратегия непременно долж­на приносить пользу не только самому воину, но и всему проче­му в жизни, малой частью которой он является. По этой причине настоящий воин никогда не может реагировать на обстоятель­ства исходя из гнева или расплачиваться той же монетой за лю­бое пренебрежение или оскорбление. Он не может действовать на основе злобы или мстительности. Подобные реакции способ­ствуют только укреплению чувства собственной важности и, ра­зумеется, не приносят никому добра. Все живое взаимосвязано, и поэтому любые действия воина непременно приносят пользу всем участникам событий, включая его самого. Помимо прочего, это значит, что воин не может позволить себе разыгрывать роль мученика или жертвы, так как подобное поведение, конечно же, не приносит ему пользы, а то, что не приносит пользы воину, не может пойти на благо никому из тех, кто его окружает. В этом заключается закон Света и Отражения, который в учениях Толтеков сводится к принципу зеркал души.

Хотя концепция зеркал уже обсуждалась в «Возвращении Воинов», сейчас необходимо несколько расширить понимание этого принципа, что позволит нам осознать то, как воин разра­батывает подходящую стратегию. Следует понимать, что для от­дельного человека все люди, живые существа и мир в целом просто отражают то, что этот человек непременно должен узнать о самом себе. Это — непреложный всеобщий закон, и ни один из нас не может его избежать или не принимать во внимание — невозможно поднести к зеркалу розу и увидеть в нем отражение тюльпана.

Таким образом, если окружающие проявляют по отноше­нию к человеку жестокость, это происходит потому, что сам че­ловек должен заметить жестокость в себе. Если в окружающих отражается нечестность, то, сходным образом, человеку следует задуматься о том, как и в каких случаях он сам допускает непоря­дочность. С другой стороны, если человек видит вокруг красоту и гармонию, он вправе ожидать, что сам проявляет красоту и гармонию в соответствующих сферах жизни, и может справед­ливо отдать себе должное. В тех случаях, когда человек загляды­вает в зеркало мира в целом и видит в нем насилие, причина этого заключается в том, что всему обществу или целому народу необходимо объединенными усилиями задуматься о насилии в самих себе. И хотя люди настолько поглощены игрой в обвинения, что не желают распознать этот самый основополагающий из всех всеобщих законов, справедливым остается тот факт, что зеркала никогда не лгут; в связи с этим читателю будет весьма полезно вновь прочитать то, что говорилось об этом принципе в «Возвращении Воинов».

Кроме того, читателю очень важно помнить о том, что зер­кала бывают трех типов: зеркала прошлого, настоящего и буду­щего. Иными словами, хотя большая часть зеркал отражает то, что человеку важнее всего усвоить в отношении своего текущего поведения или проявляющихся в настоящее время убеждений, некоторые зеркала, случается, отражают как поступки в прош­лом, так и те формы поведения, которые потенциально могут проявиться в будущем, пусть даже человек этого не осознает. Следует, однако, подчеркнуть необходимость в полной честнос­ти перед собой, так как человеку проще всего на свете не обра­щать внимания на зеркало как на нечто не связанное с текущим мгновением. Впрочем, для того, кто хочет стать воином, такое поведение является полной глупостью и обычно приводит к ощущению либо превосходства, либо неполноценности, либо иного сходного чувства, поскольку этот человек уверен в том, что признание собственных недостатков (то есть сам факт их су­ществования) представляет собой нечто ужасное. Такие предс­тавления неизбежно появляются в силу социальной обусловлен­ности, и любой, кто их разделяет, попросту не признает того, что наши недостатки являются билетом к свободе и дорогой к силе.

Существуют две причины того, почему временами зеркала отражают поведение человека в прошлом. Прежде всего — и ча­ще всего, — это происходит потому, что прошлые поступки все еще содержат некие тонкости, или нюансы, на которые следует обратить внимание сейчас. Вторая причина связана с тем фак­том, что ученики Пути Воина нередко склонны переходить от непорядочности к ее полной противоположности — они стано­вятся настолько одержимыми стремлением к честности, что обычно подвергают себя уничтожающей самокритике. Захва­ченные этим процессом, ученики полностью забывают о необхо­димости честно отдать себе должное за правильные поступки, и в результате становятся жертвами ошибочного допущения о том, что именно самокритика и является признаком смирения. Ничто не может быть более далеким от истины, так как самокри­тика является тонкой формой чувства собственной важности. Подобные ученики совершают фатальную ошибку, убеждая са­мих себя в том, что совершенно не способны изменить собствен­ное поведение или, иными словами, слишком хороши для того, чтобы подвергнуть себя «постыдной» ответственности за дурные поступки. В результате вместо того, чтобы принять на себя такую ответственность и распознать значимость своих недостатков, ученики начинают индульгировать в самокритике, одновремен­но считая, что это каким-то образом разрешит саму проблему.

Цель тех случаев, когда в зеркале отражается возможное бу­дущее, почти совпадает с предназначением отражений прошло­го, однако следует осознать, что сам факт демонстрации потен­циального поведения означает насущную необходимость в бди­тельности. Тот, кто считает, будто отсутствие каких-либо пос­тупков в настоящем полностью исключает возможность их со­вершения в будущем, очень серьезно ошибается. Человек никог­да не получает тех наставлений, которые ему не требуются. Тот факт, что зеркало показывает ему будущее, сам по себе является достаточным признаком того, что такое поведение уже начинает проявляться, хотя в самом начале эти проявления могут быть такими малыми, что кажутся совершенно незначительными. Вначале потенциальное просачивается в действительность тон­кой струйкой, проявляется лишь в редких случаях, но, если его не остановить прямо сейчас, может превратиться вскоре в ярост­ный поток. Желудь выглядит маленьким и красивым, но, если его вложить в плодородную почву, в нем раскроется потенциал огромного дуба.

То же самое относится и к потенциальным недостаткам че­ловека, но то, что эти недостатки представляют собой дорогу к силе, совсем не означает, что человек может считать, будто ему даруется право развивать в себе самые разнообразные пороки. К примеру, если человек потенциально может стать алкоголиком, то каких-то двух-трех рюмок может оказаться достаточно, что­бы превратить этот потенциал в пагубное пристрастие. Но если такой человек честно признает и трезво осознает тот факт, что одна только мысль о спиртном приводит его в возбуждение, он может использовать этот недостаток как испытание, заставля­ющее его быть бдительным и вести себя безупречно всякий раз, когда где-то рядом появляется выпивка. Если этот человек явля­ется учеником Пути Воина, ему посоветуют избегать употребления спиртного, но в то же время воспользоваться этим испыта­нием для воспитания в себе отточенных ощущений самодисцип­лины и уважения к себе. Такой ученик добьется этого, время от времени наслаждаясь случайными выпивками в компании, но никогда не станет потакать своему влечению к спиртному.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.