КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О магии практической психологии
Сейчас основной интерес психологов стал всё более смещаться в сторону профессиональной практической деятельности. Особенно это заметно в России, где методы практической психологии очень долго не развивались как противоречащие марксизму. Практическая психология стала откровенно противопоставляться естественнонаучной — последнюю практики иногда пренебрежительно называют академической. Однако практические технологии в любой области, говорящие, какнадо действовать в той или иной конкретной ситуации, не отвечают на вопрос, почему так надо действовать. В этом отношении практика сходна с магией, а потому глубоко мистична. М. Твен в «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» убедительно показал, что средневековый человек должен смотреть на современную нам технологию как на магию. Но ведь на самом деле как герой этого произведения, так и его блистательный автор не знают, почему эти технологии работают. Янки конца XIX в. знает, как преобразовать энергию бьющих поклоны монахов в электричество, так как знает технологию, но не знает современных физических теорий, объясняющих электрические явления. Когда мы молотком забиваем гвоздь в стену, то действуем с непосредственной очевидностью и не озабочены теорией сопротивления материалов. Наверное, в России каждый слышал о каком-нибудь умельце, который едва ли не топором способен починить компьютер или видеокамеру, абсолютно ничего не зная об их устройстве. Как отмечал Стендаль в «Записках туриста», и в политике, и в машинах важнее опыт, а не теория. Родители, воспитывая детей, опираются прежде всего на собственное чувство или, в лучшем случае, на накопленный жизненный опыт (зачастую объясняя этот опыт самым фантастическим образом). Мы действуем именно так, а не иначе, потому, что такое действие для нас самоочевидно. [окончание cтраницы 58]
Когда психолог работает как практик, он, конечно же, использует известную ему технологию (например, он обязан переспрашивать и уточнять сказанное клиентом: «Если я вас правильно понял, то вы считаете, что... Я действительно вас правильно понял?»), но, прежде всего, он действует интуитивно. Замечательные теоретики редко делают великие изобретения, а блестящие изобретатели ещё реже развивают теорию. Самоощущения теоретика и практика — это разные самоощущения. Во всяком случае, когда мне приходится заниматься практической психологией в качестве консультанта, психотренера или медиатора, я ориентируюсь не на теории, а на технологии и интуицию. Дж.Гриндер и Р. Бендлер создали систему практической психологии, названную нейролингвистическим программированием (НЛП). Они откровенно признают таинственность её воздействия. Вот как они объясняют свои взгляды ученикам на семинаре: «Все, что мы собираемся вам здесь сказать, — это ложь. Поскольку у нас нет требований к истинности и точности, на этом семинаре мы постоянно будем вам лгать... Если вы буде те действовать так, как будто наши утверждения действительно истинны, то убедитесь, что они работают»1. Это утверждение основателей НЛП — не кокетство, а признание реальной магии практического действия. А вот как выглядит фрагмент обоснования другого известного психотерапевтического метода. Основатель гештальттерапии Ф. Пёрлз начинает издалека: «Когда я размышляю над какой-то проблемой, пытаясь решить, как я буду действовать в определённой ситуации, я как будто делаю две вполне реальные вещи. Во-первых, я как бы разговариваю о своей проблеме; в реальности я мог бы так поговорить со своим другом. Во-вторых, я воспроизвожу в уме ситуацию, в которую вовлечёт меня моё решение. Я предвосхищаю в фантазии то, что произойдёт в реальности, и хотя соответствие между воспроизведением в фантазии и действительной ситуацией может не быть абсолютным—так же, как не абсолютно соответствие между деревом в моём уме и деревом в моём саду, — оно достаточно для того, чтобы основывать на нём свои действия. Таким образом, умственная деятельность, по-видимому, сберегает для индивида время, энергию и работу. Так, например, рычаг обеспечивает при приложении небольшой силы на одном конце создание значительной силы на другом»2. В цитате Пёрлза нагромождение банальностей (дерево в уме и в саду, эффективность рычага и пр.) сопровождается метафорами: при размышлении делаются вроде бы две вещи (всего две? Почему [окончание cтраницы 59] __________________ 1ГриндерДж., Бендлер Р. Из лягушек в принцы. СПб, 1992, с. 19. 2Пёрлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996, с. 26-27.
две, а не три или четыре? почему именно эти две, а не другие? Так Если практическая технология приводит к желаемому результату, Можно отвергать теорию психоанализа, даже считая эффективными - психоаналитические методы лечения невротиков. Аналогично: психотерапевтический эффект принятия религиозного мировоззрения и участия в церковных обрядах несомненен, но из этого не следует, что верно данное религиозное учение. 3. Фрейд, например, решительно нападал на религию, но, как замечает К. Мэй, его терапия использовала точную копию католической исповеди: он укладывал пациента на кушетку и садился сзади, отдельно от пациента, как отец-исповедник, скрытый завесой 2. Если признать психотерапевтическую эффективность и католической исповеди, и психоаналитического сеанса, то всё равно нельзя установить, что именно в них является эффективным: религия, теория, технология работы с клиентом или отдельные элементы этой технологии. В практической деятельности постоянно приходится принимать решения, не имеющие никакого теоретического оправдания. При [окончание cтраницы 60] ________________________ 1 Полани М. Личностное знание. М.( 1985, с. 86. 2Эволюция психотерапии, 3. М., 1998, с. 299.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |