Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О магии практической психологии




Сейчас основной интерес психологов стал всё более смещаться в сторону профессиональной практической деятельности. Особенно это заметно в России, где методы практической психологии очень долго не развивались как противоречащие марксизму. Практическая психология стала откровенно противопоставляться естественнонаучной — послед­нюю практики иногда пренебрежительно называют академической. Од­нако практические технологии в любой области, говорящие, какнадо действовать в той или иной конкретной ситуации, не отвечают на воп­рос, почему так надо действовать. В этом отношении практика сход­на с магией, а потому глубоко мистична. М. Твен в «Янки из Коннек­тикута при дворе короля Артура» убедительно показал, что средневеко­вый человек должен смотреть на современную нам технологию как на магию. Но ведь на самом деле как герой этого произведения, так и его блистательный автор не знают, почему эти технологии работают. Янки конца XIX в. знает, как преобразовать энергию бьющих поклоны мона­хов в электричество, так как знает технологию, но не знает современ­ных физических теорий, объясняющих электрические явления.

Когда мы молотком забиваем гвоздь в стену, то действуем с не­посредственной очевидностью и не озабочены теорией сопротивления материалов. Наверное, в России каждый слышал о каком-нибудь умель­це, который едва ли не топором способен починить компьютер или ви­деокамеру, абсолютно ничего не зная об их устройстве. Как отмечал Стендаль в «Записках туриста», и в политике, и в машинах важнее опыт, а не теория. Родители, воспитывая детей, опираются прежде всего на собственное чувство или, в лучшем случае, на накопленный жизнен­ный опыт (зачастую объясняя этот опыт самым фантастическим обра­зом). Мы действуем именно так, а не иначе, потому, что такое дей­ствие для нас самоочевидно. [окончание cтраницы 58]



 

Методологическое вступление

Когда психолог работает как практик, он, конечно же, использует известную ему технологию (например, он обязан переспрашивать и уточ­нять сказанное клиентом: «Если я вас правильно понял, то вы считаете, что... Я действительно вас правильно понял?»), но, прежде всего, он действует интуитивно. Замечательные теоретики редко делают вели­кие изобретения, а блестящие изобретатели ещё реже развивают тео­рию. Самоощущения теоретика и практика — это разные самоощуще­ния. Во всяком случае, когда мне приходится заниматься практической психологией в качестве консультанта, психотренера или медиатора, я ориентируюсь не на теории, а на технологии и интуицию.

Дж.Гриндер и Р. Бендлер создали систему практической психоло­гии, названную нейролингвистическим программированием (НЛП). Они откровенно признают таинственность её воздействия. Вот как они объяс­няют свои взгляды ученикам на семинаре: «Все, что мы собираемся вам здесь сказать, — это ложь. Поскольку у нас нет требований к истинности и точности, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать... Если вы буде­ те действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают»1. Это утверждение основателей НЛП — не кокетство, а признание реальной магии практического действия.

А вот как выглядит фрагмент обоснования другого известного пси­хотерапевтического метода. Основатель гештальттерапии Ф. Пёрлз начи­нает издалека: «Когда я размышляю над какой-то проблемой, пытаясь ре­шить, как я буду действовать в определённой ситуации, я как будто делаю две вполне реальные вещи. Во-первых, я как бы разговариваю о своей про­блеме; в реальности я мог бы так поговорить со своим другом. Во-вторых, я воспроизвожу в уме ситуацию, в которую вовлечёт меня моё решение. Я предвосхищаю в фантазии то, что произойдёт в реальности, и хотя соответ­ствие между воспроизведением в фантазии и действительной ситуацией может не быть абсолютным—так же, как не абсолютно соответствие между деревом в моём уме и деревом в моём саду, — оно достаточно для того, чтобы основывать на нём свои действия. Таким образом, умственная дея­тельность, по-видимому, сберегает для индивида время, энергию и работу. Так, например, рычаг обеспечивает при приложении небольшой силы на одном конце создание значительной силы на другом»2.

В цитате Пёрлза нагромождение банальностей (дерево в уме и в саду, эффективность рычага и пр.) сопровождается метафорами: при размышлении делаются вроде бы две вещи (всего две? Почему [окончание cтраницы 59]

__________________

1ГриндерДж., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. СПб, 1992, с. 19. 2Пёрлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996, с. 26-27.


 

Раздел первый

две, а не три или четыре? почему именно эти две, а не другие? Так
ведь вроде бы). Из всего этого следует ниоткуда не вытекающий вы­
вод, сам весьма похожий на банальность и потому не вызывающий
сопротивления: умственная деятельность сберегает время, энергию
и работу. Этот вывод «подтверждается» бытовыми примерами (типа:
домохозяйка заранее планирует, что собирается купить в магазине, и
этим экономит «время, энергию и деятельность»). Затем к такого рода
конструкциям прибабахивается терминология, произвольно заимство­
ванная у серьёзных теоретиков, в данном случае у гештальтпсихоло-
гов. И в этой логически мутной воде ловится вполне эффективная
технология практической работы.

Если практическая технология приводит к желаемому результату,
мы никогда не откажемся от неё, как бы ложно ни было её теоретиче­
ское обоснование. Критерием правильности практического действия яв­
ляется его эффективность, а не логичность или истинность. Техноло­
гия в принципе применяется вне зависимости от наличия у нее какого-
либо обоснования. Как замечает М. Полани, во многих отраслях про­
мышленного производства, в том числе в кожевенной, гончарной,
пивоваренной промышленности, в металлургии и в различных отрас­
лях сельского хозяйства вся деятельность осуществляется как своего рода
искусство при полном отсутствии знания составляющих её операций и
процедур. В частности, практика прядения хлопка — это «вещь в себе,.
которая с трудом соотносится с физическими знаниями»1.

Можно отвергать теорию психоанализа, даже считая эффективными - психоаналитические методы лечения невротиков. Аналогично: психотера­певтический эффект принятия религиозного мировоззрения и участия в церковных обрядах несомненен, но из этого не следует, что верно данное религиозное учение. 3. Фрейд, например, решительно нападал на рели­гию, но, как замечает К. Мэй, его терапия использовала точную копию католической исповеди: он укладывал пациента на кушетку и садился сзади, отдельно от пациента, как отец-исповедник, скрытый завесой 2. Если признать психотерапевтическую эффективность и католической исповеди, и психоаналитического сеанса, то всё равно нельзя устано­вить, что именно в них является эффективным: религия, теория, техно­логия работы с клиентом или отдельные элементы этой технологии.

В практической деятельности постоянно приходится принимать решения, не имеющие никакого теоретического оправдания. При [окончание cтраницы 60]

________________________

1 Полани М. Личностное знание. М.( 1985, с. 86. 2Эволюция психотерапии, 3. М., 1998, с. 299.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.