КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс обобщения информации в памяти как проявление последействия позитивного выбора
В соответствии с последействием позитивного выбора, однажды воспринятая информация подвергается изменениям и тогда, когда перестаёт осознаваться, поскольку расширяется зона неразличения. Предъявим испытуемому какую-либо неизменную информацию: текст, ряд стимулов и пр. Хотя неизменная информация уходит с поверхности сознания, но ранее сделанный позитивный выбор должен сказываться при последующем извлечении этой информации из памяти. Расширение зоны неразличения приводит к повышению обобщённости этой информации. Действительно, когда человек вспоминает предъявленные ему ранее стимулы, такой эффект наблюдается. Его обычно связывают с [окончание cтраницы 468] _________________________ 1 Гельмголъц Г. Учение о слуховых ощущениях. М., 1885, с. 92.
Законы последействия забыванием. Часто в этой связи говорят об изменениях эталонов, хранимых в памяти. Рассмотрим серию примеров: • Д. Слобин выделяет типы изменений историй и событий, храня • Описания исследований, приводимые в обзоре И. Хофмана2, по • Анализ искажений при воспроизведении изображений методически более сложен (влияет как умение испытуемых рисовать, так и умение экспериментаторов количественно обрабатывать сделанные рисунки). Тем не менее, отмечается стремление испытуемых к улучшению симметрии геометрических фигур, возрастание при воспроизведении прямых углов и прямых линий, к улучшению структуры предъявленного материала в целом 3. Р. Арнхейм, однако, не соглашается с утверждением «традиционной психологической теории» о том, что следы памяти графических изображений постепенно растворяются, упрощаются, «становясь всё более похожими на всё и в то же время ни на что конкретно». Арнхейм считает это мнение результатом усреднения разнообразных [окончание cтраницы 469] ______________________ 1 Слобин Д., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976, с. 175. 2Хофман И. Активная память. М., 1986, 230-275. 3Ховланд К. Научение и сохранение заученного у человека. // Экспериментальная психология (под ред. С. Стивенса), 2. М., 1963. Раздел седьмой реакций испытуемых. «Я всегда восхищаюсь, — пишет Арнхейм, — изобретательностью и остроумием решений, богатой образностью восприятия, которая заставляет говорить о себе даже в том случае, если рисунки сделаны быстро, спонтанно и лишь только с одной целью — правдоподобно зарегистрировать то, что было увидено» '. Впрочем, Арнхейм также признаёт, что рисунки испытуемых по памяти обычно упрощают структуру (происходит объединение элементов, усиление симметрии, опускание малозначащих деталей, повторов, стремление к замкнутой форме и т. п.), но, в то же время, иногда испытуемые могут и, наоборот, усиливать различия, разваливать целое изображение на части и т. д. По моему мнению, последнее возможно из-за произвольных и вполне осознанных попыток испытуемого вспомнить предъявленное, а обычно фиксируемый процесс упрощения отражает неосознаваемую трансформацию сохраняемого в памяти графического материала. • В разных исследованиях также показано, что из памяти достаточно быстро исчезают детали, не существенные относительно выбранного позитивного значения текста. Ж. Закс обнаружила, например, что грамматические формы, не существенные для смысла предложения, в памяти не сохраняются. Её испытуемые прослушивали отрывки связной речи. Затем, после интервала в 0 с, в 7,5 с, в 27 с и в 46 с (заполненного прослушиванием бессмысленных слогов), им предъявлялось контрольное предложение, либо совпадающее с одним из предложений отрывка, либо отличающееся от него. Контрольное предложение могло иметь отличия от предложения из предъявленного отрывка и подвергаться разным грамматическим и смысловым изменениям. Например, предложение: «он послал об этом письмо Галилею, великому итальянскому учёному» подвергалось грамматическому изменению (вариант: «письмо об этом было послано Галилею, великому итальянскому учёному») и семантическому изменению («Галилей, великий итальянский учёный, послал ему об этом письмо»). При нулевом интервале все изменения замечались сразу же. Грамматические изменения не замечались уже после 7,5 с. А семантические изменения легко обнаруживались и после 46 с 2. • Выпадение менее существенных деталей наблюдалось мной на совершенно ином материале. Например, музыканты с абсолютным [окончание cтраницы 470] ________________ 1Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, с. 73. 2См. СлобинД., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976, с. 70-72.
Законы последействия слухом достаточно успешно воспроизводили нотное обозначение предъявленных аккордов. Однако типичной ошибкой был сдвиг на одинаковую величину всех звуков при предъявлении гармонических, т. е. музыкально осмысленных, аккордов. Испытуемые легко их опознавали, но зачастую забывали (как менее существенную характеристику) тональность этих аккордов. Таких сдвигов практически не встречалось при предъявлении случайного набора звуков. • В другом эксперименте я зачитывал испытуемым ряды цифр, длина которых не была им заранее известна. Они же должны были воспроизводить последние цифры ряда, когда этот ряд неожиданно для них заканчивался. Оказалось: если на конце ряда находится простая периодическая последовательность, то испытуемый обычно правильно воспроизводит саму структуру последовательности, хотя может заменить конкретные предъявленные цифры на другие (например, если окончание ряда выглядит так: 425164251642516, то может воспроизводиться, скажем, 536275362753627). В итоге, хотя испытуемые явно лучше запоминали окончания с регулярной последовательностью, объём правильного воспроизведения конкретных цифр в среднем не увеличивался. Регулярная последовательность могла воспроизводиться целиком — это, разумеется, существенно больше, чем при случайном наборе цифр, однако могла воспроизводиться только структура последовательности, когда правильно не воспроизводилась ни одна цифра. Статистически это проявилось лишь в значимом возрастании дисперсии количества правильно воспроизведённых элементов в рядах с периодической последовательностью по сравнению со случайными рядами. • Испытуемому предъявляется звуковой тон (или оттенок серого цвета), а затем, через небольшой интервал времени, — прежний раздражитель или другой, слегка отличающийся от предъявленного (другой звуковой тон, другой оттенок серого цвета). Задача испытуемого: определить, предъявлен ли ему во второй раз тот же стимул или другой. Вот данные, показывающие неосознанное расширение зоны неразличения в памяти. При предъявлении звуков с интервалом в 2 с опознание совершалось с точностью 94%; с интервалом 10 с — с точностью 78%; с интервалом 60 с — 60%. При предъявлении оттенков серого цвета, различающихся приблизительно на 1/15 яркости, с интервалом в 30 с — 83%, с интервалом в 2 мин. — 50%. Н. Н. Ланге резюмирует эти данные [окончание cтраницы 471]
Раздел седьмой так: «Забвение растет пропорционально логарифму времени, протёкшего с момента восприятия» '. • В большом числе исследований показано: и при воспроизведении, и при опознании часто происходит перепутывание по сходству. Само это явление хорошо известно каждому из своего жизненного опыта2. Ранее об этом уже говорилось и приводились примеры более-менее нетривиальных экспериментальных исследований. Добавлю ещё один пример. Экспериментально было обнаружено: чем больше времени проходит после заучивания материала, тем большее влияние на ошибки оказывает фактор сходства. Испытуемые заучивали наизусть ряды из 10 слогов. Через день они в среднем воспроизвели только 6,3 слога из ряда с высокой степенью сходства и 7,1 слога из ряда с малой степенью сходства3. Если свести все эти исследования воедино, то получается картина, в какой-то мере обратная динамике становления осознанного перцептивного образа, описываемой законом Ланге. Закон Ланге относил ся к поверхностному содержанию сознания и подчёркивал постепенное ужесточение критериев соответствия во времени. В случае неосознанных трансформаций эталонов, хранящихся в базовом содержании сознания, критерии соответствия, наоборот, последовательно смягчаются. После трансформации эти эталоны распространяются на более широкий класс явлений. При этом менее всего подвержены изменениям самые существенные части информации. (Правда, уже в другом томе мы будем обсуждать проблему, что именно и почему является существенным).
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 356; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |