Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическое вступление. что, разумеется, заодно подтверждает и личную проницательность при­верженца скептической точки зрения1




что, разумеется, заодно подтверждает и личную проницательность при­верженца скептической точки зрения1.

Джеймс утверждал, что до него положение о связи веры с исти­ной «никогда не было ясно сформулировано». Но в XX в. психологи-практики вполне явственно на него опираются. Психиатр Т.Сас заявляет: «Все психиатрические методы «лечения» хороши для тех, кто в них ве­рит»2. В психотерапии Д.Мейхенбаум выдвигает принцип: любая са­мая фантастическая концептуальная схема может помочь клиенту, если он в неё поверит. (Правда, сам Мейхенбаум выражается сдержаннее: психотерапевт должен дать клиенту концептуальную схему, которая не обязательно должна иметь реальное научное значение, главное — она должна казаться клиенту правдоподобной 3). Социологи приводят тео­рему У. Томаса: «Если люди определяют ситуации как реальные, то си­туации реальны по своим последствиям»4. Впрочем, мудрецы всегда острили по этому поводу. Вот, например, афоризм X. Борхеса: «Исто­рическая правда — не то, что случилось, а то, что мы полагаем случив­шимся». А культурологи говорят об этом так: «В каждом социальном явлении даже самые незначительные на первый взгляд моменты могут сыграть роль образца для последующих поколений, повлиять на фор­мирование «социальной эстафеты», переносящей след этого явления че­рез века и страны»5.

Вопреки расхожему мнению, теоретические построения, как пра­вило, сами по себе не могут непосредственно применяться на практике. Из уравнений Максвелла нельзя вывести устройство радиоприемника, а из психоанализа Фрейда — поведение психотерапевта в каждой кон­кретной ситуации. Однако без теории Максвелла никому бы не пришло в голову создавать радиосвязь, а без концепции Фрейда ни один психо­терапевт не интересовался бы эротическими устремлениями пациента в младенческом возрасте. Теория открывает новые области и для прак­тической деятельности, и для придумывания новых экспериментов. «Многие методы терапии поведения были инспирированы теориями... Даже ложная теория может вызвать эффективный метод»6. Таким образом, для [окончание cтраницы 63]

_________________________

1 Джеймс У. Воля к вере. М., 1997, с. 66.

2Цит. по кн. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М., 1989, с. 40.

3Морли С, Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. СПб, 1996, с. 30-31.

4 Коллинз Р. Социология: наука или антинаука? // Теория общества. М., 1999, с. 50.

5 Кармин А. С. Специфика социального познания (в сравнении с естественно­научным) // Естественнонаучное и гуманитарное знание. Л., 1990, с. 53.

6Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. СПб, 1998, с. 13-14.


 

Раздел первый

практического психолога новая концепция — хороший повод для моди­фикации старых методов работы и создания новых. Чем оригинальнее теория, тем она более эвристична для разработки новых эффектив­ных методов практической деятельности. Теория предлагает учено­му-практику и экспериментатору увидеть реальность под неожиданным углом зрения и, вследствие этого, найти новые способы взаимодействия с этой реальностью. Как замечает К. Ясперс, практическая польза при­ходит сама собой по мере научного прогресса '.

Соотношение между теорией и практикой примерно такое же, как между религией и мистикой. Мистические переживания бывают и у верующих, и у неверующих. Более того, эти переживания приходят со­вершенно внезапно как для тех, так и для других2, а потому не являются непосредственным следствием принятой религиозной, позиции. Кон­кретное переживание индивидуально и не вытекает как необходимость из мировоззрения. Тем не менее, религия способствует возникновению мистических переживаний, особенно таких, которые связаны с содер­жанием именно данного религиозного мировоззрения. В свою очередь, мистические переживания подтверждают религиозные взгляды испы­тавшего эти переживания человека. Равным образом научная теория спо­собствует возникновению практических идей. А удачная реализация этих идей вызывает у практиков уверенность в истинности теории.

Практическая психология, конечно же, решает очень важные за­дачи. Она позволяет психологам с гордостью смотреть на мир и полу­чать финансовую поддержку своих исследований. Она может помочь избавляться от страданий, создавать имидж в политической борьбе, соз­давать условия для творческого развития, выявлять наличие или отсут­ствие профессионально важных качеств у людей при их поступлении на работу или учебу, а также делать многие другие важные и замеча­тельные вещи. Любая теория, разумеется, позднее должна будет объяс­нить, как ей это удается, — в этом отношении практика как реальный опыт, в свою очередь, всегда способствует развитию теории. [окончание cтраницы 64]

_______________________

1 Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997, с. 25.

2 Пишет М. Лютер: «Когда один монах произнес при мне слова: «Я верую в про­
щение грехов», Св. Писание озарилось для меня совершенно новым светом, и я почув­
ствовал себя как бы вновь родившимся. Мне показалось, что двери рая широко распах­
нулись передо мной», (цит. по кн. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта, с.
305; см. также Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое иссле­
дование. М., 1996). И это внезапное мистическое переживание не вызвано религиоз­
ной верой самой по себе — Лютер и до этого был верующим монахом, но подобных
переживаний не испытывал.



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.