КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения на отработку техники слушания
Какой комплимент вам понравился больше? Почему? Упражнения 1. Упражнение «Имя». Давайте сейчас каждый скажет, с чем ассоциируется его имя, нравится оно вам или нет, каким, по вашему мнению, должен быть человек с вашим именем. Если ваше имя вам не нравится, то скажите, как бы вы хотели, чтобы вас называли. Итак, одно из правил эффективного общения – это называние человека по имени. Старайтесь запоминать имена людей, с которыми вам приходится общаться. Это располагает к общению. 2. Упражнение «Комплименты». Человеку всегда приятно, когда ему говорят хорошие слова, т.е. комплименты. Но у комплимента тоже есть свои правила. Только правильно сказанный комплимент даст результат. Одно из главных правил комплимента – искренность. Если хорошие слова говорятся неискренне, то как это называется? И еще одно правило. «У тебя красивая блузка». «Ты замечательно выглядишь в этой блузке». Комплимент делается человеку, а не чему-то еще. Сейчас мы попробуем сделать друг другу комплименты. Сидя в кругу, каждый участник должен посмотреть на партнера, сидящего слева, подумать о том, какая черта характера, привычка того ему нравится, и сказать об этом, т.е. сделать комплимент. Тот, кому сделан комплимент, должен как минимум поблагодарить. Если кто-то не готов, он может пропустить ход, сделать комплимент после других. 3. Упражнение «Факторы имиджа». Имидж складывается из совокупности черт внешнего облика, манер поведения. «Имидж – это искусство управлять впечатлением» (Э. Гофман). Назовите 5 факторов, из которых, по вашему мнению, складывается имидж: · ректора университета; · генерального директора небольшой фирмы; · депутата Совета Федерации; · профессора университета; · артиста театра и кино. Обсудите полученные результаты в подгруппах по 3 – 4 человека, выделите наиболее значимые факторы, аргументируйте их и обсудите полученные результаты в классе. «Формирование моего имиджа» 1. Опишите факторы, которые, по вашему мнению, формируют лично ваш имидж. 2. Как бы вы хотели изменить свой имидж? 3. Каким бы вы хотели, чтобы был ваш имидж в будущем? 1. Упражнение «Испорченный телефон» Инструкция: ход выполнения этого упражнения желательно записывать на магнитофоне или видеомагнитофоне. Все участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили телефонограмму, содержание которой вы должны передать следующему члену группы. Главное — как можно точнее отразить содержание телефонограммы. Ведущий зачитывает текст телефонограммы первому участнику, он должен передать его следующему вошедшему, тот — следующему и т. д. Если текст при передаче от одного участника к другому сократился до такой степени, что передача его стала слишком легкой задачей, то очередному участнику ведущий зачитывает текст заново. Текст: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, так как договаривается о получении нового импортного оборудования для мастерских, которое, впрочем, не лучше отечественного. Он должен вернуться к 17 часам, к началу педсовета, но, если он не успеет, то надо передать завучу, что он должен изменить расписание уроков старших классов на понедельник и вторник, вставив туда дополнительно 2 часа по астрономии». После выполнения упражнения участники группы прослушивают пленку с записью собственной работы и анализируют особенности слушания и то, как неумелое слушание может исказить передаваемую информацию. 2. Упражнение «Слепое слушание» Цель: продемонстрировать участникам группы неэффективность передачи информации без обратной связи. Инструкция: одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной к друг другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий составляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяснить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравниваются результат и образец. Участники обсуждают трудности, которые они испытывали в ходе задания. 3. Упражнение «Внимательный слушатель» Инструкция: участники разбиваются по парам. Партнер X будет говорящим, партнер Y — слушателем. X рассказывает слушателю о своих трудностях в отношениях с людьми, о своих страхах, предубеждениях, сомнениях, ожиданиях. Слушатель старается помочь говорящему максимально полно изложить свои мысли. Через 3 мин ведущий дает знак: говорящий высказывает свои замечания по поводу поведения слушателя, подчеркивает то, что ему помогало, а что затрудняло возможность открыто рассказывать о себе. Затем слушатель своими словами повторяет, что услышал и понял из слов говорящего. Партнер X движениями головы подтверждает или опровергает слова Y в зависимости от того, насколько тот правильно передает его собственные слова. Затем участники меняются ролями. В заключение все участники возвращаются в круг и обсуждают впечатления каждого о том, что происходило во время упражнений. Тест «Умеете ли вести деловое обсуждение» Инструкция. Тест поможет проанализировать ваше поведение во время делового совещания, беседы, определить стиль поведения. Следует иметь в виду, что каждый из этих стилей зависит от конкретной ситуации. В одних случаях успех приносит авторитарное поведение, не допускающее возражений, в других — тактическое, гибкое поведение. Но все-таки авторитарное ведение совещания следует отнести к нежелательным исключениям, особенно если с его участниками придется работать дальше. Ответьте на вопросы и запишите оценки в баллах (от 1 до 5): 1 — нет, так не бывает; 2 — нет, как правило, так не бывает; 3 — неопределенная оценка; 4 — да, как правило, так бывает; 5 — да, так бывает всегда. Даю подчиненным нужные поручения даже в том случае, если есть опасность, что при их невыполнении критиковать будут меня. 1. У меня всегда много идей и планов. 2. Прислушиваюсь к замечаниям других. 3. В основном мне удается привести логически правильные аргументы при обсуждении. 