КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Законы последействия
каждое слово в списке включается в семантическую организацию всего списка в целом. А потому одно и то же слово в разных рядах слов субъективно различается. • Г. Эббингауз обнаружил ещё один эффект, позднее многократно • При предъявлении некоторых двойственных изображений отме ________________________ 1Eagle M.. Wolilzky D., Klein G. Imagery: effect of a concealed figure in stimulus. // Science, 1966, 151, p. 837-839.
1См. Аллахвердов В. М. Ук. соч., с. 62-64. Стоит также иметь в виду, что испыту 2См. Пахомов А. 17. Микродинамика эффективности выполнения задач обнаруже
Законы последействия что, раз пропустив какое-то слово, испытуемый упорно не хочет его замечать и в совсем другой графической комбинации букв. В этом как раз и проявляется закон последействия фона. • В другом моём эксперименте испытуемые читали вслух список • Вернёмся к экспериментам Р. М. Фрумкиной, описанным в пред Три феномена имеют явное сходство с законом последействия фона. Один из них — процесс вытеснения, открытый 3. Фрейдом: то, что однажды было вытеснено (по каким-то причинам) из сознания, не может проникнуть в сознание в той же форме, в какой она была до вытеснения. Вытеснение — ключевой теоретический процесс для большинства глубинных психологов. В исследованиях вытеснения, например, [окончание cтраницы 457] _____________________ 1См. Аллахвердов В. М. Ук. соч., с. 52-58. Там же приводятся и другие экспериментальные данные На эту же тему.
Раздел седьмой сравнивалось воспроизведение материала, вызывающего и не вызывающего неприятные для личности испытуемого переживания. Часто утверждается, что негативные переживания запоминаются хуже, чем позитивные или нейтральные '. Отсюда следует, что человек способен принимать решение о том, что не должно более осознаваться. То, что было вытеснено из сознания, тем с меньшей вероятностью будет осознаваться при следующем предъявлении. Всё это имеет явные параллели с законом последействия фона. Однако есть и существенное отличие. Вытеснение для глубинных психологов — это следствие вполне определённых личностных причин, соответствующих той или иной теоретической версии. Последействие фона опирается исключительно на когнитивные основания и не предполагает каких-либо специальных глубинных мотивов и причин. Второй феномен обнаружен в экспериментах социальных психологов. Оказалось, что сделанный однажды человеком сознательный выбор ведёт к обесцениванию той альтернативы, которая была в результате этого выбора отвергнута. Так, Дж. Брем просил испытуемых-студенток дать оценку восьми вещам типа тостера, радиоприёмника и фена. Затем из двух предметов им предлагалось взять себе любой на выбор. Позднее, когда студентки давали повторную оценку восьми предметам, они выше оценили выбранную вещь и понизили рейтинг отвергнутой 2. Таким образом, то, что однажды всерьёз отвергается человеком, имеет тенденцию и далее осознанно отвергаться. Закон последействия фона может быть применён и к третьему феномену — к существованию фазы инкубации как одного из этапов творческой научной деятельности — весьма, кстати, загадочного этапа для классических подходов. Как известно, эта фаза состоит в том, что после многократных неудачных попыток решения сложной нестандартной задачи необходимо временное прекращение этих бесплодных усилий, отход от поиска, смена деятельности. Вот текст великого математика и тонкого наблюдателя А. Пуанкаре, многократно цитируемый в хрестоматиях по психологии: «Среди дорожных перипетий я забыл о своих математических работах. По прибытии в Кутанс мы взяли омнибус для прогулки. И вот в тот момент, когда я заносил ногу на ступеньку омнибуса, мне пришла в голову идея — хотя мои предыдущие мысли не имели с нею ничего [окончание cтраницы 458] _______________________ 1См., например, Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997, с. 139. Правда, полученные результаты трудно охарактеризовать как однозначные — ср. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.- Воронеж, 1996, с. 48-50. 2См. Майерс Д. Социальная психология. М, 1997, с. 182.
