Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление психодиагностики в России




 

Особенностью развития отечественной психологии в последней четверти прошлого века было внесение в нее экспериментальных методов исследования, идущих от физиологии высшей нервной деятельности (И.М.Сеченов, И.П.Павлов), а также из лаборатории В.Вундта, в которой проходили стажировку первые русские психологи-экспериментаторы.

В 1885 году в России при клинике нервных и душевных болезней Казанского университета была открыта первая экспериментальная психологическая лаборатория. В 1895 году была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. В этих и других лабораториях изучались объективные признаки тех или иных психических процессов.

Одной из первых отечественных работ по психологическому тестированию было исследование Г.И. Россолимо (1909 г.). Разработанная им методика была направлена на измерение умственной одаренности, показатели которой были сгруппированы в три группы: внимание и воля, точность и прочность восприятия, ассоциативная деятельность. Результаты представлялись в виде графического профиля. Положительным в этом подходе было стремление к целостной оценке личности.

Примерно в это же время А.Ф.Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии - научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий.

Собственно психодиагностические работы в России начали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работ появилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники. Так, А.П. Болтуновым (1928) была предпринята попытка на основе шкалы Бине-Симона разработать собственную методику для испытания умственной одаренности. Психодиагностика развивалась значительно в рамках психологии труда и психотехники.

В 30-е годы педология и психотехника были подвергнуты во многом обоснованной критике за формальное использование теоретически не обоснованных тестов. В 1936 году вышло постановление ЦК ВКПб “О педологических извращениях в системе “Наркомпроса”, которое более чем на 40 лет остановило не только практику применения тестов, но и научные разработки в области психодиагностики.

И только в 50-60-е годы психодиагностика начала медленно возрождаться, хотя сам термин “тест” избегали употреблять вплоть до 70-х годов, когда были организованы первые специализированные научные конференции по психодиагностике.

Уровень усвоения учебного материала

1. Студенты должны иметь представление об исторических предпосылках возникновения психодиагностики.

2. Знать историю основных областей психодиагностики.

3. Знать имена ученых, которые внесли вклад в развитие основных научных направлений.

4. Иметь представление о развитии психодиагностики в России.

Основные понятия темы

История психодиагностики. Донаучная психодиагностика. Научное психо-диагностическое знание. Тестирование. Проективные методы. Контент-анализ.

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Составление конспекта по теме на основе краткой записи лекционного материала и работы с учебно-методической литературой.

2. Подготовка докладов и сообщений по теме семинарского занятия.

3. Работа с дополнительной литературой и периодическими изданиями.

4. Работа со словарями. Уточнение понятий и составление тезауруса. Студентам рекомендуется записывать в словарь все понятия, которые требуют уточнения смысла или являются непонятыми при чтении учебной литературы.

5. Составление списка вопросов, требующих дополнительного разъяснения преподавателем или обсуждения на семинарском занятии.

 

 

Семинарское занятие по теме 2. Краткий курс истории психодиагностики

 

План проведения занятия

 

1. Доклад «Положительные и проблемные стороны становления психодиагностического знания».

2. Обсуждение доклада.

3. Доклад «Проблемы развития современной психодиагностики».

4. Обсуждение доклада.

5. Краткое резюме.

Содержание занятия

Содержание доклада «Положительные и проблемные стороны становления психодиагностического знания» и процесс его обсуждения предполагают:

- расширение и углубление лекционного материала;

- выделение прогрессивных аспектов развития психодиагностики;

- обсуждение проблемных моментов психодиагностики и прогнозирования;

- осмысление роли психодиагностического знания в развитии психологии

 

Содержание доклада «Проблемы развития современной психодиагностики» и его обсуждение предполагают:

- выделение важнейших аспектов современного этапа психодиагностики;

- рассмотрение взаимосвязи истории и современности в развитии психодиагностики;

- сопоставление ключевых проблем истории психодиагностики и современного этапа.

Краткий итог обсуждения предполагает закрепление материала выступлений и их обсуждения в форме выводов.

Организация занятия

1. Слушание докладов студентов и краткое конспектирование их содержания.

2. Вопросы для обсуждения и организация дискуссии.

3. Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы основные тенденции развития психодиагностики, начиная с конца XIX века?

2. В каких сферах находит применение психодиагностика?

3. В чем вы видите прогрессивные стороны развития психодиагностики?

4. Каковы основные проблемы развития психодиагностики?

5. В чем связь исторического этапа развития психодиагностики с современностью?

6. Каковы отличительные черты современного психодиагностического знания?

 

Выводы:

 

- о характере положительных изменений в системе психодиагностического знания;

- о причинах проблемного развития психодиагностики;

- называются основые отличия современной психодиагностики;

- указываются направления взаимосвязи истории и современности в развитии психодиагностики.

 

Уровни освоения материала

Студенты должны овладеть основными понятиями, характеризующими этапы становления психодиагностического знания; иметь опыт научной дискуссии и разрешения поставленных вопросов путем обсуждения.

Контрольные мероприятия (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, творческие задания, рефераты)

Не предполагаются.

Оборудование

Не предполагается.

Литература

 

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. - СПб.: Речь, 2004.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

3. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер, 2002.

5. Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психодиагностики // Вопросы психологии. – 2006. - №5.

 

 

Тема 3. Методы и основные этапы психодиагностического исследования

План изучения темы

1. Методы психодиагностики, их классификация.

1.1. Основные диагностические подходы, методики и тесты. Функции методик и тестов

1.2 Основания и критерии классификации психодиагностических процедур

1.3. Характеристика стандартизированных и нестандартизированных методов

2. Структура психодиагностического процесса

2.1. Этапы психодиагностического исследования

2.2. Психологический диагноз. Объекты и уровни диагноза

2.3 Психологический прогноз

2.4 Планирование психодиагностической работы

 

Опорные конспекты лекций




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.