4. Настраиваю сотрудников на то, чтобы они решили свои задачи самостоятельно. 5. Если меня критикуют, то защищаюсь, несмотря ни на что. 6. Когда другие приводят свои доводы, всегда прислушиваюсь. 7. Для того чтобы провести какое-то мероприятие, мне приходится строить планы заранее. 8. Свои ошибки, как правило, признаю. 9. Предлагаю альтернативы к предложениям других. 10. Защищаю тех, у кого есть трудности. 11. Высказываю свои мысли с максимальной убедительностью. 12. Мой энтузиазм заразителен. 13. Принимаю во внимание точки зрения других и стараюсь их включить в проект решения. 14. Обычно настаиваю на своей точке зрения и гипотезах. 15. С пониманием выслушиваю и агрессивно высказываемые контраргументы. 16. Ясно выражаю свои взгляды. 17. Всегда признаюсь в том, что не все знаю. 18. Энергично защищаю свои взгляды. 19. Стараюсь развивать чужие мысли так, как будто бы они были моими. 20. Всегда продумываю то, что могли бы ответить другие, и ищу контраргументы. 21. Помогаю другим советом, как организовать свой труд. 22. Увлекаюсь своими проектами, обычно не беспокоюсь о чужих работах. 23. Прислушиваюсь и к тем, кто имеет точку зрения, отличную от моей. 24. Если кто-то не согласен с моим проектом, то не сдаюсь, ищу новые пути, как переубедить другого. 25. Использую все средства, чтобы заставить согласиться со мной. 26. Открыто говорю о своих надеждах, опасениях и личных трудностях. 27. Всегда нахожу, как облегчить другим поддержку моих проектов. 28. Понимаю чувства других людей. 29. Больше говорю о собственных мыслях, чем выслушиваю чужие. 30. Прежде чем защищаться, всегда выслушиваю критику. 31. Излагаю свои мысли системно. 32. Помогаю другим получить слово. 33. Внимательно слежу за противоречиями в чужих рассуждениях. 34. Меняю точку зрения для того, чтобы показать другим, что слежу за ходом их мыслей. 35. Как правило, никого не перебиваю. 36. Не притворяюсь, что уверен в своей точке зрения, если это не так. 37. Трачу много энергии на то, чтобы убедить других, как им нужно правильно поступать. 38. Выступаю эмоционально, чтобы вдохновить людей на работу. 39. Стремлюсь, чтобы при подведении итогов были активны и те, кто редко просит слова. Ключ к тесту. Суммируйте баллы, полученные при ответах на утверждения 1, 3, 5, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 20, 22, 24, 27, 29, 31, 33. 35, 36, 37, 40, и обозначьте сумму через А (20 — 100 баллов). Затем сложите баллы, полученные при ответах на утверждения 2, 4, б, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 38, 39. Сумма В должна составлять 20 — 100 баллов. Если сумма А по крайней мере на 10 баллов превышает сумму В, то вы хороший дипломат, стремитесь учесть мнения других и убедиться в том, что собственные ваши идеи согласуются с мыслями сотрудников. При этом неизбежны компромиссы, зато у участников совещания появляется убеждение, что их мнение вам как руководителю совещания небезразлично. Если же сумма В как минимум на 10 баллов выше суммы А, то вы ведете совещание авторитарно, властно, не обращая внимания на окружающих. Вы не добиваетесь всеобщего согласия и не стремитесь сделать решение общим делом. Однако бразды правления вы крепко держите в своих руках. Если же обе суммы различаются менее чем на 10 баллов, то ваше поведение может быть как дипломатичным, так и авторитарным в зависимости от обстоятельств. Тест «Оценивание кандидата на рабочее место» Инструкция. Предлагаемый тест может использоваться для определения умения студента проводить отборочное собеседование (интервью), а также степени усвоения соответствующей темы учебного курса. Прочитайте каждое высказывание и отметьте его буквой "П" ("правильно") или "Л" ("ложно"). 1. Во время собеседования с претендентом на рабочее место лучше всего полагаться на свои чувства. 2. Перечисление перечня требований к работнику является непременным условием при ведении разговора с претендентом. 3. Чтобы определить, может ли претендент работать самостоятельно, лучше всего попросить его описать, как он справляется с нынешней работой. 4. Вопрос о том, какое хобби у претендента на место, позволяет кроме всего прочего, сделать вывод о том, является он коммуникабельным или нет. 5. Если представитель фирмы опишет претенденту условия на новом рабочем месте как очень трудные, то сможет узнать готов ли он к такой работе и какие нагрузки может переносить. 6. Не упустите возможности поинтересоваться у претендента его отношением к противоположному полу. 7. Вопрос о том, все ли в порядке у претендента в личной жизни, следует опустить из соображений тактичности. 8. Ответ на вопрос о том, как претендент относится к работе в команде, поможет составить представление о стиле его руководства. 9. Это поможет понять и то, как претендент воспитывает своих детей. 10. Можно попытаться выяснить и религиозные взгляды претендента. 11. Ответ на вопрос о том, какие газеты и журналы регулярно читает претендент, даст представление, каковы его политические взгляды. 12. Узнав, у какого портного претендент шьет себе одежду, можно выяснить, какого положения он стремится достичь. 13. Интеллект и образование должны иметь решающее значение при оценке претендента. 14. Не надо задавать вопрос, почему претендент хочет оставить свое прежнее место работы: в данном случае он никогда не скажет правду. 15. Если тот, кто принимает решение о принятии на работу претендента на руководящую должность после 20-минутного разговора с ним ошибается в выборе, то сам виноват в этом. Этот тест должен побудить вас посмотреть на проблему оценки претендентов под необычным для вас углом зрения. Оценка результатов. Содержащиеся в тесте утверждения оценивался следующим образом: отметка "Л" присваивается вопросам 1, 6, 7, 13, 14, а отметка "П" — вопросам 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 15.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |