Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическое вступление. материале. Только если полученный ранее вывод подтвердится в новом эксперименте, можно надеяться, что эти данные не случайны




материале. Только если полученный ранее вывод подтвердится в новом эксперименте, можно надеяться, что эти данные не случайны.

Что значит «иной материал»? Простейший случай — исследова­ние повторяется в другое время, в другом месте или на другом контин­генте испытуемых. Если при повторении эксперимента получается тот лее самый результат, можно констатировать: обнаруженный факт, по-видимому, действительно существует. Учёные-гуманитарии часто кри­тикуют требование повторяемости результатов исследования. Они го­ворят: жизнь человека уникальна и неповторима. А значит, есть собы­тия или ситуации, которые нельзя повторно исследовать. Следовательно, естественнонаучное требование повторяемости результатов неприме­нимо к гуманитарной науке.

На мой взгляд, эта критика преувеличена. Фактом вполне может быть неповторимое уникальное явление, в достоверности которого прак­тически никто не сомневается. Если на морозе лопнул радиатор маши­ны, не надо повторять это событие, чтобы убедиться в том, что лопнул радиатор. Если мы читаем книгу изречений Франциска Ассизского, то существование текстов, считающихся изречёнными св. Франциском, есть факт, не требующий специального подтверждения. И даже упоминание о левитации св. Франциска есть факт. (Другое дело, что саму левита­цию опасно считать достоверным фактом — писавшие об этом вряд ли были достаточно объективны). Если мы уверены в добросовестности исследователя, то полученные им в эксперименте конкретные данные являются эмпирическим фактом, подлежащим объяснению. Однако в том случае, если исследователь сам не уверен в достоверности факта (например, оценивает достоверность с помощью статистических мето­дов), то речь идёт о гипотезе, которую надо ещё проверять. В этом слу­чае одним (не главным и не единственным!) из приёмов такой проверки может служить повторение эксперимента.

К сожалению, психологи не всегда обращают на это внимание. Допустим, в эмпирическом исследовании получено статистически зна­чимое различие средних или найден статистически значимый коэффи­циент корреляции. На этом основании очень часто утверждается, что средние на самом деле отличаются или что найденная связь действи­тельно существует в реальности. Однако то, что обнаружено в результа­те анализа данных, — это всего лишь статистическая гипотеза, которую требуется проверить в независимом исследовании! Действительно, стати­стически значимый результат означает лишь то, что вероятность слу­чайности этого результата составляет не более 5% (1%, 0,1% и т. д. в [окончание cтраницы 75]


Раздел первый

зависимости от уровня достоверности). Можно надеяться, но нельзя гаран­тировать, что данный результат эксперимента не попал в эти 5 или 0,1%.

Иное дело — экспериментальное исследование, заведомо направ­ленное на проверку логической гипотезы. Экспериментатор, проводя своё исследование, задаёт природе такой вопрос, на который она от­вечает «да» или «нет» — правда, обычно не строго однозначно, а с некоторой вероятностью. Если из не зависимых от данного опыта сооб­ражений логически выведено, что некое явление должно существовать, то получение статистического подтверждения служит более-менее на­дёжным основанием для утверждения о существовании этого явления (с одновременным указанием вероятности того, насколько достоверно это утверждение).

Когда ученый проводит эмпирическое (а не экспериментальное!) исследование, то он, как правило, вдохновлён вопросом: а что будет, если?.. В таком случае ответ, даваемый природой, настолько разнообра­зен, что зачастую невозможно определить, что в этом ответе существен­но, а что является игрой случая. Например, экспериментатор получил 100 разных коэффициентов корреляции1. При полностью случайном разбросе данных примерно 5 полученных коэффициентов будут значи­мы на уровне достоверности 95%! Даже если ученый получил в реаль­ном эксперименте больше чем пять значимых коэффициентов корреля­ции, то какие-то 5 из них (и какие именно — неизвестно) вполне могут быть случайными. А ведь ученый ещё может по-разному классифици­ровать данные — например, разделить испытуемых по разным группам (по полу, возрасту и пр.) и считать коэффициенты отдельно по каждой группе; он может менять исходные допущения при обработке (о нор­мальности распределения данных, о линейности или нелинейности связи и т. п.); может пренебречь теми данными, которые сильно выпадают из общей картины, и т. д. Как человек, в течение нескольких десятков лет обрабатывавший опытные данные, убежден: при желании всегда можно подобрать такой способ статистического анализа, который позволит обна­ружить статистически достоверное различие средних у двух групп данных, случайным образом сформированных из одной генеральной совокупности, и найти значимую связь у несвязанных переменных... Поэтому получен­ный статистический результат эмпирического исследования должен быть обязательно проверен в повторном исследовании. [окончание cтраницы 76]

______________________

1Это очень немного. Например, в исследованиях влияния индивидуальных пара­метров на успешность деятельности и обучения почти никогда не вычисляется мень­шее число коэффициентов корреляции.


Методологическое вступление

На самом деле требование повторяемости — очень слабое требо­вание. Оно лишь позволяет рассматривать нечто как эмпирический факт. Повторяемость ещё ничего не говорит о его природе и его значении. Каждое явление можно интерпретировать тысячью разных способов. Следовательно, из принимаемой исследователем интерпретации надо делать логические выводы, которые затем следует специально прове­рять в независимом эксперименте. Из двух гипотез следует отбросить ту, которая не прошла такую проверку. Методологи сформулировали как регулятив, как принцип научного познания: любая теория (гипоте­за) должна независимо проверяться.

Поясню на примерах:

— Камень падает с высоты быстрее, чем лист бумаги или сосновая шишка. Это факт, который может быть проверен повторением эксперимента. Но утверждение Аристотеля, что тяжёлые тела всегда падают быстрее
лёгких, является интерпретацией этого факта, требующей независимой
проверки.

— Нострадамус написал текст: «Появится символ с огнём в руках, и он
поможет обрести свободу...» Это факт, не требующий доказательства
(при условии, что нет оснований считать данный текст подложным). Но
утверждение, что Нострадамус описал Статую Свободы, является
интерпретацией этого факта и требует независимой проверки.

— Математик В. Кокс собрал статистику о числе пассажиров в поездах, потерпевших крушение. По его данным, в таких поездах пассажиров всегда оказывалось меньше, чем обычно (с вероятностью ошибки 1%)1.
Эту статистическую гипотезу, конечно же, необходимо прежде всего
проверить на других данных, не вошедших в анализ Кокса. Однако даже
если полученный результат будет подтверждён, интерпретацию Кокса —
люди предчувствуют возможность катастрофы — следует проверить в
дополнительном исследовании. Интерпретаций ведь может быть сколь
угодно много. Приведу наугад несколько: а) в дни катастроф на всех
людей влияют одинаковые неблагоприятные факторы (погодные,
космические и пр.), поэтому пассажиры не хотят в эти дни ездить, а
железнодорожники чаще допускают ошибки; б) машинисты поездов,
зная, что в поезде пассажиров меньше, чем обычно, становятся
беспечнее, что может увеличивать вероятность катастрофы; в) катаст­
рофы чаще происходят в праздничные дни, когда потенциальные пасса­
жиры стараются оставаться дома, а работники железнодорожного транс­
порта чаще употребляют спиртные напитки и т. д.

Итак, повторяемость результата эксперимента полезна лишь для установления эмпирического факта, если в нём есть какие-то сомнения. [окончание cтраницы 76]

_______________________________

1 Таинственные явления человеческой психики. Харьков, 1997, с. 288


Раздел первый

Но эмпирический факт ещё не является фактом науки. Он обязательно должен получить теоретическую интерпретацию. А интерпретация фак­тов должна обязательно проверяться в независимом исследовании и предсказывать результаты принципиально иных экспериментовпомимо тех, для объяснения которых она выдвинута.

Иногда в качестве способа, удовлетворяющего этому методоло­гическому требованию, предлагается приём получения данных об од­ном и том же, но с помощью разных методов. Одно время в психологии был даже введён специальный принцип конвергенции: гипотеза подтвер­ждается, если результаты разных методов сходятся. Однако этот прин­цип не слишком хорош. Во-первых, планирование такого гетеромето-дического эксперимента в психологии встречается редко, поскольку, как пишет Д. Кэмпбелл, подобный эксперимент должен приводить к столь обескураживающим результатам, что «у многих вовсе пропала бы охо­та проводить исследования»1. А во-вторых, и это самое важное, не за­дан критерий, позволяющий оценить, что результаты действительно сходятся.

Рассмотрим пример. Среди параметров когнитивного стиля чело­века выделяют полезависимость. Чаще всего этот параметр измеряется с помощью двух методик: теста «стержень — рама» и теста замаскиро­ванных фигур. (Для данного текста знание самих этих методик не име­ет значения). В 17 независимых исследованиях получены следующие значения коэффициентов корреляции между ними 2:

— менее 0,3 — 3 исследования;

— от 0,3 до 0,4 — 8 исследований;

— от 0,4 до 0,5 — 3 исследования;

— от 0,5 до 0,6 — 0 исследований;

— свыше 0,6 — 3 исследования.

По всей видимости, можно говорить о существовании положи­тельной связи между результатами выполнения двух тестов. Но допус­тимо ли считать, что эти два теста измеряют одно и то же? Тождествен­ность — это результат принятия решения, а не следствие обработки дан­ных. Эмпирическим путём нельзя обосновать, что два метода измеряют одно и то же. Обнаружение даже высокой корреляции не может дока-зать тождественность измеряемых параметров. Вполне вероятно, что [окончание cтраницы 78]

_________________________

1 Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных
исследованиях. М., 1980, с. 216.

2 Clauss G. Zur Psychologie kognitiver Stile. Neuere Entwicklungen im Grenzbereich
von Allgemeiner und Pers(nlichkeitspsychologie. // Zur Psychologie Pers(nlichkeitsforschung
Hrsg. M. Vorwerg), 1, Berlin, 1978, s. 133



 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.