Законы последействия общего, — что те преобразования, которыми я воспользовался для определения фуксовых функций, тождественны с преобразованиями неэвклидовой геометрии. Я не проверил этой идеи. Для этого я не имел времени, так как, едва усевшись в омнибус, возобновил начатый ранее разговор. Тем не менее я сразу почувствовал полную уверенность в правильности идеи. Возвратясь в Кан, я сделал проверку; идея оказалась правильной». На основании этого и других примеров Пуанкаре делает вывод: «Можно думать, что сознательная работа оказалась более плодотворной благодаря тому, что она была временно прервана, и от- дых вернул уму его силу и свежесть. Но более вероятно, что это время отдыха было заполнено бессознательной работой, результат которой потом раскрывается перед математиком (т.е. перед сознанием математика — В. А.)» '. И всё-таки из общих соображений не совсем понятно, почему длительные сознательные усилия в решении задачи должны прерываться фазой инкубации. Рассматривая разные примеры, можно согласиться с Пуанкаре: дело не в том, что учёный после отдыха легко решает задачу, которая не давалась ему до этого. Во всяком случае, факт внезапности появления этого решения отдыхом не объяснить. Однако и бессознательной работой во время инкубации нельзя объяснить внезапность научного открытия, столь ошеломляющую самого ученого. Ведь бессознательная работа идёт и до инкубации, и во время инкубации, и после инкубации. Зачем же, собственно, нужен этап инкубации? Инкубация полезна и даже необходима тогда, когда длительные усилия учёного по решению головоломки привели к успеху — его идеальный мозг уже нашёл решение, но сам учёный ещё не осознал это. А ведь то, что находится в базовом содержании сознания и не осознаётся, имеет тенденцию и впредь не осознаваться — поэтому-то продолжение упорных попыток решения головоломки не может приводить к осознанию уже найденного решения. Перерыв в деятельности или смена задания изменяет контекст решения и может привести к изменению критериев соответствия, что, в свою очередь, отменяет сделанный ранее выбор того, его не следует осознавать. Фаза инкубации тогда становится необходимым этапом на пути к инсайту, к внезапному озарению. Однако здесь пока остановимся. До более подробного описания фаз инкубации и инсайта нам ещё предстоит достаточно долгий путь. [окончание cтраницы 459] ____________________ 1Пуанкаре А. О науке. М., 1990, с. 404-414. Раздел седьмой Последействие позитивного выбора Как говорилось выше, в поверхностном содержании сознания воспринимается не стимул сам по себе, а только класс, к которому принадлежит этот стимул. Конкретные, т. е. полностью обособленные, стимулы не подлежат осознанию. Это значит, что всегда существуют другие варианты стимула, субъективно эквивалентные (синонимичные) предъявленному. Назовём результат осознания стимула как члена класса позитивным выбором. Позитивный выбор, тем самым, — это то представление о стимуле, которое дано в поверхностном содержании сознания. Обобщим закон последействия фигуры и сформулируем закон последействия позитивного выбора: при предъявлении стимула защитный пояс сознания прежде всего пытается отождествить его с одним из тех классов стимулов, который до этого уже был позитивно выбран. Этот закон позволяет осознавать один и тот же объект как принадлежащий тому же самому классу, даже если сам этот объект меняет размеры, местоположение, форму или освещение и т. д. Феномен константности является прямым следствием закона последействия позитивного выбора. В случае последействия фигуры речь идёт об устойчивом предпочтении в опыте одного из возможных синонимов и в отстаивании этого выбора путём фиксирования выбранной зоны неразличения. Последействие фигуры определяет приоритет (норму) отнесения стимула к классу в данной ситуации. Сравним сходные экспериментальные парадигмы, позволяющие отличить последействие позитивного выбора в целом от последействия фигуры в частности. Последействие фигуры: испытуемому предъявляется стимул, находящийся в момент предъявления в зоне неразличения сознанием (за счёт кратковременности, маскировки и т. п.). Испытуемый, тем не менее, выбирает один из возможных синонимов в качестве ответа. Последействие фигуры проявляется в том, что сделанная ошибка закрепляется и повторяется даже при улучшении условий предъявления, когда другие испытуемые ошибок вообще не делают. Последействие позитивного выбора означает, что предшествующее решение упорно накладывается на последующие стимулы в [окончание cтраницы 460]
Законы последействия изменяющейся ситуации. В этом случае позитивный выбор сохраняет ся путём расширения зоны неразличения. Позитивный выбор фиксирует саму ситуацию, в которой происходит выбор. Типичная экспериментальная парадигма исследования последействия позитивного выбора выглядит так: испытуемому обычно предъявляется стимул в таких условиях, чтобы он мог уверенно отнести его к определённому классу. Затем стимул начинает меняться. Закон последействия позитивного выбора проявляется в том, что отнесение к прежнему классу будет происходить даже при таком изменении (преобразовании) стимула, когда другие испытуемые уже не отнесут его к данному классу, если бы этот изменённый стимул был предъявлен им без предварительного показа (до изменений). Рассмотрим примеры разных экспериментальных исследований, иллюстрирующих последействие позитивного выбора. • Вспомним психофизический метод границ, с помощью которого можно измерять минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающего изменение в ощущениях. Как уже отмечалось в исторической преамбуле, в восходящем варианте этого метода испытуемому вначале предъявляют два равных стимула, а затем один из них начинают изменять до тех пор, пока испытуемый не почувствует различие между ними. В нисходящем варианте, наоборот, сперва предъявляют два заведомо различных по интенсивности раздражителя и уменьшают это различие до тех пор, пока оно не перестает восприниматься испытуемым. Уже Г. Фехнер обнаружил: порог различения в восходящем и нисходящем вариантах метода не тождественен друг другу — в нисходящем варианте значение порога, как правило, меньше. Более того, испытуемый в восходящем варианте воспринимает равными такие раздражители, которые при однократном предъявлении этих раздражителей им же воспринимаются как неравные '. С точки зрения закона последействия позитивного выбора, так и должно быть: испытуемый будет стремиться отождествить стимул с тем классом, который был позитивно выбран при предыдущем предъявлении. • Внезапное исчезновение изображения (например, при выключении экрана) должно сопровождаться попытками удержания этого изображения в поверхностном содержании сознания. Это достигается, в частности, путём последовательного изменения размера [окончание cтраницы 463] _________________________ 1 Авалашвили A.M.К вопросу о роли установки в психофизических исследованиях. // Психологические исследования, Тбилиси, 1966, с. 5-14. Раздел седьмой исчезающего изображения. Действительно, гештальтисты наблюдали так называемое гамма-движение: при исчезновении изображения (а любое изображение, как мы помним, есть фигура на фоне) воспринимаемая фигура кажется сжимающейся. Аналогично, внезапно появляющаяся фигура кажется расширяющейся. • После операции удаления хрусталика (по поводу катаракты) люди • Испытуемый решает задачу: соответствует стимул заданному эта • В социальной психологии обсуждаемый закон проявляется в из ___________________ 1 Сомьен Дж. Кодирование сенсорной информации. М., 1975, с. 356. 2См. Шахтер М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М., 1981.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |