КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы последействия. они никогда не согласились бы, если бы всё началось с этого последнего варианта
они никогда не согласились бы, если бы всё началось с этого последнего варианта. Например, покупателя привлекла цена нового автомобиля, и он начинает оформлять документы на покупку. Если вдруг продавец отменяет денежные скидки, то оказывается, что большинство покупателей всё равно готовы приобрести автомобиль по большей цене, на что они вряд ли согласились бы в самом начале покупки. В одном эксперименте исследователи, действующие как борцы за безопасность на дорогах, просили жителей установить перед въездом на их участок огромный уродливый плакат «Будьте осторожны на дорогах». Только 17% жителей дали своё согласие. Но после того как жителей просили разместить в окнах своих домов рекламные листовки, то уже 76% было готово установить тот самый плакат '. • В 1960-е гг. С. Милгрэм провёл эксперимент, ставший классикой социальной психологии. Некоторые авторы даже считают, что этот эксперимент внёс самый значительный эмпирический вклад за всю историю социальных наук. Здесь мы рассмотрим только когнитивную составляющую этого эксперимента, хотя именно она привлекала наименьшее внимание комментаторов. По существу, Милгрэм использовал упомянутый выше феномен «нога в дверях». Исследователь объявлял испытуемым, что он проводит обучающий эксперимент. Испытуемый, выполняя роль «учителя», должен наказывать ударом тока другого испытуемого (на самом деле подставного ассистента), играющего роль «ученика», за каждую ошибку при заучивании слогов. Милгрэм настойчиво объяснял «учителям», что каждая следующая ошибка должна наказывать ся всё более сурово и что удары током составляют важную часть эксперимента. Опыт потеряет всякий смысл, предупреждал Милгрэм своих испытуемых, если его требования не будут выполне ны. Итак, каждый учитель вполне осознанно относил ситуацию к классу экспериментов, посвященных влиянию наказания на научение. Перед испытуемым находились кнопки, нажатие которых сопровождалось ударом тока напряжением от 15 до 450 вольт. После каждой ошибки ученика экспериментатор требовал увеличивать напряжение. Оказалось, что примерно 65% испытуемых Милгрэ- ма оказались способны наносить электрические удары такой силы, что, будь они подлинными, их «ученики» давно были бы мертвы. [окончание cтраницы 465] _____________________ 1 Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997, с. 168-171.
Раздел седьмой Этот процент оказался достаточно стабильным для разных групп испытуемых: и для «добропорядочных» отцов семейств Европы, и для американских студентов, и для азиатских школьников '. «О, Боже! — сделали вывод психологи. — Люди по своей природе и воспитанию готовы безрассудно подчиняться авторитету, из уважения к власти они способны к бесчеловечным поступкам». Однако в этой интерпретации есть одно «но». Вряд ли хоть один нормальный человек, даже по указанию экспериментатора, застрелил бы другого испытуемого за ошибку в воспроизведении бессмысленных слогов. В эксперименте Милгрэма испытуемые не сразу давали своим «ученикам» смертельный удар током. Ситуация изменялась для испытуемых, и изменялась медленно. А ведь, по закону последействия позитивного выбора, отнесение к прежнему классу может происходить даже при таком преобразовании ситуации, когда никто другой, воспринимающий только эту преобразованную ситуацию, не отнёс бы её к данному классу. Испытуемые Милгрэма понимали ситуацию как экспериментальное изучение влияния наказания на научение. Большинство испытуемых продолжало изучать именно этот класс явлений, используя удары тока, превышающие вначале 50, затем 100, 200 и, наконец, 300 вольт. А комментаторы воспринимали только конечную — уже преобразованную — ситуацию, в которой, на их взгляд, испытуемые демонстрировали своё подчинение бесчеловечным приказам и поражались природе человека. Конечно, как и в других экспериментах, особенно социально-психологических, поведение людей в процессе эксперимента не предопределено действием какого-то одного закона. На поведение влияют многие флкторы, в том числе социальные. Эффект, полученный в исследовании Милгрэма, разумеется, не предопределён действием закона последействия позитивного выбора. Сам С. Милгрэм так описывал свой замысел: «Основной интерес эксперимента — исследование готовности человека уступать деструктивным приказам. Я осознал, что столь простой вопрос является существенно важным в гуманистическом аспекте и одновременно допускает ответ в количественном выражении. В такой лабораторной процедуре в форме академической теории выражается фундаментальная озабоченность, которую для моего поколения, и в частности для евреев вроде меня, усугубили жестокости Второй мировой войны» 2. Тем не менее, эффект Милгрэма не был бы обнаружен, если [окончание cтраницы 464] ____________________ 1См. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992, 1, с. 92-93; 2, с. 103-105. 2Цит. по Майерс Д. Социальная психология. СПб, 1997, с. 287.
Законы последействия бы работа сознания не подчинялась закону последействия позитивного выбора. • При предъявлении противоречивых изображений или текстов (т. е. • Г. Хелсон обнаружил экспериментальный феномен, который он свя • В исследовании Ш. А. Надирашвили с соавторами испытуемые по ___________________________________ 1См. Шехтер М. С. Зрительное опознание. М.. 1981, с. 24. 2См. Надирашвили Ш. А. Психологическая природа восприятия. Тбилиси, 1976, 3Надирашвили Ш. А., Чхаидзе Л. В., Мерабишвили Г. В., Томеишвили Н. В. Произвольные движения и установка. // Экспериментальные исследования по психологии установки, 5. Тбилиси, 1971, с. 99-106. Раздел седьмой • Сходный, но уже совершенно неожиданный эффект, названный • Само смещение гипотез в сторону навязываемой информации тоже _________________________ 1См. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998, с. 183-184.
Законы последействия Фестингера и Карлсмит испытуемые вначале выполняли скучную работу, а потом лгали девушке, рассказывая, какая эта работа интересная. Те испытуемые, которые лгали без достаточного основания, позднее, вспоминая, смещали своё представление о работе — они начинали её оценивать как действительно интересную, а потому, мол, не так уж велика была ложь. Если интерпретировать результаты Олехнович в духе Фестингера и его толкователей, то следует сказать: смещение собственной гипотезы в сторону навязанной информации вызывает когнитивное рассогласование; испытуемые как бы неосознанно доказывают себе, что не зря изменили собственное представление, ибо в действительности его надо было изменить ещё сильнее. Если интерпретировать результаты Фестингера в духе экспериментальных данных Олехнович, то речь идёт о простом когнитивном факте: любое навязываемое смещение гипотез обладает последействием. Последействие смещения — это продолжающееся расширение диапазона возможных ответов, т. е. последействие позитивного выбора. • 3. И. Ходжава предъявлял испытуемым, знающим немецкий и рус • Самооценка испытуемых также «растягивает» класс ситуаций, • Любопытный пример, характеризующий последействие ____________________ 1См. Бжалава И. Т. Психология установки и кибернетика. М., 1966, с. 195-197. 2 Dickson G. A comparison of attitudes toward risk among business managers. //J.Occupat. Psychol., 1981, 54, p. 157-164.
Раздел седьмой была незаметно образоваться с годами» '. Иными словами, старик не заметил постепенного ухудшения зрения одного глаза, доходящего до полной слепоты. Итак, если стимул не изменяется, то, по закону Джеймса, он очень быстро перестаёт осознаваться. Если же стимул начинает меняться, то последействие позитивного выбора, растягивая зону неразличения, позволяет не замечать (или почти не замечать) изменение стимула и, тем самым, сохранять его принадлежность к тому же классу. Расширение зоны неразличения может происходить только за счёт увеличения числа синонимов, т. е. приравнивания происшедших со стимулом изменений к ранее сделанному позитивному выбору. Позитивный выбор, тем самым, можно описать логической конъюнкцией: данный стимул - это есть и А, и В, и С... Единственное ограничение, если мы хотим остаться в зоне логики: конъюнкция не может содержать в себе противоречащих друг другу вариантов стимулов. Хотя позитивный выбор — результат работы механизма сознания, тем не менее, процесс этого выбора не должен осознаваться. Если бы этот процесс предполагал осознание, то последействие позитивного выбора было бы невозможно. Ведь, по закону Джеймса, всё неизменное, всё повторяющееся (а значит, и повторяющееся последействие, если оно было осознано) должно достаточно быстро уходить из поверхностного содержания сознания.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |